Основные элементы культуры в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.
Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

Файлы: 1 файл

РАБОТА!!!.docx

— 291.96 Кб (Скачать файл)

Летним развлечением молодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице  деревни, на берегу реки или у леса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший  местный гармонист.

Фольклор русских Южного Урала - богатейшая область духовной культуры, к нашему времени достаточно хорошо изученная. В 40-е годы люди среднего и старшего поколения еще хорошо знали старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни  преобладали частушки.

Вплоть до последнего времени  процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пласт занимали легенды и предания, в том числе на исторические темы. В горно-лесных селениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаружена редкая - балладная-песенная традиция с очень старыми сюжетами. Специфическую направленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это было заметно в песенном репертуаре.

 

Традиции приема гостей

В семнадцатом веке, каждый, уважающий себя горожанин и тем  более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережно хранились для этого дня.

А почётное место руководителя всего этого ответственного процесса, как и за закупкой и приготовлением праздничных мероприятий, следила  хозяйка дома.

На хозяина же ложилась не менее важная обязанность - приглашение  гостей на пир. Причём, в зависимости  от статуса гостя, хозяин либо посылал  с приглашением слугу, либо ездил  сам. А собственно само мероприятие  выгладила примерно так: к собравшимся  гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс, и гости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония  целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.

Гости по очереди подходили  к хозяйке дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держали руки за спиной, после снова  кланялся ей и принимал из её рук  чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это  служило сигналом для всех рассаживаться  и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в "красном  углу", то есть под иконами, возле  неподвижно приделанных к стене  лавок, сидеть на которых, кстати, по тем  временам, считалось более почётным, чем на приставных.

Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал  и подавал каждому приглашённому  гостю ломоть хлеба с солью, что  символизировало гостеприимство и  хлебосольство этого дома, кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему.

Хотя традиция встречать  гостей с хлебом и солью пришла к нам с той поры, но порядок  подачи блюд в те времена заметно  отличался от того, который привычен нам сегодня: сперва ели пироги, после блюда из мяса, птицы и рыбы, и только в конце трапезы принимались за супы.

 

Традиции русского православного праздничного застолья

Православное праздничное  застолье с давних времен хранит множество  традиций, обычаев и обрядов. Характерной  особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все  члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан  и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести  серьезные и добрые. Разгул и пьянство, особенно в постные дни, считались большим грехом. Как писал Св. Федор Едесский, «праздник проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоты. Наполняя же чрево яствами, прогневишь Того, Кому посвящается праздник».

Обязательным элементом  праздника является молитва. Считается, что приготовленная с молитвою еда  всегда удается, а молитвы до и  после вкушения пищи и другие, обращенные к Богу, Пресвятой Троице, Пресвятой  Богородице, Честному Кресту, принесут здоровье, успокоение и радость.

Для православного праздничного стола характерны традиционные блюда, соответствующие отмечаемому празднику. Для многих праздников предназначались  строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз  в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный  поросенок, гусь или индейка, медовый  или маковый пирог, пышные и румяные  блины, крашеные яйца и куличи...

Отмечали православные праздники  обильным и богатым столом. И в  зажиточных, и в бедных семьях выставляли на стол все лучшее, что было в  доме. Специально для праздников заранее  приобретались и хранились в  домашних кладовках разнообразные  продукты.

Для праздничного стола готовили изысканные блюда, придерживаясь правила: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится», и хозяйки старались блеснуть кулинарными способностями. Ассортимент закусок и блюд, особенно холодных, был разнообразным и широким. Народные традиции часто предписывали, на какой праздник сколько их должно быть. Большинство блюд и напитков сразу ставили на стол. Считалось обязательным попробовать все блюда, что были на столе. Большое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Его накрывали красивой, как правило, вышитой или белоснежной скатертью и сервировали лучшей посудой и приборами, украшали цветами, веточками зелени, бумажными ленточками, гирляндами. Непременным атрибутом праздничного стола были свечи, которые придавали застолью особую торжественность и символизировали религиозный характер праздника. Традиции и обычаи праздничного застолья изменялись и обновлялись на протяжении веков. Каждое поколение стремилось сохранить и древние языческие традиции, и православные, и привнести что-то свое. И современные поколения не исключение из этого правила.2

2. Ритуалы и  семейные традиции как средства  формирования сплоченности cемьи

Ритуалы

Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии. Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы – повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер. 

2.1. Исследование роли ритуалов

Ниже я приведу пример эмпирического исследования; проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А – студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек). 
Группа Б – люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа включает четыре подгруппы:  
люди, состоящие в браке;  
люди, находящиеся в разводе;  
матери-одиночки;  
вдовы/вдовцы.

В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской  семье, их роль в жизни семьи, мотивация  к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской  семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованное отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события». 

 

На рис. 1 представлена частота  упоминаемых семейных ритуалов в  группе А. 
 
 
Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:  
 
«Причащаемся в церкви перед новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник – жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа – он главный в семье», «День Семьи – день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение – выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт». 
 
Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили: 
 
«Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах». 
 
На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А. 
 
 
 
 
Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками: 
 
«Муж – хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год – дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше – на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».  
 
Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4). 
 
 
 
Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5). 
 
 
 
В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6). 
 

На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи. Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество существующих в семье различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10).  
«Сплоченность 10–9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.  
На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.  
Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.  
«Сплоченность 5» и «Сплоченность 4–3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4–1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи.  
Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.3

 

2.2. Семейные традиции. Их роль в сплочении семьи.

Сплочению членов семьи способствует любая совместная деятельность. Она  положительно сказывается на укреплении внутрисемейных отношений и на построении взаимного понимания.  
Эта деятельность может быть самой разнообразной: от совместного приготовления пищи до походов на природу всей семьей. Но для начала следует приобщить ребенка к традициям семьи. 
Безусловно, с принятием в семью нового человека меняется ее быт, но остаются ритуалы, которые сохраняют ее идентичность, - это семейные традиции. В каждой семье они свои, одни каждый год своими руками создают елочные игрушки, другие занимаются семейным чтением по вечерам, третьи предпочитают велосипедные или лыжные прогулки на выходных… Приобщение к семейным традициям и совместному труду помогает ребенку чувствовать себя частью чего-то большего, чем отдельная личность, развивает в нем способность к сопереживанию, сотрудничеству, взаимопомощи, учит общению, снижает тревожность, формирует представление о благополучной семье. Семейных традиций великое множество. И у каждой семьи они свои. Традиции обязательно должны быть в каждой семье для укрепления семейных взаимоотношений. Если в семье нет своих традиций, то это не семья, а просто сообщество людей, которые живут поодиночке, для себя. Говорить о сплоченности здесь не приходится. Любое действие, сформировавшееся в семье за какой – то промежуток времени, становится семейной традицией. И со временем появляются все новые и новые традиции. Важно выбрать то, что нравится всем в семье – и детям, и взрослым. В каждой дружной и сплоченной семье несколько семейных традиций, которые делают ее неповторимой, дружной, счастливой, где царит взаимная любовь и уважение каждого домочадца друг к другу.

Заключение

Традиции являются семейными ценностями. Обычаи объединяют поколения и сохраняют историю наших предков. Традиции немного изменяются в зависимости от времени и окружающего общества. Молодые семьи строят новые традиции на фундаменте переданных им традиций от их семей. Семейные праздники и традиции благотворно влияют на внутрисемейные отношения между родителями и детьми особенно. Они сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ощущать стабильность жизненного уклада. Семейные традиции играют особую и важную роль в семье. Благодаря семейным традициям все домочадцы обладают физическим, психологическим, духовным здоровьем.

1 http://www.e-reading-lib.org

2 Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.

3 http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n4/Obuhova_Dvornikova_full.shtml

 


Информация о работе Основные элементы культуры в социологии