Основные концепции, раскрывающие специфику социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Первая группа концепций рассматривает социологию, как науку о методологических подходах к исследованию человеческого поведения, совокупности методах изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы. Социологи считают, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете, а в том, как она изучает общество, т.е. ее своеобразие – в методологии.
Вторая группа концепций представляет социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Акцент делается на своеобразие предмета этой науки.

Содержание работы

Вопрос 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
Вопрос 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их
Вопрос 3. Какие социальные институты Вы знаете?
Вопрос 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Вопрос 6. Раскройте понятие “социальная стратификация”
Вопрос 7. Как происходит процесс социализации личности?
Вопрос 8. Какие виды субкультур Вы знаете?
Вопрос 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?
Вопрос 10. Каковы причины девиантного поведения?
Вопрос 11. Какова природа социального конфликта?
Вопрос 12. Что Вы понимаете под социологическим опросом?
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Вопрос 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

 

Ответ: В социологии выделяются три основные концепции, которые раскрывают ее специфику.

Первая группа концепций рассматривает социологию, как науку о методологических подходах к исследованию человеческого поведения, совокупности методах изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы. Социологи считают, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете, а в том, как она изучает общество, т.е. ее своеобразие – в методологии.

Вторая группа концепций представляет социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Акцент делается на своеобразие предмета этой науки.

Одни сторонники такой методологической концепции утверждают, что социология – это наука только о социальных связях, социальных отношениях, и социальном взаимодействии. А. Гиденс излагает социологию, по его мнению, с анализа наиболее понятных социальных связей и отношений – любви и брака, переходя к более сложным и обезличенным.

Другие же подчеркивают, что социология – это наука не просто о социальных связях и отношениях, а о социальных системах. Американский социолог Т. Парсонс считает, что “социология занимается анализом социальных систем, уделяя особое внимание типу социальной, именуемой нашим обществом”.

Характеристика социологии как науки о социальных системах широко распространена в нашей общественной литературе, где особое внимание обращается на выявление тех связей и отношений, которые обусловливают целостность общества или ее отдельных феноменов, на анализ структуры социальных систем, их институтов, функций, характеристику типов и соотношение социальных общностей, иерархию социальных статусов индивидов. При этом и личность рассматривается как специфическая социальная система.

Любая социальная система есть система социальных отношений. Всякое социальное отношение можно исследовать как своеобразную систему с элементами, выполняющими определенные функции.

Третья группа концепций определяет социологию как науку о социальном поведении. Данный подход характерен для американской литературы. Н. Смелзер в своем учебнике пишет: “Социология хочет знать, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему они образуют группы, почему они идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т.е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом ”. Такое понимание социологии широко реализуется на практике, особенно в исследованиях поведения человека в труде, в сфере досуга, культуры, брака.

Понимание социологии как науки о социальном поведении людей предопределяют специфику ее предмета. Центральными проблемами исследования являются природа и социального действия и его типология, социальные основы поведения и социальные интересы, ценностные ориентации, социальное движение.

Социология предстает как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении социальных общностей и личности, в них включенной. Социологические идеи и результаты исследований используются органами управления, а также в бизнесе, в социальной политике государств, в деятельности политических партий, в системе образования, при разработке новых технологий производства.

 

Вопрос 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их

 

Ответ: В основе социологии лежат следующие категории:

  • общество;
  • гражданское общество;
  • социальная группа;
  • социальная структура;
  • социальная стратификация;
  • социальная система.

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общество существовало и в ту далекую пору, когда не было стран и государств. Понятие “общество” применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество – самая большая группа из проживающих на данной территории. Э. Шилз выделил признаки общества, где достаточно полно охарактеризовал общество с социологической точки зрения, указав на семейно-брачные и кровнородственные отношения, способы воспроизводства, систему управления и культуру, которые тесно связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

В качестве социологической категории “гражданское общество” констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия “гражданское общество” указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Как идеал “гражданское общество” олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.д. Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Группа это так же среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.

Социальная структура – анатомический скелет общества. Под структурой следует понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

В основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми. Социальной стратификацией называется совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства.

Социальной системой общества называется совокупность социальных институтов. Однако к ней относятся не только институты, но и социальные организации, и социальное взаимодействие, и социальные роли. Одним словом, то, что движется, работает, действует.

 

Вопрос 3. Какие социальные институты Вы знаете?

 

Ответ: Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные институты бывают:

  • институт семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода);
  • политические институты (потребность в безопасности и социальном порядке);
  • экономические институты (потребность в добывании средств существования);
  • институты образования (потребность в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров);
  • институт религии (потребности в решении духовных проблем, смысла жизни).

 

Вопрос 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?

 

Ответ: Интерес к идее глобального мира был обусловлен осознанием значительной и наиболее передовой частью общества наличия общечеловеческих проблем, требовавших незамедлительного разрешения. Демографическая, продовольственная, экономическая, военная, экологическая – все эти проблемы являются планетарными, глобальными. Они могут быть разрешены только усилиями народов и касаются жизни каждого человека.

Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества.

Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как; несбалансированный экономический рост, кризис управления, обеспечение Земли водой и продовольствием, рост численности населения, наличие экологического кризиса, опасности ядерного конфликта, права человека, охрана здоровья, сдвиги в мировой геополитической ситуации.

Ученые второго направления отожествляют глобализацию с вестернизацией, но здесь есть свои различия. Одни считают вестернизацию, т.е. следование путем западной цивилизации, принятие западноевропейской системы ценностей благом, что способствует прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства. Другие же видят в экспансии Запада “культурный”, “информационный” или “демократический” империализм, который ведет к новому варварству, т.к. навязывает другим народам свои представления о мире, в том числе идеи индивидуализма и потребительства. Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой.

Образ современного глобального мира определяется рядом сложившихся условий: вступление западных стран в период постиндустриализма, снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся стран как поставщиков сырья благодаря внедрению новых технологий.

Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный тремя основными центрами: США, Европейские страны, Япония. Это самые могущественные государства, у них высокие передовые технологии, средства производства, самые качественные товары и больше всех капиталов.

Государства полупериферии и периферии составляют большую часть человечества. Полупериферия занимает промежуточную часть между ядром и периферией. Сюда входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной экономикой и политикой: Бразилия, Чили, Мексика, Китай и др. Это развитые индустриальные страны, которые так же, как и постиндустриальные экспортируют свои товары, но у них нет богатства, власти и влияния. Большинство технологических достижений заимствованы у высокоиндустриальных стран.

Страны периферии – самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они являются поставщиками сырья, которое не перерабатывается у них, а экспортируется. Благополучие этих стран зависит от экспорта сырья, а технологии и капитал поступают от западных инвесторов. Демографические процессы характеризуются высоким уровнем рождаемости и высокой детской смертностью. Отсутствие широкого слоя среднего класса, высокий уровень социально-классового расслоения, огромная диспропорция между богатыми и бедными слоями создают напряжение в обществе, порождают конфликты, внутренние перевороты, мятежи и насилия.

Иерархичность мировой системы сохраняется, несмотря на ускоряющуюся динамику мирового развития. Положение страны в мировой системе определяется не политическими или идеологическими принципами, а уровнем технологического, хозяйственного развития.

 

Вопрос 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

 

Ответ: Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей истории человечества. Несмотря на то что во все века неравенство осуждалось и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими.

Истоки социального неравенства современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей.

Неравенство – это критерий, при помощи которого одни группы размещаются выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Стратификация – это определенным образом “ориентированный” состав населения.

Большие социальные группы “ориентирует” неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди больше вознаграждаются, имеют больший объем власти, престиж их занятия выше, более высоким должен быть и уровень образования.

В итоге получается четыре измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта и т.п. – социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимые и недоступные большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Информация о работе Основные концепции, раскрывающие специфику социологии