Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 13:54, контрольная работа
Первая группа концепций рассматривает социологию, как науку о методологических подходах к исследованию человеческого поведения, совокупности методах изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы. Социологи считают, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете, а в том, как она изучает общество, т.е. ее своеобразие – в методологии.
Вторая группа концепций представляет социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Акцент делается на своеобразие предмета этой науки.
Вопрос 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
Вопрос 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их
Вопрос 3. Какие социальные институты Вы знаете?
Вопрос 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Вопрос 6. Раскройте понятие “социальная стратификация”
Вопрос 7. Как происходит процесс социализации личности?
Вопрос 8. Какие виды субкультур Вы знаете?
Вопрос 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?
Вопрос 10. Каковы причины девиантного поведения?
Вопрос 11. Какова природа социального конфликта?
Вопрос 12. Что Вы понимаете под социологическим опросом?
Список использованной литературы
Таким образом, социальная структура возникает по поводу разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
Ответ: Понятие стратификации (stratum – слой, facio - делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страта – она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Формирование страт в обществе – это и есть стратификация.
В изучении проблем социальной стратификации существуют социологические направления:
· первое - ведущим критерием анализа выдвигается социальный престиж;
· второе - главным критерием рассматривает самооценку человека относительно его социальной позиции;
· третье - при описании расслоения общества используют такие объективные критерии, как образование, доход и др.
В любом случае в основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми, что определяется не в биологических различиях пола, возраста, физических данных, не в индивидуальных особенностях темперамента и унаследованных способностях, а в социальном неравенстве, которое воспроизводится в устойчивых формах взаимодействия экономической, политической, социальной и духовной сфер в жизни общества.
Социальная стратификация – это расслоение людей. Термин “расслоение” означает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих. Данный термин фиксирует не только процесс поляризации населения, но и конечный результат расслоения, при котором в обществе возникает средний класс.
Одним из основателей современной теории стратификации является П.А. Сорокин (1889-1968) – русско-американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший Винчестере (США). В своих работах он выделяет несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты:
Многообразие страт и слоев – это гарант стабильно развивающегося общества – общества интенсивной социальной мобильности, что означает относительно свободно перемещение индивидов из одной социальной группы, страты, в другую, а также исчезновение одних и появление других социальных групп, страт более динамичных и слабых для индивидуальных стратегий достижения.
Ответ: Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. Вот почему к социализации более применим термин “освоение”, а не “обучение”.
До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции.
Ни один биологический вид не научился “свертывать” этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые последствия. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и самосозерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть, наоборот, преодолевая трудности, развивают свою личность, познают в себе новые грани.
С детства ребенок накапливает социальный опыт, у него формируются образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Формируя, свой Я образ, личность социализируется.
Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, т.к. индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Ответ: Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, отличающих группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Общество состоит из множества групп – демографических, национальных, социальных, профессиональных, у каждой из них формируется собственная система ценностей и правил поведения. Субкультура – часть общей культуры, присущая большой социальной группе.
Выделяются субкультуры профессиональные, субкультуры социальных групп, субкультуры конфессиональные, которые складываются на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви: христианская, мусульманская, буддийская культура.
Если государство однородно в этническом и языковом отношении, то в нем существует одна национальная культура. В большинстве государств несколько различных национальных культур. Поэтому сосуществуют культура большинства нации и субкультуры национальных меньшинств.
Говорят о субкультуре пожилых людей, о молодежной субкультуре, о криминальной субкультуре, о субкультуре спортсменов, одиноких людей и т.п.
Субкультура формирует у людей чувство принадлежности к одной группе, групповую солидарность. Члены культурной группы симпатизируют друг другу, больше доверяют, чем посторонним. Общие особенности, присущие членам группы, выражаются во взглядах на жизнь, в одежде, жаргоне, манере поведения. Можно привести, к примеру, советских стиляг, хиппи, американских девочек-подростков “вэлз”, свой стиль жизнь также характеризует и представителей рок-культуры.
Ответ: Существует следующие стадии, которые проходят социальные движения:
· стадия беспокойства – истоками этой стадии являются неуверенность людей в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, некоторые изменения в обществе, которые ломают привычный жизненный ритм, чувство боязни из-за нестабильности своего положения в социальной среде, переходящее в устойчивое чувство социального беспокойства;
· стадия возбуждения – возникает, когда беспокойство фокусируется на определенных условиях, и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям;
· стадия формализации – на этой стадии возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной, что превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения – в реальную и видимую цель;
· стадия институционализации – придает социальным движениям законченность и определенность, движение организовано, обладает собственной символикой, кодексами и идеологией, члены движения занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли;
· стадия распада – под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей движения распадаются либо преобразуются в социальные институты или организации.
Ответ: Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.
Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается здесь чаще, чем в других возрастных группах.
Причины - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности рогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которое предъявляет ему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества, с другой, служит реальным источником девиации.
Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушение социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Ответ: Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
По своей природе конфликт связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременно обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуры. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социального напряжения.
Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Ответ: Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом, с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Опрос – это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса, им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять.
Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. 2003.
Фролов С.С. Социология. Учебник. 1998.
Методическое пособие по социологии МЭИ. 2005.
Информация о работе Основные концепции, раскрывающие специфику социологии