Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:07, контрольная работа
Социология — одна из самых молодых наук. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с историческим периодом, именуемым социологами индустриализацией. Хотя, конечно, она просто не могла бы появиться, если бы этому не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений обобщений большого числа мыслителей, начиная с античных времен. Однако, возникнув, она стала развиваться достаточно быстрыми темпами — вначале в виде национальных социологических школ, а затем ? интегрируясь в единый, общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия прикладной политической социологии……………….4-6
2. Предмет и методы политической социологии……………………………7-10
3. Методологические ориентации в выборе методов практических решений……………………………………………………………………….11-13
Заключение…………………………………………………………………...14-15
Список литературы………………………………………………………………16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
на тему: _____Основные методы и подходы прикладной политической социологии: массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, экспертные опросы (общая характеристика) _______________________
Выполнила: Петрова А.В.
факультет___ФЭМ_______________
курс___1______________________
специальность___ЭКОН-14_______
Проверила:__Суркова М.У.____
Саратов – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия прикладной политической социологии……………….4-6
2. Предмет и методы политической социологии……………………………7-10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социология — одна из
самых молодых наук. Время ее возникновения
и становления в качестве самостоятельной
сферы научных изысканий
Интерес и актуальность исследования
заключается в том, что в сравнительно
недавние исторические времена социология
в отечественной мысли
1. Основные понятия
прикладной политической
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальных отношений в сфере политики. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Политическая социология является социологической дисциплиной, исследующей политические явления через призму их взаимодействия с обществом, деятельности в политике социальных и этнических групп.
Предметами политической социологии являются:
- взаимодействие социальных
и политических систем в
- взаимодействие личности, общества и государства;
- политические нормы,
ценности, политические ожидания, ориентации
и стремления свойственные
В отличие от политологии,
исследующей влияние
Политическая социология
не имеет своих методов
В результате обработки информации получают итоговые данные, но вот их значение расшифровать и применить намного трудней. Единственным стабильным и признанным всеми социологами индикатором является рейтинг.
Также возможно использование экспертный методов, заключающихся в том, что специалист находится в центре событий, наблюдается за ними, а иногда и сам участвует. В дальнейшем он дает свои экспертные оценки относительно ситуации на политической арене.
Выделяют четыре основных уровня исследований социологии политики:
- на уровне международных отношений;
- на уровне государства;
- на уровне общественных отношений;
- на личностном уровне.
На каждом уровне используются свои экспертные или прикладные методы исследования.
В центре внимания современной
политической социологии находятся
проблемы функциональности, дисфункциональности
политических институтов для отдельных
групп общества, общественное мнение
в политике, его роль и методы
воздействия на него, причины и
факторы электорального поведения
социальных групп, роль политических ценностей
и политических ориентаций в предвыборной
агитации, гендерные и личностные
аспекты политического
Что касается предвыборной
кампании, то наиболее перспективными
направлениями электоральных
Современные проблемы политической социологии. В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества, роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него, факторы электорального поведения различных социальных групп, роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил, гендерные аспекты политического поведения, социально-психологические факторы политического лидерства, политическое поведение бюрократии как особой социальной группы и ее роль в принятии политических решений и др.
2. Предмет и методы политической социологии
В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической социологии являются действия индивидов и социальных групп, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов. Согласно другой точке зрения, основным предметом политической социологии является поведение индивидов, социальных групп, этно-конфессиональных общностей и их организаций преимущественно в сфере властных отношений. Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики.
К методам опроса можно отнести как количественные методы, такие, как анкетирование, и качественные - индивидуальные и групповые интервью, к которым относится и метод фокус-групп, который является наиболее распространенным в области маркетинговых исследований.
Если количественные методы
отвечают на вопрос “сколько?”, то качественные
методы отвечают на вопрос “почему?”.
Качественные исследования направлены
на понимание мотивационных
Это различие часто становится источником непонимания со стороны заказчиков, ставящих завуалированные количественные вопросы типа: “Какой вид упаковки больше нравится?”, или “Что будут покупать?”. В идеале, для ответа на такие вопросы можно использовать анкету, содержащую все виды упаковок, или перечень всех существующих товаров, провести статистический анализ, что, впрочем, вряд ли предоставило бы достаточно достоверные данные.
Качественные исследования могут дать ответ на вопрос, чем, какими качествами, понравился, или не понравился тот, или иной товар и с чем это связано, чем это обусловлено. Надежных данных о количестве покупателей, которым товар понравился, или не понравился, качественное исследование дать не может, да и не ставит такой цели, но может выявить определенные тенденции.
Фокус-группы.
Наиболее распространенными качествами методами в маркетинговых исследованиях можно назвать индивидуальные и групповые интервью. К последним относится метод фокус-групп.
Фокус-группы позволяют оперативно узнать реакцию клиентов целевого рынка на продукт, его позиционирование, или другие интересующие заказчика вопросы.
Популярность метода в этом случае определялась особенностями маркетинговых исследований. Задачи маркетинговых исследований, в отличие от исследований академических, обладают следующими специфическими чертами:
Исследовательские цели являются сугубо прагматическими. Заказчику важно, чтобы результаты исследования могли быть использованы в практических целях. Исследования не способны дать заказчику достаточно точный и достоверный ответ, снижающий степень риска до нуля. Они могут лишь уменьшить степень неопределенности. При этом всегда остается риск ошибки, а подлинная результативность исследования почти не поддается строгой проверке.
Любое конкретное маркетинговое
исследование всегда жестко ограничено
во времени и средствах. В связи
с этим, целью исследований является
получение не максимально достоверного
результата, а результата, который
видится максимально
В основе маркетингового исследования всегда лежит некая маркетинговая гипотеза. Маркетинговые гипотезы рождаются в сознании менеджеров на основе:
- оценки технологических, финансовых и иных возможностей предприятия,
- гипотез о рыночных перспективах новой продукции, услуги, или рекламной кампании.
Маркетинговая гипотеза представляет
собой спроецированное на общество
экспертное мнение менеджеров, которые
часто полагаются на собственную
интуицию. Иногда такие гипотезы оказываются
эффективными сверх всяких ожиданий.
Однако, риск от принятия решений даже
очень квалифицированных
Итак, цель опросов
состоит в том, чтобы
Экспертный опрос
Социальная значимость информации особенно важна в связях с общественностью. Это часть имиджа средства коммуникации, формирования доверия к нему.
Средством получения социальных оценок выступают качественные методы, среди которых особую роль играет экспертный опрос. Сегодня качественные методы составляют, примерно, 20% всех исследований рынка СМИ.
Предметом экспертного опроса или углубленного интервью могут являться экспертная оценка художественной или научной ценности телепрограмм.
Целесообразно для экспертного опроса использовать специально подобранный экспертный совет, работающий на постоянной основе, включив в него журналистов, историков, социологов, искусствоведов, театроведов, критиков и т.д.
Еще одна важная составляющая оценки эффективности коммуникатора – это характеристика его объективных, технических возможностей охвата аудитории.
Например, в рейтинговой
оценке телеканалов используются понятия,
описывающие технические
Охват населения телевещанием.Под эти термином понимается количество людей, проживающих в зоне телевизионного эфирного вещания (не менее одного канала). Эта зона обозначается на карте и подсчитывается число людей, проживающей в ней.
Мгновенный объем телеаудитории
Таким образом, измерение
эффективности коммуникатора