Основные методы и подходы прикладной политической социологии: массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, экспертные опросы (общ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Социология — одна из самых молодых наук. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с историческим периодом, именуемым социологами индустриализацией. Хотя, конечно, она просто не могла бы появиться, если бы этому не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений обобщений большого числа мыслителей, начиная с античных времен. Однако, возникнув, она стала развиваться достаточно быстрыми темпами — вначале в виде национальных социологических школ, а затем ? интегрируясь в единый, общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия прикладной политической социологии……………….4-6
2. Предмет и методы политической социологии……………………………7-10
3. Методологические ориентации в выборе методов практических решений……………………………………………………………………….11-13
Заключение…………………………………………………………………...14-15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Саратовский государственный  технический университет имени  Гагарина Ю.А.»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине  «Социология»

 

 

на тему: _____Основные методы и подходы прикладной политической социологии: массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, экспертные опросы (общая характеристика) _______________________

 

 

 

 

 

Выполнила: Петрова А.В.

факультет___ФЭМ_________________

курс___1_________________________

специальность___ЭКОН-14_________

Проверила:__Суркова М.У.____

 

 

 

 

 

Саратов – 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные понятия прикладной политической социологии……………….4-6

2. Предмет и методы политической социологии……………………………7-10

3. Методологические ориентации в выборе методов практических решений……………………………………………………………………….11-13

Заключение…………………………………………………………………...14-15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология — одна из самых молодых наук. Время ее возникновения  и становления в качестве самостоятельной  сферы научных изысканий совпадает  с историческим периодом, именуемым  социологами индустриализацией. Хотя, конечно, она просто не могла бы появиться, если бы этому не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений  обобщений большого числа мыслителей, начиная с античных времен. Однако, возникнув, она стала развиваться  достаточно быстрыми темпами — вначале  в виде национальных социологических  школ, а затем ? интегрируясь в единый, общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм. Этот комплекс формировался в ходе многочисленных дискуссий, споров, иногда довольно непримиримых; что-то из выдвигаемых гипотез принималось  сразу, что-то отвергалось навсегда, а что-то, будучи раскритикованным и, казалось бы, безжалостно отброшенным, спустя какое-то время рассматривалось  заново и признавалось справедливым — но уже на новом витке приращения общенаучного знания.

Интерес и актуальность исследования заключается в том, что в сравнительно недавние исторические времена социология в отечественной мысли разделяла  участь целого ряда других “лженаук”, таких, например, как генетика и кибернетика. Тем не менее, потребность в науке, занятой изучением наиболее общих  законов, по которым развивается  человеческое общество, ощущалась и  в советские времена. В то время  эту функцию фактически выполняла  другая научная дисциплина с претенциозным  названием “научный коммунизм”. Социология же проникала в советскую науку  “через окно”. С начала 60-х годов  партийные власти начинают проявлять  интерес к эмпирическим социологическим  исследованиям, данные которых активно  используются в идеологических целях.

 

 

 

1. Основные понятия  прикладной политической социологии

Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальных отношений в сфере политики. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Политическая социология является социологической дисциплиной, исследующей политические явления через призму их взаимодействия с обществом, деятельности в политике социальных и этнических групп.

 




Предметами политической социологии являются:

- взаимодействие социальных  и политических систем в процессе  функционирования и распределения  власти;

- взаимодействие личности, общества и государства;

- политические нормы,  ценности, политические ожидания, ориентации  и стремления свойственные различным  социальным группам.

В отличие от политологии, исследующей влияние политических институтов и политических процессов  на общество, политическая социология, напротив, изучает влияние общества на государство, формальные политические институты, связанные с распределением и реализацией власти, на разнообразные  политические процессы. Политическая социология исследует политическое поведение больших и малых  социальных групп, политические ценности и политические ориентации, влияние  общественного мнения на политику, социальную базу политических режимов  и политических партий и другие проблемы.

Политическая социология не имеет своих методов исследования и использует теоретические подходы  и методы, выработанные в рамках общей социологии: включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, опросы экспертов и углубленные интервью, контент-анализ сообщений СМИ. Для  обработки данных используются методы прикладной статистики.

В результате обработки информации получают итоговые данные, но вот их значение расшифровать и применить  намного трудней. Единственным стабильным и признанным всеми социологами индикатором является рейтинг.

Также возможно использование  экспертный методов, заключающихся  в том, что специалист находится  в центре событий, наблюдается за ними, а иногда и сам участвует. В дальнейшем он дает свои экспертные оценки относительно ситуации на политической арене.

Выделяют четыре основных уровня исследований социологии политики:

- на уровне международных  отношений;

- на уровне государства;

- на уровне общественных  отношений;

- на личностном уровне.

На каждом уровне используются свои экспертные или прикладные методы исследования.

В центре внимания современной  политической социологии находятся  проблемы функциональности, дисфункциональности  политических институтов для отдельных  групп общества, общественное мнение в политике, его роль и методы воздействия на него, причины и  факторы электорального поведения  социальных групп, роль политических ценностей  и политических ориентаций в предвыборной агитации, гендерные и личностные аспекты политического поведения, психологические факторы политического  лидерства и др.

Что касается предвыборной кампании, то наиболее перспективными направлениями электоральных исследований могут стать исследования коммуникаций, систем ценностей избирателей, изучение политического стиля жизни, анализ картин мира как индивидуального, так  и массового сознания. Эти направления  способны предоставить информацию для  важных в деятельности политконсультанта  вопросов: «каким образом избиратель получает информацию?», «как формируется  отношение к политику?», «кому  избиратель больше доверяет и почему?», «как проходят электоральные процессы в округе?».

Современные проблемы политической социологии. В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества, роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него, факторы электорального поведения различных социальных групп, роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил, гендерные аспекты политического поведения, социально-психологические факторы политического лидерства, политическое поведение бюрократии как особой социальной группы и ее роль в принятии политических решений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и методы политической социологии

В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет  политической социологии. Согласно одной  из них, предметом политической социологии являются действия индивидов и социальных групп, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения  политических институтов. Согласно другой точке зрения, основным предметом  политической социологии является поведение  индивидов, социальных групп, этно-конфессиональных общностей и их организаций преимущественно  в сфере властных отношений. Политическая социология использует теоретические  подходы и методы, выработанные в  рамках общей социологии, в том  числе включенное наблюдение, массовые опросы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики.

К методам опроса можно  отнести как количественные методы, такие, как анкетирование, и качественные - индивидуальные и групповые интервью, к которым относится и метод  фокус-групп, который является наиболее распространенным в области маркетинговых  исследований.

Если количественные методы отвечают на вопрос “сколько?”, то качественные методы отвечают на вопрос “почему?”. Качественные исследования направлены на понимание мотивационных аспектов поведения покупателей.

Это различие часто становится источником непонимания со стороны  заказчиков, ставящих завуалированные  количественные вопросы типа: “Какой вид упаковки больше нравится?”, или  “Что будут покупать?”. В идеале, для ответа на такие вопросы можно  использовать анкету, содержащую все  виды упаковок, или перечень всех существующих товаров, провести статистический анализ, что, впрочем, вряд ли предоставило бы достаточно достоверные данные.

Качественные исследования могут дать ответ на вопрос, чем, какими качествами, понравился, или  не понравился тот, или иной товар  и с чем это связано, чем это обусловлено. Надежных данных о количестве покупателей, которым товар понравился, или не понравился, качественное исследование дать не может, да и не ставит такой цели, но может выявить определенные тенденции.

Фокус-группы.

Наиболее распространенными  качествами методами в маркетинговых  исследованиях можно назвать  индивидуальные и групповые интервью. К последним относится метод  фокус-групп.

Фокус-группы позволяют оперативно узнать реакцию клиентов целевого рынка  на продукт, его позиционирование, или  другие интересующие заказчика вопросы.

Популярность метода в  этом случае определялась особенностями  маркетинговых исследований. Задачи маркетинговых исследований, в отличие  от исследований академических, обладают следующими специфическими чертами:

Исследовательские цели являются сугубо прагматическими. Заказчику  важно, чтобы результаты исследования могли быть использованы в практических целях. Исследования не способны дать заказчику достаточно точный и достоверный  ответ, снижающий степень риска  до нуля. Они могут лишь уменьшить  степень неопределенности. При этом всегда остается риск ошибки, а подлинная  результативность исследования почти  не поддается строгой проверке.

Любое конкретное маркетинговое  исследование всегда жестко ограничено во времени и средствах. В связи  с этим, целью исследований является получение не максимально достоверного результата, а результата, который  видится максимально достоверным  при заданном объеме средств. Это  требует от исследователя очень  жесткой расстановки приоритетов.

В основе маркетингового исследования всегда лежит некая маркетинговая  гипотеза. Маркетинговые гипотезы рождаются  в сознании менеджеров на основе:

- оценки технологических, финансовых и иных возможностей предприятия,

- гипотез о рыночных перспективах новой продукции, услуги, или рекламной кампании.

Маркетинговая гипотеза представляет собой спроецированное на общество экспертное мнение менеджеров, которые  часто полагаются на собственную  интуицию. Иногда такие гипотезы оказываются  эффективными сверх всяких ожиданий. Однако, риск от принятия решений даже очень квалифицированных менеджеров остается велик, так как рыночная ситуация может изменяться крайне неожиданно, поэтому и не прекращаются попытки  уменьшить его с помощью проведения специальных исследований.

 Итак, цель опросов  состоит в том, чтобы проверить  и скорректировать первоначальные  менеджерские гипотезы, опираясь  на “экспертизу потребителя”, который  видит проблему в ином ракурсе,  чем производитель. 

Экспертный опрос

Социальная значимость информации особенно важна в связях с общественностью. Это часть имиджа средства коммуникации, формирования доверия к нему.

Средством получения социальных оценок выступают качественные методы, среди которых особую роль играет экспертный опрос. Сегодня качественные методы составляют, примерно, 20% всех исследований рынка СМИ.

Предметом экспертного опроса или углубленного интервью могут  являться экспертная оценка художественной или научной ценности телепрограмм.

Целесообразно для экспертного  опроса использовать специально подобранный  экспертный совет, работающий на постоянной основе, включив в него журналистов, историков, социологов, искусствоведов, театроведов, критиков и т.д.

Еще одна важная составляющая оценки эффективности коммуникатора  – это характеристика его объективных, технических возможностей охвата аудитории.

Например, в рейтинговой  оценке телеканалов используются понятия, описывающие технические возможности  телевещения. Перечислим основные из них.

Охват населения телевещанием.Под эти термином понимается количество людей, проживающих в зоне телевизионного эфирного вещания (не менее одного канала). Эта зона обозначается на карте и подсчитывается число людей, проживающей в ней.

Мгновенный объем телеаудитории. Это количество людей, смотрящих телевизор в заданный момент времени. Аналогично используется понятие суточный охват телеаудитории, среднее время телесмотрения и т.д.

Таким образом, измерение  эффективности коммуникатора процесс  сложный и должен учитывать ряд  факторов. К их числу следует отнести:

Информация о работе Основные методы и подходы прикладной политической социологии: массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, экспертные опросы (общ