Основные методы и подходы прикладной политической социологии: массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, экспертные опросы (общ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Социология — одна из самых молодых наук. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с историческим периодом, именуемым социологами индустриализацией. Хотя, конечно, она просто не могла бы появиться, если бы этому не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений обобщений большого числа мыслителей, начиная с античных времен. Однако, возникнув, она стала развиваться достаточно быстрыми темпами — вначале в виде национальных социологических школ, а затем ? интегрируясь в единый, общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия прикладной политической социологии……………….4-6
2. Предмет и методы политической социологии……………………………7-10
3. Методологические ориентации в выборе методов практических решений……………………………………………………………………….11-13
Заключение…………………………………………………………………...14-15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)
  1. потребительскую оценку;
  2. оценку качества программы, ее социальной значимости;
  3. оценку технических возможностей канала, охвата аудитории;
  4. оценку качества и эффективности рекламы;
  5. оценку состояния конкурентной среды;
  6. оценку дисциплины региональных вещателей.

Например, телепередача, телепрограмма  может иметь высокую социальную значимость, но зрителей, потребителей собирать не будет. Или, наоборот, –  иметь большую аудиторию, но являться социально незначимой. Или программа  может иметь высокие и качественные, и потребительские оценки, уровень  охвата аудитории крайне мал.

Наконец, программа может оцениваться низко, но пользоваться спросом из-за отсутствия реальной конкуренции на рынке телевещания. Или оцениваться высоко, но ее показ в регионе перекрывается региональными каналами (непоказ центральных каналов доходит до 30%).

3. Методологические ориентации в выборе методов практических решений

Проблемно-ориентированная  методология в социологическом анализе конкретных социально-экономических проблем в основном исходит из поведенческого подхода.

Поведенческий подход, лежащий в  основе проблемно-ориентированной  методологии, имеет ограничения и недостатки.

Во-первых, зная лишь внешние проявления поступков и возможности удовлетворения потребностей людей, нельзя сделать однозначный вывод об их действительных намерениях, целях и потребностях. Надо вскрыть за внешним, доступным для изучения поведением людей их действительные цели и потребности, которые обнаруживаются, исходя из глубокого теоретического понимания этого явления.

Во-вторых, индивидуальное потребительское поведение зачастую предстает внеэкономической и внесоциальной стадией, исключаемой из системы общественных, прежде всего производственных отношений. Потребление, представленное в форме целевых отношений или субъективных предпочтений, не включается в материальные экономические отношения. В этом случае все общественные отношения предстают в виде контактов личностей, их поведения и являются результатом их свободного выбора. Между тем потребление завершает процесс материального производства, превращая продукт в действительный продукт. Объективный, материальный процесс делает его тем самым продуктом для человека и одновременно наделяет свойством полезности. Но и здесь вне реальной потребительской деятельности полезность может оказаться субъективным отношением, открывающим возможность для сведения ее к субъективной полезности, определяемой только потребностями, интересами и целями человека.

В-третьих, поведенческий подход при выборе тех или иных социально-экономических проблем, определений их содержательности и остроты по сути своей произволен и субъективен. Он не может обнаружить объективную целостность социального организма и непосредственно способствовать решению проблем с позиций социальной эффективности. Если социологи идут “от проблем”, если у них нет целостной концепции об объекте и методах его преобразования, то их рекомендации не более чем набор не связанных между собой мероприятий.

Отмеченные недостатки поведенческого подхода отнюдь не означают его отрицания, тем более, что некоторые представители  этой методологической ориентации пытаются их преодолеть и повысить уровень  объективного рассмотрения и практического  решения конкретных социально-экономических  проблем. Так, они утверждают, что, изучая действительные потребности населения, нельзя абстрагироваться от его объективно обусловленной социальной дифференциации. Важнейшей задачей изучения потребностей населения (а следовательно, и поведения) объявляется определение его  социальной структуры, т е. выявление  типов потребителей. Причем структура  населения, социально-демографические  характеристики потребителей считаются  объективно сложившимся под влиянием всего комплекса производственных отношений явлением. А отсюда делается вывод о том, что управление этими  процессами возможно только путем целенаправленного  изменения социально-экономических  условий труда и быта семей  различных социальных групп.

Такой поворот в проблемно-ориентированной  методологии уже приближает ее к  нормативной. Она выступает как  социальный ориентир для управления и планирования социальными процессами на строгих научных принципах.

Накопленный за последние годы опыт теоретической и практической работы в области социального планирования позволяет говорить о том, что  особого внимания заслуживает нормативно-рациональный подход к оценке уровня социального развития, к определению перспективных задач и конкретных показателей социального развития коллективов, регионов, страны в целом. Так, некоторые социологи подчеркивают, что социальные показатели, играющие столь важную роль в социологических исследованиях, обретают реальный смысл только в сопоставлении с социальными целями и социальными нормативами: они ставят вопрос о разработке системы нормативов социального развития, различных вариантов типологии социальных показателей, о критериях социальной эффективности; настаивают на действенном внедрении нормативного метода в практику планирования социального развития на всех его уровнях,

По мнению многих специалистов, социальные нормативы, прежде всего, “количественно выражают типичный уровень требований (предъявляемых друг к другу социальными объектами или процессами), определяемый общественно необходимыми условиями”, которые обычно закрепляются в нормативных документах, инструкциях, разработках и т.п. Принятие социальных нормативов предполагает, что общество выработало определенную позицию относительно своего развития. Отсюда возможность использования нормативных социальных показателей для прогностических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных  уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические  исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или  конкретно-социологическими. Все три  уровня дополняют друг друга, что  позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы. 
Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием. Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный, социологического исследования. 
В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.  
В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. 
Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука //Социологические исследования. 2008, № 9. 
2. Давыдов Ю.Н. Социология и утопия //Вестн. АН СССР. 1990, № 10. 
3. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2011. Гл.1. 
4. Кун Т. Структура научных революций. М., 2005. 
5. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 2004. 
6. Руткевич М.Н. О предмете социологии //Социологические исследования . 2001, № 7. 
7. Смелзер Н. Социология. М., 2010. Гл.1. 
8. Советский Энциклопедический Словарь. М., 1980. 
9. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. 
10. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М., 2011. 
11. Сорокин П.А. Структурная социология //Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2009. 
12. Тернер Дж. Структура социологии. М., 1985. Гл.1. 
13. Шилз Э. Общества и общество: макросоциологический подход // Американская социология. М.,2012. 
14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 
15. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социологические исследования. 1990, № 2.

 


Информация о работе Основные методы и подходы прикладной политической социологии: массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, экспертные опросы (общ