Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:39, реферат
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.
ВВЕДЕНИЕ
2. МЕТОД ОПРОСА:
АНКЕТИРОВАНИЕ
ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
ИНТЕРВЬЮ
3. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
4. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
5. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
Реферат
по дисциплине: Основы социологии и политологии_______
(наименование дисциплины)
Тема:
___________(наименование темы) ______________
Выполнил(а) студент(ка) __________
______________ (инициалы, фамилия, курс) ___________________
Пермь 2012
2. МЕТОД ОПРОСА:
3. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
4. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
5. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.
Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества. В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов. По форме фиксации информация делится на: письменные документы (текстовая форма изложения); статистические данные (цифровая форма изложения); иконографическая документация (кино-, фотодокументация); фонетические документы.
А как узнать мнение общества? Каковы методы сбора социологической информации?
Цель данной работы - рассмотрение методов сбора социологической информации:
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов;
4. метод эксперимента.
Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей.
Опрос - это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.
Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существуют две разновидности
опроса, связанные с письменной и
устной формой общения с респондентами,
- анкетирование или
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода - широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.
Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.
Анкетирование - опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную, индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Социологическая анкета - это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:
По содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента).
По форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные).
Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.
По функции (основные и неосновные).
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты. Рекомендации по проведению анкетирования. Полевой работник должен быть вежливым, корректным, некатегоричным. В процессе анкетирования он обязан чётко объяснить порядок заполнения анкеты.
Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В соответствии с методикой разработки анкеты используются простые и контактные вопросы, основные и сложные вопросы. Простые и контактные вопросы связаны с адаптацией и направлены на формирование общей положительной установки к опросу. Основные и сложные вопросы направлены на сбор необходимой, связанной с целями исследования информации. В конце анкеты ставятся вопросы, способствующие снятию напряжения. В них предлагается высказывать мнение по теме опроса.
В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Это - «паспортичка», где содержатся вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов. В нее включаются вопросы следующего содержания: пол, возраст, образование, профессия, должность, семейное положение. В зависимости от задач исследования количество вопросов в «паспортичке» может быть увеличено или уменьшено. Иногда «паспортичка» помещается вначале анкеты. Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение
Почтовый опрос - разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как эффективный приём сбора первичной информации.
В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении почтовых ответов на них. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. К достоинствам метода относится то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе - в труднодоступных районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе. Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты. Недостатки почтового опроса – неполный возврат анкет.
Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление. Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю. Примерно через 2-3 недели после отправки анкет высылаются напоминания.
Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
В силу пассивности процедуры
вовлечения потенциальных респондентов
в опрос в прессовом анкетирова
Интервью- вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их. В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы.
Интервью обычно применяется на
начальном этапе исследования, когда
разрабатывается программа
Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании.
В социологии различают три вида интервью:
На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников.
Социологическое наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Он позволяет получить первичную социологическую информацию. В процессе наблюдения производится непосредственная регистрация происходящих событий.
Наблюдение- метод широко распространенный, однако он не является единственным и основным методом в исследовании, а применяется в сочетании с другими способами получения информации. Основные достоинства этого метода - непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом), оперативность получения информации, относительная дешевизна, гибкость метода.