Основные методы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:39, реферат

Описание работы

В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
2. МЕТОД ОПРОСА:
АНКЕТИРОВАНИЕ
ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
ИНТЕРВЬЮ
3. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
4. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
5. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии-2012.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

По степени участия  исследователя в наблюдаемом  процессе различают простое и  включенное наблюдение. При простом  наблюдении исследователь регистрирует события «со стороны», не участвуя в деятельности той группы, которую он изучает. В отличие от обыденного, повседневного наблюдения социологическое наблюдение четко формулирует цели и задачи, указывает на объект предмет наблюдения, продумывает способы фиксации наблюдения, обработку и интерпретацию полученных результатов. Недостатки метода сводимы к двум группам:

  • объективные (независимые от наблюдателя);
  • субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения.

В этот перечень входят:

  • наблюдаемые - количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
  • обстановка - место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонении в поведении участников наблюдаемой группы;
  • цель деятельности группы - случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
  • социальное поведение - характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
  • частота и продолжительность - время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.

Разновидности метода наблюдения классифицируются по нескольким основаниям:

  • по степени формализации (структурализованного наблюдения и неструктурализованного);
  • в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включённое и невключённое);
  • по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
  • по регулярности проведения (систематическое и несистематическое). Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
  1. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

Анализ  документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Социологи в процессе исследования подвергают изучению огромное количество разного рода и уровня документов.

Существует ряд оснований  для классификации документов. По статусу различают документы официальные и неофициальные, по форме изложения - письменные (более широко - вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы разделяются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские.

Большую пользу может  принести изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, они являются незаменимым источником изучения общественного мнения, сознания, установок.

Ещё одно основание для  типологии документов - их целевое назначение. Выделяют: документы, созданные независимо от исследователя, и документы, «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования.

К первой группе относятся  все документы, существование которых  ни прямо, ни косвенно не обусловлено  техникой проведения социологического исследования. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов; справки различных организаций; статистическую информацию. Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных лиц, органов. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер, в ней, как правило, отражены более глубокие социальные связи.

Внешний анализ - это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Внутренний анализ - это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ. Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ, иногда его называют традиционный, и формализованный, носящий название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут дополнять друг друга.

  1. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев их выбора. В качестве критериев выступают, прежде всего, характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:

        1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;
        2. изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;
        3. на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить её состояние.

Виды эксперимента и  методы отбора экспериментального отбора групп. Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

  • По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые» и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.
  • По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.

Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

  • Определение цели эксперимента;
  • Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
  • Выделение предмета эксперимента;
  • Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  • Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  • Формулировка гипотез и определение задач;
  • Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  • Определение метода фиксации результатов;
  • Проверка эффективности эксперимента.

Для выявления эффективности  эксперимента целесообразны его  многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты эксперимента - задача очень сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации. Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей. Рассмотренные методы сбора информации в социологии актуальны при проведении исследований в самых разных сферах жизни общества. Часто эти методы используются в совокупности для достижения эффективных результатов.

 

 

 

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И.,

Романенко Л.М. Становление  гражданского общества и

социальная стратификация - Социс, 2006. №6

2.  Демидов Н.М. Основы социологии и политологии, 10-е изд.,                             - Academia, 2011. - 208 с.

3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс, 1-е изд., - Питер, 2010. - 224 с.

4.  Козырев Г.И. Основы социологии и политологии, - ФОРУМ ИНФРА - М, 2008. - 240 с.

5.  Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2004. - 134 c.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2005. -156 c.

7. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник).               - М., 2005. - 324 c.

8. Смехова Г.П. Основы прикладной социологии, - М.: Вузовский учебник, 2008. - 240 с.

9. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320 с.

 


Информация о работе Основные методы социологии