Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:49, контрольная работа
Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Задачи:
1. Изучить теорию структурно-функционального анализа;
2. Рассмотреть теорию социального конфликта;
3. Рассмотреть направление «технологический детерминизм».
Введение
1. Теория структурно-функционального анализа
2. Теория социального конфликта
3. Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теория структурно-
2. Теория социального конфликта………………………………….10
3. Практическое задание………………………………………….….14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика данного определения примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать.
Актуальность темы достаточно велика, поскольку такое широкое понятие как общество рассматривается с позиций различных школ, ученых и изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии поможет узнать общество еще с одной стороны, а, следовательно, рассмотреть более детально различные процессы, происходящие в нем и его развитие в целом.
Огромный вклад в изучение данной темы внесли такие ученые как Г. Спенсер, Т. Парсонс, У. Ростоу, Л. Козер, Р. Дарендорф и другие.
Предметом работы являются основные направления анализа общества в современной западной социологии.
Объект - теория структурно-функционального анализа, теория социального конфликта и направление «технологический детерминизм».
Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии. Цель будет достигнута с помощью выполнения следующих задач:
1. ТЕОРИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАДЬНОГО АНАЛИЗА.
Самые видные представители школы структурно-функционального анализа: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.
Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:
- функциональное единство общества,
то есть согласованность функционирования;
- универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;
- функциональная необходимость [5, c.49].
Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. . Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности - вплоть до семьи [6, c.161].
В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительный характер по отношению к общественным структурам и системам.
Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
- традиционное общество;
- стадия скачка;
- стадия зрелости;
- общество массового потребления.
Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. Главная проблема, которую пытается решить Парсонс - это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Вслед за Спенсером и Парето, Парсонс считает центральным в социологии понятие «равновесия». Его концепции не чужд телеологизм: общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества. Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии, согласно которым существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании «равновесия». В связи с этим Парсонс формулирует «функциональные предпосылки» общества: удовлетворение биологических и психологических нужд достаточной части членов данного общества; эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи с чем данные индивиды выполняют предписанные обществом роли и задачи.
Функция в теории Парсонса
Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем [1, с. 57-59].
В структурно-функциональном анализе функция рассматривается в двух аспектах:
1) как "назначение" одного
из элементов некоторой
2) как такая зависимость
в рамках данной целостности
(системы), при которой изменения
"одного" оказываются производными
(функцией) от изменений "другого"
(на уровне прикладных и (или)
статистических анализов эта
зависимость описывается через
взаимоотношения зависимой и
независимой переменных). Во втором
случае вводится понятие
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
- приспособление к окружающей среде (адаптация);
- формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
- поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
- беспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.) [8, с. 86].
Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в:
а) символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);
б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других [8, с. 87].
Окончательно структуру социального действия определяют:
- система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;
- принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
- существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.
Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий [8, с. 88].
Типы обществ по Т.Парсонсу
По Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер. Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация и интеграция - раскройте содержание этих понятий и охарактеризуйте три типа обществ в соответствии с названными категориями.
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер И описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции[8,c.98].
Дифференциация – это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы [9, c.43].
Интеграция – это рост целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями [9, c.91].
Т. Парсонс различает три типа общества:
- примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
- промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
- современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы [8, с.98].
Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе [10, с.21].
Информация о работе Основные направления анализа общества в современной западной социологии