Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:49, контрольная работа
Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Задачи:
1. Изучить теорию структурно-функционального анализа;
2. Рассмотреть теорию социального конфликта;
3. Рассмотреть направление «технологический детерминизм».
Введение
1. Теория структурно-функционального анализа
2. Теория социального конфликта
3. Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы
2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.
В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию, как помеху или угрозу социальной системе, ряд современных исследователей видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Представителями этого направления являются: А. Смит, Г.Зиммель, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин, Т. Парсонс, Л. Козер, Р.Дарендорф.
Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) основывается на представлении о том, что конфликт - это естественная и прогнозируемая составляющая социального организма, борьба за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника [3, с.69].
Конфликт выполняет ряд важных социальных функций:
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.
Социальный конфликт, по Козеру, это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта в западной политологии.
Козер тесно связывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага (“предателя”), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.
Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с “равновесно-интегральной” теорией и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго[1, c 60-61].
В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира - мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального. В своем критическом анализе сложившихся интерпретаций мира Дарендорф стремится к максимальному объективизму. Он посто-янно опирается на первоисточники, прибегая к обильному цитиро-ванию соответствующих авторов, и прежде всего К. Маркса и Т. Парсонса. [4, с. 69]
Логика его рассуждений такова: социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе «индивид - общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Понятие «социальная роль» - очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем фокусируется сразу несколько принципиальных моментов.
Отдельному индивиду роль
предписывается, задается,т. е. по отношению
к нему носит нормативно-прину-
И на уровне индивида, и на уровне общества существует иерархия ролей.
Роль - это воплощение властных отношений на пове-денческом уровне.
Неравенство ролей, порождаемое
социальным неравенством (а градации
социального неравенства
Ральф Дарендорф утверждает:
- Любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения.
- Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты.
- Любой элемент общества причастен к изменению.
- Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими [7, с. 68].
Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени ее открытости. Чем более жестким и закрытым является общество, тем меньше возможностей для социальной мобильности - как вертикальной, так и горизонтальной, - тем меньше, следовательно, вероятность конструктивного регулирования конфликта, тем выше потенциал социальной напряженности.
Таким образом, наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является демократическое, открытое, высокомобильное общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано [8, с.103-104].
3.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.
Теории, обосновывающие значение науки и техники в развитии общества, большое распространение получили в XX в. Они, в той или иной мере, отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире.
Развивающиеся в рамках данного
направления технократические теории
при всех их различиях едины в
том, что объявляют современную
технику и технологию основополагающей
причиной всех социальных изменений. К
таким теориям относятся: теория
единого индустриального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, основные направления
объективного подхода к анализу
общества в современной западной
социологии, это теория структурно-функционального
анализа и теория социального
конфликта. Направление, характерное
для XX в. – технологический детерминизм.
Теория социального конфликта появилась как своеобразная реакция на акцентирование структурным функционализмом Т.Парсонса согласия, стабильности, порядка и интеграции социальных систем и невнимание к социальной нестабильности, конфликтам и радикальным преобразованиям.
Основные представители Л. Козер., Р.Дарендорф, К. Боулдинг.
В качестве основных функций
социального конфликта
- интеграция социальной структуры;
Таким образом, поставленные
мною цели и задачи реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Ю. Г. Социология: Учебник
/ Под ред. доктора философских наук,
2. Грошев И.. Западная социология: под ред. Грошева И.,Мацкевича А., Семенова В. СПб, 1997.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. Под ред. Дмитриева А.В. - М.: Гардарики, 2003. -320 с.
4. Здравомыслов А. Г.Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -- 3-е изд.,/под ред. Здравомыслова А. Г. перераб. и доп. -- М.: Аспект Пресс, 1996. - 317 с.
5. Капитонов Э.Н. Социология XX века. История и технологии/под ред. Капитонова Э.Н. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Кравченко А.И. Социология. Учебник/под ред. Кравченко А.И. - М., ТК Велби, Проспект, 2004.
7. Курбатов В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор понятий. Учебное пособие/под ред. Курбатова В.И. Ростов-на-Дону, 2001.
8. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов/под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с
9. Радугин А.А., Социология: курс лекций. 3е изд./под ред. Радугина А.А., Радугина К.А. М., Библионика, 2006.
10. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Информация о работе Основные направления анализа общества в современной западной социологии