Основные направления деятельности государства в области социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью её изменения. Это наиболее обобщённое представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием.

Содержание работы

1. Основные направления деятельности государства в области социальной политики.
Задача 1.
Задача 2.
Список литературы

Файлы: 1 файл

деятельность государства в области социальной политики.docx

— 46.85 Кб (Скачать файл)

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования  величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские  бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия  жизни, поддерживающие работоспособность  и здоровье людей.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Следует отметить, что возможности  решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны  с экономическим развитием страны.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в её реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное  страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно  понимать смысл, значение социального  страхования - как основного механизма  социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые  начала не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных  внешних факторов, от служебного  положения. Недостаток денежных  средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить  лишь невысокие уровни защиты  и может существовать только  в условиях бездефицитного государственного  бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит  государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что  государство не сможет выполнить  своих обязательств.

2. Отличительная черта  второй модели - страхуемые и страхователи  делают взносы, однако расчеты  с ними не учитывают степени  вероятности наступления того  или иного страхового события,  т.е. социального риска. Страхование  фактически осуществляется в  пользу третьих лиц, и накопление  финансовых средств никак не  связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных  рисков. Величина накопленных средств  в каждый конкретный момент  времени соответствует взятым  страхователями обязательствам. Выплаты  не могут превышать установленного  соотношения между выдаваемыми  пособиями и поступлениями. Эта  модель социального страхования  обычно предусматривает способы  покрытия дефицита средств путем  образования запасных фондов, перестрахования  рисков и т.д.. Такая форма организации  социального страхования достаточно  гибка: не возникает технических  трудностей, как при объединении  нескольких видов страхования,  так и при их разделении, при  выходе из фондов страхования  группы участников или при  привлечении новых.

Система социального страхования  строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для  лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования  предусматривает участие государства  в финансировании соответствующих  выплат. Делятся это либо в форме  снижения выплачиваемых самими работниками  сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система  социального страхования ориентируется  на помощь, прежде всего слабым в  экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько  форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются  следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической  пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего  населения. Тем самым удастся  воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены  работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства  входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования  на случай болезни. Например, обеспечение  в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется  путем установленной законом  системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным  образом. Заболевший во время болезни  дохода не теряет. Работодателей закон  обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих  недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и  правах застрахованных. Большие затраты  на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной  политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий  или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных  с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная  защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и  отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

  • социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
  • социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
  • всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
  • минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
  • государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
  • заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
  • солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
  • экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
  • личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
  • многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
  • многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
  • многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная  политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает  введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение  определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений  на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в  области платежного баланса.

Социальная  политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана прежде всего  с возможностями государства  влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых  групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок  труда, информируя о его состоянии  заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно  оказывает и тем, что берет  на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в  связи со структурными сдвигами в  экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда  включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице  и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Информация о работе Основные направления деятельности государства в области социальной политики