Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:05, контрольная работа
Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова; целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать.
Введение ………………………………………………………………….…….. 3
1. Теория структурно-функционального анализа …………………….…….... 4
2. Теория социального конфликта …………………………………….……..... 8
3. Технологический детерминизм ……………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 19
Список литературы ……………………………………………………………. 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский
заочный финансово-
Контрольная работа по дисциплине «Социология»
На тему: «Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии»
Омск-2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………….…….. 3
1. Теория структурно-функционального анализа …………………….…….... 4
2. Теория социального конфликта …………………………………….……..... 8
3. Технологический детерминизм ……………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 19
Список литературы ……………………………………………………………. 20
Введение
Современная западная социология
— чрезвычайно сложное и
Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова; целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах Г. Спенсера и О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).
Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии. Задачи самостоятельной работы: 1) изучить теорию структурно-функционального анализа; 2) рассмотреть теорию социального конфликта; 3) рассмотреть направление «технологический детерминизм».
1. Теория структурно-функционального анализа
Самые видные представители
школы структурно-
Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:
Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
Толкотт Парсонс (1902-1279) – американский социолог-теоретик, основоположник школы структурно-функционального анализа. Его взгляды оказали большое влияние на развитие социологической мысли и до середины 60-х годов прошлого века доминировали в англоязычной социологии. Основными работами Парсонса являются написанные в соавторстве с Э. Шилзом «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951).
По мнению Парсонса, общество- это система, которая всегда стремится к достижению «абсолютного равновесия» как главного условия своего самосохранения. Нарушение равновесия, порождаемое конфликтами и противоречиями, означает «заболевание», дестабилизацию социальной системы и может привести к ее гибели. Поэтому решительная борьба со всем тем, что угрожает социальной стабильности – это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.
Функция – важнейшее понятие теории Парсонса
Взгляды Парсонса недаром называют структурно-функциональным анализом. Понятие функции – одного из важнейших в его теории. С его помощью он пытается объяснить, как, на первый взгляд, хаотическое множество людей и иных социальных явлений образуют некое единство, целостность, общественную систему, способную не только существовать, но и воспроизводить себя.
По Парсонсу, функциональная зависимость- это то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности не обладает ни один из них. Соответственно, явление становится структурным элементом системы тогда, когда выполняет функцию, важную для системы в целом.
Парсонс утверждал, что
любая система в целях
Теория социального действия
Структурно–функциональный подход Парсонса на основе теории социального действия создает абстрактную и «верную на все времена» общую модель социального действия. Ее элементами являются деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию (включающую оценку деятелем как внешней среды, так и собственных возможностей и целей воздействия на нее).
Главное здесь – выявить специфику социального действия. Его специфическими признаками Парсонс считает: 1) символичность (регулирование поступков людей речью и иными системами символов), 2) нормативность (зависимость поведения от принятых в обществе норм и ценностей) и 3) волюнтаристичность (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации).
По Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер. Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация и интеграция.
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Дифференциация – это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.
Интеграция – это рост целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями.
Т. Парсонс различает три типа общества:
Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.
Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.
Идея неизбежности социальных конфликтов имеет давние корни: она присутствовала в философских и социологических теориях Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумпловича и многих других мыслителей. Например, Н. Михайловский, Ж. Тард, Г. Лебон, Ч. Кули рассматривали социальный конфликт как проявление естественного закона борьбы за существование. Социологи М. Вебер, В. Парето, Г. Моска большое внимание уделяли политическим аспектам социальных конфликтов и считали их следствием борьбы различных социальных групп за власть.
Основные социологические теории социального конфликта. Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).
Американский социолог Льюис Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» определял конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Козер подчеркивал, что любой конфликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей.
Конфликты могут выполнять не только конструктивные, но и негативные функции, которые имеют место в обществах, где существуют «враждебные классы» и где революционное насилие может разрушить социальные связи и саму социальную систему. Позитивные же функции конфликтов состоят в том, что они способствуют укреплению социальной системы, установление границ и сохранению солидарности внутри социальных групп, социализации и адаптации индивидов, поддержанию баланса сил, стимулированию нормотворчества и социального контроля, и в целом – развитию механизмов управления социальными процессами.
Согласно концепции
Льюиса Козера, обществу присущи фатально
неизбежное социальное неравенство, вечная
психологическая
Социальный конфликт, по Козеру, это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта в западной политологии.