Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:05, контрольная работа
Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова; целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать.
Введение ………………………………………………………………….…….. 3
1. Теория структурно-функционального анализа …………………….…….... 4
2. Теория социального конфликта …………………………………….……..... 8
3. Технологический детерминизм ……………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 19
Список литературы ……………………………………………………………. 20
Козер тесно увязывает форму
и интенсивность конфликта с
особенностями конфликтующих
Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с «равновесно-интегральной» теорией и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.
Ральф Дарендорф в
середине 1960-х гг. выступил с обоснованием
новой теории социального конфликта,
известной как конфликтная
Суть его концепции в следующем: любое общество постоянно подвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения, антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.
Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. Поэтому и в демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания в регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории, – пишет Р. Дарендорф – Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники» Функции конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная; б) коммуникативная; в) мобилизационная; г) деструктивная; д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта.
Формы выражения социального конфликта имеют различные модификации. Они резко отличаются в зависимости от уровня субъектности. Внутриличностный конфликт представлен многообразно. В частности, такие формы как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неадекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей. На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты. Конфликты в организациях - это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.
3. Технологический детерминизм
Это направление в социологии, представители которого главным фактором общественной жизни считают уровень развития техники и технологии. Технологический детерминизм объединяет несколько взаимодополняющих теорий, возникших в конце 50-70-х годов XX в. и отражающих те социальные изменения в развитых капиталистических странах, которые были вызваны достижениями научно – технической революции. К их числу относятся:
Исходным понятием для них является понятие «индустриальное общество», введенное Сен–Симоном и использованное О. Контом для описания третьей, «позитивной» стадии всемирной истории. В рамках технологического детерминизма образ индустриальной эпохи получил свое дальнейшее развитие и стал исходным для характеристики других этапов истории. Являясь примером социального эволюционизма и противопоставляя себя марксистской концепции исторического процесса, это направление претендует на роль общесоциологической теории развития человечества.
Критерием периодизации
всемирной истории здесь
Теории технологического детерминизма нашли широкую популярность в западных странах и стали исходной парадигмой для осмысления истории.
Теория единого индустриального общества Р. Арона
Теория «единого индустриального общества» была сформулирована французским социологом и публицистом Раймоном Ароном (1905 – 1983) в лекциях, прочитанных в Сорбонне в 1956 – 1959 гг. ссылаясь на взгляды О. Конта, Арон утверждал, что развитие промышленности приводит к формированию единого индустриального общества, разновидностями которого являются социалистическая и капиталистическая общественные системы. Для этого общества характерны единые технико–экономические показатели: сложная система разделения труда; развития индустриализация, предполагающая механизацию и автоматизацию производства и управления; массовое производство товаров на рынок; научно – техническая революция; широкая урбанизация; высокая степень социальной мобильности.
По мнению Арона, развитие крупной промышленности влияет на все сферы общественной жизни. Вместе с тем он не исключал серьезных различий в социальном и политическом строе между социалистическими и капиталистическими странами.
Теория стадий экономического роста У. Ростоу
Американский экономист Уолт Ростоу (1916 – 2003) в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1906) изложил свою концепцию всемирной истории, считая ее альтернативной марксистской теории общественно – экономических формаций. Придавая решающее значение технико–экономическому, производственному фактору, Ростоу выделял в истории человечества пять «стадий роста»:
1) традиционное общество (господство сельского хозяйства, низкая производительность труда – до конца феодализма);
2) переходное общество (рост производительности сельского хозяйства, рост национализма, возникновение централизованных государств, - т. е. подготовка условий для «сдвига»);
3) стадия сдвига (период промышленной революции);
4) стадия зрелости (индустриальное общество: бурное развитие промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60 – 90 % и т. д.);
5) стадия массового потребления (когда ведущими становятся отрасли, работающие на потребителя и производящие товары длительного пользования).
В работах 70-х годов Ростоу выступил с идеей шестой стадии – «поиска качества жизни», в которой ведущим сектором экономики станет сфера услуг.
По мнению Ростоу, в основе экономического развития общества лежит «неэкономические факторы», а именно – человеческие потребности, «порывы и устремления». Большое влияние на развитие экономики оказывают также мир политики и культуры.
Ростоу разделял идею конвергенции, выдвинутую Дж. Гэлбрейтом.
Теория нового индустриального общества и конвергенции Дж. Гэлбрейта
Автором этой теории является известный американский экономист Джон Гэлбрейт (род. 1908). «Новое индустриальное общество» - это развитые капиталистические страны, где, по мнению Гэлбрейта, подлинная экономическая власть принадлежит не собственникам и акционерам, а представителям техноструктуры. Техноструктура – это высококвали-фицированные специалисты (директора фирм, менеджеры, технологи, конструкторы и т. п.), управляющие крупными корпорациями, «носители коллективного разума и коллективных решений». Цели техноструктуры, заинтересованной в увеличении размеров корпорации, со временем вступают в противоречие с общественными интересами, поскольку они способствуют формированию монополистического капитализма и ограничению свободной конкуренции.
Важнейшей чертой нового индустриального общества является повышение роли знаний и профессиональной компетентности. В этом факте Гэлбрейт увидел возможность рационализации общественной жизни путем передачи контроля над государственным ученым и профессором, т. е. путем установления технократии как политической власти специалистов. Логика Гэлбрейта такова: если техноструктура успешно справляется с проблемами корпорации, то, соответственно, высокообразованные специалисты смогут эффективно управлять и общественными процессами. Научные знания и профессионализм необходимы для обеспечения социальной стабильности, экономической эффективности и погашения социальных конфликтов.
Теория постиндустриального общества
В 70-х годах XX в. вышеуказанные концепции получают свое развитие в теории «постиндустриального общества». Ее разработал американский социолог Даниел Белл (р. 1919) в книгах «Грядущее постиндустриального общества» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1976). Основные положения этой теории развивали американские и французские социологи и политологи Г. Кан, З. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.
Согласно этой теории, общество в своем развитии проходит три основные стадии: 1) доиндустриальную 2) индустриальную и 3) постиндустриальную (Бжезинский третью стадию называет технотронной, а Тоффлер – сверхиндустриальной). В доиндустриальной эпохе преобладает сельское хозяйство («первичная сфера» экономической деятельности), в индустриальной – промышленность («вторичная сфера»), а в постиндустриальной – сфера услуг (третичная сфера»).
На каждой стадии главенствующую роль грают различные социальные институты. В аграрном обществе – это церковь и армия, в индустриальном – корпорации, в постиндустриальном – университеты. Соответственно, на первой стадии доминирующее положение в обществе занимают священники и феодалы, на второй – бизнесмены, а на третьей – ученые и менеджеры-консультанты. Основными же ценностями этих эпох являются поступательно власть, деньги и знание.
Теория постиндустриального общества отражает современный этап развития ведущих капиталистических стран мира, где достижения НТР способствовали созданию высокоэффективной рыночной экономики, автоматизации производства и широчайшему развитию информационно-компьютерных технологий (в связи, с чем постиндустриальное общество также называют информационным).
Идеализируя и абсолютизируя
роль научно-технической
Концепция постиндустриализма претерпела определенную эволюцию. Будучи вначале технократической утопией, она постепенно превратилась в теорию новой стадии антагонистического общества, где сохраняется социальная неоднородность, неравенство и отчуждение личности, частная собственность и политические конфликты, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы. Как показали Белл и Тоффлер, достижения научно-технического прогресса не могут предотвратить обострения социальных противоречий и устранить нежелательные последствия НТР.
В этих теориях больше общего, чем различий. Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом тем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность той или иной стадии.