Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:46, контрольная работа
Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. В направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа.
1. Теория структурно-функционального анализа. -3-
2. Теория социального конфликта. -8-
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. -13-
4.Список использованной литературы. -17-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему: «Основные направления объективного подхода к анализу общества
в современной западной
группа 302
Проверил:
Челябинск - 2007г.
Содержание
1. Теория структурно-функционального анализа.
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. -13-
4.Список использованной литературы.
1. Теория структурно-
Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. В направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа.
Самые видные представители:
· Роберт Кинг Мертон,
· Толкот Парсонс,
· Роберт Парк,
· Герберт Спенсер.
Разработка структурно-
Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:
· функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;
· универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;
· функциональная необходимость.
Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности - вплоть до семьи.
В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают, и потому их используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация.
Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
· традиционное общество;
· стадия скачка;
· стадия зрелости;
· общество массового потребления.
Из современных течений
выделяется школа структурно-
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях:
• как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т.Парсонс;
• как метод исследовании, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы;
Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:
1) социальные системы ориентированы на стабильность;
2) социальные системы интегрированы;
3) социальные системы основываются на согласии;
4) социальная жизнь
включает необходимость
5) основой социальной
жизни являются нормы и
6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности.
Ключом к концепции Т.Парсонса является – категория равновесия, т.к общество по Парсонсу может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
• приспособление к окружающей среде ( адаптация );
• формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание );
• поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пересечение возможных отклонений ( интеграция );
• обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы ( латентность – поддержание образца ) [ 1 стр 101 ]
В связи с этим выделяются самостоятельные системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы. Биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой. Парсонс использует этот принцип для построения своего анализа социальных систем. Выделяются три системы:
1. Духовная система общества
2. Экономическая система общества
3. Политическая система общества.
Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов. Экономическая система помогает адаптации общества к окружающей среде, создает материальные блага необходимые человеку для преодоления внешней среды. Можно сказать, что создает комфорт для индивида и удовлетворяет биологические и психологические нужды достаточной части членов данного общества. Политическая система должна обеспечивать интеграцию (сохранения внутреннего единства) общества и эффективность его функционирования. Политическая деятельность – это есть координация всех аспектов общественной жизни. Политические структуры также связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей или на широкой, охватывающей все общество основе, или на более узкой базе, определенной территориально или функционально.
2. Теория социального конфликта.
Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы – структурно-функционального анализа. Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, – вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами существующими реально в обществе. Социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер . Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» ,«Исследования социального конфликта» . По Козеру, социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. Это:
1. функция разрядки напряженности между враждующими
группами. 2. Коммуникативно-
4. Функция стимулирования
социальных изменений.
По Т.Парсонсу общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связанную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей.
Действие – целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира (объекты) и ситуации (деятели и объекты).
Организм – биофизические
Деятель – как эмпирическая система действий = система личности, часть социальной системы.
Ситуация – это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие.[ 1 стр. 102 ]
Ориентация на ситуацию – значение ситуации для деятеля для его планов и стандартов.
Мотивационная ориентация – те аспекты ориентации деятеля на ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ мотивационной ориентации.
Ценностная ориентация – аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.
Социальная система – система действий с одним или большим числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля ситуация определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые действия, которые "концентрируются" в зависимости от того, насколько велико согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных ожиданий.
Система личности – система, состоящая из совокупности действий индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой его потребностей и организацией целей и ценностей.
Система культуры – организация ценностей, норм и символов, которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность или социальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей, системы верований и системы символов. Они институционализированы в социальных системах и интернализированы в системах личности.
Личность, социальная система и система культуры представляет собой перспективу и объект социологического анализа.
В центре этого находится ориентация деятелей = эмпирических систем действия, это могут быть индивиды и группы, в ситуации, которая охватывает большое количество участников.