Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. В направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа.

Содержание работы

1. Теория структурно-функционального анализа. -3-
2. Теория социального конфликта. -8-
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. -13-
4.Список использованной литературы. -17-

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Понятийная схема занимается связями между "составными частями" действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и процессами. 
Для деятелей ситуация состоит из "объектов ориентации", которые можно разделить на:

1. Социальные объекты.

2. Физические объекты.  Представляют собой средства  и условия для действия, социальными объектами могут быть индивиды и коллективы.

3. Культурные объекты.  Являются символическими элементами  культурной традиции: идеи и системы  верований, символы, ценностные  представления, которые обладают  регулярностью и постоянством.

Действия включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит ситуацию со своими собственными потребностями и целями.

Мотив для теории действия не имеет первостепенного значения. Гораздо существеннее опыт деятеля  по определению ситуаций, по организации  своих действий. Этот опыт обуславливает то, что деятель не просто реагирует, а вырабатывает систему ожиданий относительно элементов ситуации.

Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание возможные реакции других участников ситуации – групп и  индивидов, и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.

В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие определённый смысл; они  становятся средствами коммуникации между  деятелями в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом, и культурный символизм.

Конкретная система  социального действия – это интегрированная  система элементов действий относительно ситуации, т.е. мотивационные и культурные элементы приводятся в порядок, структура  которого образуется системами личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.

В терминологии теории действия личность определяется как организованная система ориентации индивида в своих действиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Одним  из направлений в современной  западной социологии является  направление «технологический детерминизм», представители которого считают,  что главным фактором общественной  жизни является уровень развития  техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.

Современное развитие человечества не может мыслиться вне категорий  науки и техники. На протяжении мировой  истории ремесло, а затем и  техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.

  Научные и технические  достижения составляют элемент  культурного слоя общества, являясь индикатором его развития. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья.

  Технические новшества стали неотъемлемой частью жизни. Уровень прогресса может вполне адекватно измеряться количеством и качеством гаджетов (бытовых устройств в повседневной жизни, например, мобильных телефонов), девайсов (устройств специального назначения, например, видеокамер) и их инвайронмента (среды, окружающую их и которую они формируют). Человечество в последние два-три десятилетия вступило в постиндустриальную эру, в которой наука и техника получают новую смысловую нагрузку и аспекты связи их с повседневной жизнедеятельностью человека становятся неразрывными.

     Технологический детерминизм - методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека, законам (подобно природе) и определяет развитие социальной и культурной жизни. Т.е., социальное признается производным от техники. В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм - недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм – это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. На основе тезницизма возникла идея технократии - особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков – техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце 20 века, исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения.

Концепции технического, или технологического, детерминизма оформились во второй половине XX в., что было связано с началом и последующим развитием научно-технической революции.

В предельно последовательной форме концепция технологического детерминизма была развита и изложена в книге  американского этнолога и культуролога Л.О. Уайта «Эволюция  культуры. Развитие цивилизации до падения Рима».

Главным для Л. Уайта является понятие культуры. Л. Уайт выделяет в культуре четыре компонента: идеологический, социологический, сентиментальный и технологический. Ведущим среди них является последний. Технологический фактор в общем виде определяет форму и содержание всех остальных. Он детерминирует и социальную систему, и философские взгляды, и общественные чувства. Изменения в технологии вызывают изменения во всех остальных секторах культуры. Технология — базис и движущая сила культурной системы.

Крупнейшим переломом  в развитии технологии, культуры в целом и общества была аграрная революция. Возникло земледелие и скотоводство. Люди «запрягли» и поставили себе на службу солнечную энергию, воплощенную в нечеловеческую биологическую форму, а именно форму животных и растений. Впервые были поставлены под человеческий контроль силы природы. Результатом этого технологического успеха было превращение племенного общества в цивилизованное. Возникла частная собственность на средства производства, общественные классы, государство, города.

 

Американский социолог Г. Ленски в книге «Власть и  привилегии. Теория социальной стратификации», обращаясь к механизму развития общества, выстраивал такую цепочку  детерминации: «технология — экономика  — политика — распределительная  система». Технология — не единственный, но главный фактор развития общества. Технология сводится к сумме знаний и в качестве движущей силы истории выступает человеческий разум.

 Технологический детерминизм исходит из того, что все особенности человеческой жизни, в конечном счете, обусловливаются характером техники. Американский социолог А. Тоффлер видит в истории человечества «три волны»: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Интеллектуализация производства, развитие информационных технологий порождает «третью волну» — постиндустриальное или информационное общество. Доминирование переработки информации над переработкой вещества и энергии создает совершенно новый образ жизни. Информационный детерминизм в таком случае оказывается формой технологического детерминизма, адекватной эпохе «третьей волны».

 По Парсонсу общество  — это сложная система социальных  элементов, находящихся в состоянии  активного взаимодействия. Взаимодействие  социальных элементов направляется  системой ценностей. Само развитие  общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Парсонс различает три типа общества:

• примитивный, в котором  дифференциация выражена незначительно;

• промежуточный, связанный  с появлением письменности, социального  расслоения, выделения культуры в  самостоятельную область человеческой деятельности;

• современный, характерной  чертой которого является отделение  правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений — изменения ценностей, норм, обычаев и т. д.

 

 

Список используемой литературы.

1.Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. Нартов Н.А. Шабанова О.А. изд., М., ЮНИТИ 1998.

2.Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д, Феникс, 2006.

3.Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.

4.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

5.Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.

6.Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

7.Грошев И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб, 1997.

8.Капитонов Э.Н. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.

9.Курбатов В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор понятий. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

10.Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.

11.Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

12.Капитонов Э.Н. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.

 




Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии