Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:58, курсовая работа
За последние десятилетия во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально-опасные действия, обычно связываемые с понятием молодежных экстремистских организаций, вызывают серьезное беспокойство и острый научный интерес.
Это породило специальные отрасли знаний: вайоленсиологию (теория насилия), агрессиологию (теория экстремизма). Проводятся многочисленные исследования и в рамках традиционных наук: социологии, психологии, медицины, юриспруденции, которые с помощью собственного понятийного аппарата пытаются осмыслить подобные факты, выявить их истоки, отметить пути их преодоления.
Позитивными в этой связи являются положения законопроекта, предусматривающего установление в законодательстве Российской Федерации запрета на работу с детьми для лиц, осужденных или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности. Введение подобного запрета позволит исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодежи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности.
В ходе спортивно-массовых мероприятий
экстремистские проявления в действиях
болельщиков могут найти
Спортивные мероприятия, как правило, широко освещаются средствами массовой информации, что значительно расширяет аудиторию лиц, испытывающих негативное воздействие проявлений экстремистской направленности.
Дух соревнования предполагает борьбу за первенство, требующую высшую степень напряжения, к сожалению находящей свое отражение в неэтичном, пропагандирующем расизм, провоцирующем зрителей поведении самих спортсменов. В качественном плане спортивный экстремизм включает факты совершения спортсменами правонарушений экстремистского характера. Последние являются кумирами болельщиков, среди которых значительно количество несовершеннолетних, воспринимающих подобное поведение как руководство к действиям.
В целях противодействия
проявлениям экстремизма в
Вышеизложенное, обусловливает необходимость принятия законодательных положений и разработки системных требований по регулированию правоотношений, возникающих при проведении таких мероприятий между организаторами, администрацией спортсооружений, спортивных клубов, с одной стороны, и зрителями либо участниками - с другой. К сожалению, до настоящего времени продолжается разработка МВД РФ проекта Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в РФ». Анализ федеральных нормативных актов позволяет сделать вывод, что адресные федеральные правовые установления по регулированию вопросов, возникающих при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения спортивных и иных массовых мероприятий, отсутствуют. Действующие нормативные акты не соответствуют современным реалиям.
Отметим, что в настоящее время в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявление жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на спорт, усиливается роль уголовного законодательства.
Анализ уголовной
2.2. Национальный экстремизм.
Национальный экстремизм
проявляется в сфере
Национальный экстремизм тесно связан с сепаратизмом, т.е. стремлением к отделению, обособлению (Чечня — Россия, Северная Ирландия — Англия). Если проследить изменение динамики этнического негативизма в последние годы, то в России он резко возрос по сравнению с 1989 годом, когда, по данным ВЦИОМ, признаки открытой ксенофобии обнаруживалось примерно у около 20 % населения СССР. Однако, уже в 1990 году социологические показатели острой этнической антипатии выросли до 40 %, а в зонах этнических конфликтов охватывали почти все население.
С 2001 года этническую ксенофобию в различных формах испытывали уже более 2/3 опрошенных.
Конец 90-х годов характеризуется возникновением массовых русских националистических организаций, прежде всего молодежных, сплачивающихся под лозунгом «Россия для русских». В 1991 году их членами были десятки человек, в 2001 году — свыше 10 тысяч, в 2004 г. — 33 тысячи.
Только в Москве сегодня 6 тыс. молодых нацистов, в Петербурге — 3 тыс., человек, в Нижнем Новгороде — свыше 2,5 тысяч. «Левада — центр» оценивает резерв активной поддержки нацистского лозунга «Россия для русских» примерно в 17 млн. человек. Так, лидер НДПР (национально-державной партии России) Александр Севастьянов провел презентацию своей книги «Время быть русским», в которой содержатся ярко выраженные националистические идеи, провел Всероссийский конкурс школьников на тему: «Что значит быть русским сегодня?» с таким же содержанием. Министерство образования не помогало в организации этого конкурса, но и не препятствовало его проведению, более того, Севастьянов был назначен официальным экспертом Государственной Думы по национальным проблемам.
В большинстве случаев правоохранительные органы неохотно квалифицируют убийства, разбои как совершенные на националистической почве, определяя их как хулиганство или бытовые ссоры.
Мировой опыт показывает, что
идеи экстремизма захватывают
— Прежде всего, должны быть решены вопросы экономического порядка, которые приводят к безработице, вынужденной миграции, обнищанию масс и социальным протестам затем меры идеологического, просветительского характера, которые найдут свое отражение в таких программах федерального уровня, как «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе»;
— Нужна общегосударственная идеология толерантности, которая ставила бы своей целью воспитание интеллектуальной, толерантной молодежи. Беспокойство за единство страны, за ее стабильность, процветание заставит сломать негативные стереотипы массового сознания. Для этого надо активно включиться в пропаганду всем известным личностям страны, СМИ («хорошие герои» — интернационалисты, «плохие парни» — расисты, националисты);
— Нацкорректность должна стать нормой жизни гражданского, демократического общества;
— Федеральной власти следует учитывать этническое, религиозное, расовое разнообразие современного общества;
— Нужна систематическая профессионально-грамотная, информационная война всем видам экстремизма и национализма;
— Необходимо, чтобы работали все антиэкстремистские законы и статьи Конституции о защите чести, национального достоинства граждан;
— Четко разграничивать идеи патриотизма (за который часто прячется национализм) и националистического экстремизма.
Создание общенациональной идеи, содержащей толерантность, взаимоуважение культур, религий, традиций всех народов, населяющих России стало давно насущной задачей.
2.3. Религиозный экстремизм.
Религиозный экстремизм проявляется
нетерпимостью к представителям
иных конфессий или в жестком
противоборстве в рамках одной конфессии.
Экологические экстремисты
Религиозный экстремизм –
отрицание системы традиционных
для общества религиозных ценностей
и догматических устоев, а также
агрессивная пропаганда "идей",
противоречащих им. Во многих, если не
во всех, конфессиях можно обнаружить
религиозные представления и
соответствующие им действия верующих,
которые имеют антиобщественный
характер, то есть в той или иной
степени выражают неприятие светского
общества и других религий с позиций
того или иного религиозного вероучения.
Это проявляется, в частности, в желании
и стремлении приверженцев определенной
конфессии распространить свои религиозные
представления и нормы на все общество.
В последнее время в СМИ наиболее часто
говорят об исламских радикалах (сторонниках
"исламизма", или "политического
ислама"), которые, во имя чистоты веры,
как они ее понимают, выступают против
т.н. традиционного российского ислама,
как он сложился в нашей стране на протяжении
столетий.
Элементы религиозного экстремизма
имею определенное распространение
и в среде православных христиан.
Он проявляется в радикальном
антизападничестве, пропаганде "теории
заговора", религиозно обоснованном
национализме, неприятии светского
характера государства. Так, например,
существуют религиозные группы, призывающие
верующих к отказу от ИНН и даже
от получения паспортов
Очевидно, что к разряду экстремистских
необходимо отнести и некоторые религиозные
объединения закрытого типа, в обиходе
называемые "тоталитарными сектами".
Необходимость борьбы с экстремизмом,
в том числе и религиозно окрашенным должна
быть целью всего общества и каждого гражданина.
Государство может допустить
только такую религиозную
Конкретные религиозные представления
приверженцев той или иной религии, которые
оказываются несовместимыми с этими принципами,
подпадают под термин "религиозный
экстремизм" и должны быть признаны
антиобщественными и антигосударственными.
Следует выявлять и публично обсуждать такие проявления религиозности, для которых характерно стремление к благу своей конфессии или религиозной общины в ущерб благу всего общества.
Заключение.
При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности. Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях.
Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.
Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.
В-третьих, в основе организации
системы профилактической работы, особенно
с группами лиц, пребывающими в кризисном
возрасте, должна лежать идея управляемой
социализации, когда социально-
Возможные модели профилактики экстремизма.
1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.
В основе данной модели лежит
идея рационального сокращения свободного,
неконтролируемого пространства социализации
молодого человека. Действия органов
власти должны быть направлены на усиление
и интеграцию воспитательного воздействия
семьи, школы, учреждений профессионального
образования различного уровня, общественных
объединений, средств массовой информации.
Жизнедеятельность подростка
2. Модель профилактической
работы, ориентированная на снижение
деструктивного потенциала
В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.
В заключение отмечу основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира:
Информация о работе Основные направления профилактики экстремизма среди подростков