Основные направления социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

В середине 90-х годов XX века довольно распространенным явлением стали ситуации, при которых полученная специальность оказывалась невостребованной, а профессиональное будущее большей части молодежи характеризовалось как неопределенное. Проводимые в этот период исследования показывали, что большинство молодежи испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков, которые могли бы обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда. Наличие конкурентного рынка труда привело к тому, что в начале 2000-х гг. немало выпускников вузов, средней школы, начальной профессиональной школы оставались нетрудоустроенными.

Содержание работы

Введение. 3
I.Основные направления социальной работы с молодежью 4
1.1.Положение молодежи в обществе 4
1.2.Государственная молодежная политика 6
II. Содействие занятости и трудоустройству молодежи 11
2.1. Молодежь на рынке труда 11
2.2. Социальная поддержка безработной молодежи 16
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

к.р.по молодежи.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский  государственный университет

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Проблемы социальной работы с молодежью

Тема: Основные направления социальной работы с молодежью.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

  Выполнила:

Студентка группы № 586

заочной формы обучения

юридического  факультета

специальность: Социальная работа

                                                                       ЛОБАНОВА Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2012 г.

Оглавление

 

Введение. 3

I.Основные направления социальной работы с молодежью 4

1.1.Положение молодежи в обществе 4

1.2.Государственная молодежная политика 6

II. Содействие занятости и трудоустройству молодежи 11

2.1. Молодежь на рынке труда 11

2.2. Социальная поддержка безработной молодежи 16

Заключение 25

Список использованной литературы 28

 

 

Введение.

 

В середине 90-х годов XX века довольно распространенным явлением стали ситуации, при которых  полученная специальность оказывалась  невостребованной, а профессиональное будущее большей части молодежи характеризовалось как неопределенное. Проводимые в этот период исследования показывали, что большинство молодежи испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков, которые могли бы обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда. Наличие конкурентного рынка труда привело к тому, что в начале 2000-х гг. немало выпускников вузов, средней школы, начальной профессиональной школы оставались нетрудоустроенными. Ежегодно 15 млн. человек меняли место работы, из них только около 4 млн. обращались в службы занятости1. Изменение потребностей рыночной экономики и производства, новые формы и средства накопления и передачи опыта и знаний, другие факторы актуализируют проблемы профессионального самоопределения молодежи.

Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь - это будущее  России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она  займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

    1. Основные направления социальной работы с молодежью

    1. Положение молодежи в обществе

 

"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Прежде чем говорить о  социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки  этой группы населения. Современные  ученые считают, что возрастные границы  периода молодости условны, их можно  определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость - не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн. человек, или 22% населения страны.

Естественное изменение  численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Немало проблем связано  со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как  социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями  адаптации к современным социально-экономическим  условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального  положения молодого поколения в  российском обществе говорят и явления  социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.

    1. Государственная молодежная политика

 

 

Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Создание современной  системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.

Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.

В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики.

Перед Комитетом были поставлены следующие задачи:

- разработка основных положений государственной молодежной политики и ее реализация;

- обеспечение решения  межотраслевых проблем в сфере  государственной молодежной политики;

- методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики;

- разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;

- разработка и осуществление  мер по поддержке молодой семьи,  талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма.

С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства  РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган  по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня.

В то же время функции  организационно-финансового обеспечения  планируемых мероприятий в сфере  молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников.

Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом от 26 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений" создан федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.

Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.

Общепризнанна в нашей  стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.

Информация о работе Основные направления социальной работы с молодежью