Основные направления социальной работы в культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 05:08, доклад

Описание работы

До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
На сегодняшний день слово "досуг" употребляется в следующих значениях:
• в качестве синонима свободного времени;
• как свободная (нерабочая) деятельность;
• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например "Мне недосуг об этом думать").

Файлы: 1 файл

Культурно.docx

— 36.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Институт социальной работы

кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

Основные направления  социальной работы в культурной сфере  

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

        студент  гр. СЦс-305                                                          Гараева Э.И.

 

Проверила:                                                                                 Сажина  Н.С.

          кандидат исторических наук, доцент

 

 

 

 

Екатеринбург 2013 

Культурно – досуговая  сфера и опыт социальной работы в  ней

1. Содержание культурно-досуговой  деятельности

До  начала ХХ века досуг рассматривали  исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

На  сегодняшний день слово "досуг" употребляется в следующих значениях:

• в  качестве синонима свободного времени;

• как  свободная (нерабочая) деятельность;

• как  синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например "Мне  недосуг об этом думать").

Следует различать понятия "досуг" и "свободное  время". "Свободное время –  это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью". В структуре свободного времени  можно выделить время досуга и  время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе  чаще всего рассматривается как  занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени  отдых, то под временем для возвышенной  деятельности понимаются занятия, во время  которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т.д.

Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, –  это не просто праздность, бездеятельность, а возможность самому решать, что  делать, как потратить это время  так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научиться. Досуг – это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.

Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс  постоянного развития в неразрывном  единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать  не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования  каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает культурно-досуговую  деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе  деятельность, имеющая собственные  функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая  деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением  типов и видов деятельности.

Если  рассматривать досуг с позиций  жизни общества, то он важен для  стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную  базу культуры. Следовательно, чем более  самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам  деятельности, тем больше оснований  говорить о культурном досуге, под  которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время, а время для  осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая  деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности. Досуг  становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это  позволяет организовывать систематическое  и целенаправленное создание условий  для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни.

2.физическая культура  как общественное явление и  ее роль в социальной защите  людей

Одна из важнейших социальных задач – сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в  полной мере наслаждаться радостями  жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте  здоровье каждого человека рассматривается  как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, – залог активной трудовой деятельности человека.

То, что дается нам природой, надо сохранять и развивать. Однако даже при оптимальных условиях жизни  люди допускают такие отклонения от режима и ритма деятельности, которые отрицательно влияют на здоровье и формирование здорового образа жизни.

Научно-технический прогресс, при всех его несомненных благах, ускоряет общий ритм жизни, увеличивает  количество стрессовых ситуаций, резко  сокращая при этом физическую нагрузку человека. Времени для занятий  физкультурой остается все меньше, все сложнее компенсировать образующийся недостаток движений.

В социальной работе очень  важно, чтобы не только повышалась требовательность к каждому человеку за состояние  его здоровья, велась активная борьба против употребления алкоголя, курения, физической пассивности людей, но и  осуществлялась целенаправленная пропаганда здорового образа жизни.

Ясно, что формы деятельности людей, социальных групп по своей  сущности имеют сугубо социальный характер. Но человек представляет собой единство социального, психического и физическою. Здоровый образ жизни характеризуется  именно оптимальным сочетанием и  единством этих уровней жизни  человека. Для здорового образа жизни важно, чтобы физические и духовные возможности человека осуществлялись гармонично, что связано с социальной к психофизической активностью в общественно-трудовой и иных формах деятельности. По существу все это – компоненты здорового образа жизни, социально-оздоровительное содержание нормальной жизнедеятельности в современных социальных и природных условиях.

Человечеством уже накоплен огромный опыт по профилактике и лечению  большого числа заболеваний с  использованием следующих «средств физической культуры»: физические упражнения, гигиенические средства и факторы  природы. Любой социальный работник должен знать о позитивных сторонах физической культуры, имеющей огромное общественное значение в укреплении социальной поддержки населения.

Физическая культура является составной частью социальных отношений  между людьми, сформировавшихся на той или иной социально-экономической  основе. Характер физической культуры определяется ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью  и искусством, с образованием и  воспитанием членов общества, а также  связями с производством, наукой и техникой.

Физическая культура и  спор», представляя собой субъективный и объективный аспекты жизни  людей, играют огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и  работоспособности людей, дают им возможность  подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются совершенным фактором формирования образа жизни каждого человека в  отдельности и всего общества в целом.

Вследствие глубоких социально-экономических  и политических изменений в нашей  стране физическая культура и спорт  превратились в глобальный культурно-социальный феномен.

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мир, за расширение сотрудничества между народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.

История показывает, что  общество испытывает постоянную потребность  формировать необходимые в жизни  человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т. п.), развитию оптимальных  уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т. п.) в интересах труда, обороны, активного  отдыха и других видов деятельности. Bet эти потребности общества удовлетворяют такие виды активней деятельности, как физическая культура и спорт.

Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ  Платон считал движение «целительной частью медицины. М.В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении Российского народа», представляя широкую программу развития здравоохранения в России, обращает внимание на необходимость серьезного развития физической культуры и спорта.

Следует особо подчеркнуть  самую главную социальную роль, которую  играет каждый человек: он должен быть готов не просто к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей  – воспитать детей достойными членами общества, в котором им предстоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и  духовном развитии, эстетическом и  трудовом воспитании ребенка. Надо еще  вырастить сына или дочь физически  сильными, крепкими, красивыми. Непреложная истина– здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего.

Остановимся на понятиях «физическая  культура как социальное явление  и «физическая культура в индивидуальном смысле».

Под физической культурой  и в социальном, и в индивидуальном смысле мы понимаем способ целеполагания  при формировании телесности. Многие авторы связывают эту проблему с  проблемой физического совершенствования. Для достижения этой цели физическая культура как общественное явление  в первую очередь должна обеспечивать формирование индивидуальной физической культуры. Иными словами, физическое совершенство является обобщающим образованием, системообразующим фактором и в  отношении индивидуальной физической культуры. Рассматривая физическую культуру в общесоциальном смысле и в отношении ее индивидуального аспекта, важно иметь и виду: целью является гармонически развитой человек.

К сожалению, несмотря на всю  тривиальность указанного положения, понятие индивидуальной физической культуры, впрочем, как и теоретические  и методические пути ее формирования, почти не разработано.

Физическую культуру человека, очевидно, следует рассматривать  в двух планах: как элемент культуры личности и как аспект ее отражения  в образе жизни и физическом облике человека–

Физическая культура включает в себя такие компоненты, как –  психологический, образовательный  и потребностный. Первый из них отражает ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и другие составляющие, второй – уровень знаний, умении, навыков, необходимых для приобретения и совершенствования физически культурного образа жизни, а третий отражает состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы применительно к ведению культурно оправданного образа жизни.

Под аксиологическим компонентом  понимается ценностная ориентированность  личности в диапазоне: общественная польза – преимущественно эгоистическая  направленность.

Образовательный компонент  включает в себя некоторое множество  знаний, умении и навыковв, необходимых и достаточных для рационального понимания места, значения и роли физической культуры в жизни, включающею необходимость эффективного использования предоставленных обществом возможностей (пусть даже актуально ограниченных), как в отношении материальных ресурсов, так и в отношении ресурсов временных и духовных.

Третий компонент (потребностей), характеризующий активность и побудительные  мотивы человека в физическом совершенствовании, также имеет значительный диапазон: от занятий по принуждению из вне, самопринуждению до внутренней потребности, в идеале осознаваемой и реализуемой на уровне первостепенной, жизненно важной потребности.

Информация о работе Основные направления социальной работы в культурной сфере