Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 05:08, доклад
До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
На сегодняшний день слово "досуг" употребляется в следующих значениях:
• в качестве синонима свободного времени;
• как свободная (нерабочая) деятельность;
• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например "Мне недосуг об этом думать").
Лишь оценка по всей шкале
оказанных компонентов личности
позволяет объективно оценить сущностное
содержание занятии физическими
упражнениями, будь то самостоятельные
или организованные занятия. Сам
же взятый изолированно факт систематичности
даже самостоятельных занятий еще
ничего не говорит о физической культурности
человека, поскольку неясна их оценка
с точки зрения рациональности в
общей структуре деятельности и
ценностных ориентации. Точно так
и наличие необходимой
С позиций физического
совершенства физическая культура индивида
получает, таким образом, следующие
определения: физически культурный
человек должен вести здоровый образ
жизни, стремиться к физическому
совершенству на основе образованности,
иметь установку на физическое совершенство
и практически повседневно
Но это лишь одна сторона проблемы. Не менее важно, и даже можно сказать принципиально, соотношение физической культуры личности с другими под сферами общекультурного уровня человека. Здесь можно указать, по крайней мере, на три линии такого взаимодействия.
Первая – роль и место
физического совершенствования
и общей структуре гармонически
развитой личности и тем самым
роль и место физического
Вторая определяется местом
занятий физическими
Третья фиксирует, насколько велика связь с творческим началом личности, с ее общей социальной активностью, формами направленностью последней, т. е. установкой личности на самодеятельные начала.
При самом общем подходе
физически культурный человек должен
удовлетворять физкультурную
В значительно меньшей степени выполняется работа, ориентированная на формирование индивидуальной физической культуры. Здесь мы находимся еще на этапе становления, что негативно влияет на решение проблем физического совершенствования всех и каждого. Для того чтобы внедрить физическую культуру в быт народа, необходимо, как представляется, переключить внимание на формирование именно индивидуальной физической культуры с установкой на творческую самодеятельность.
В этом случае самодеятельными формами необходимо считать только такие, где человек активно и свободно, не столько подчиняясь возлагаемым на него обязанностям, но, в первую очередь, ставя перед собой цели самостоятельно, осуществляет их без внешнего – материального или –
духовного – принуждения.
Такие формы предполагают творчество
людей, личное осознание человеком
необходимости собственного физического
совершенствования в качестве культурной
потребности, поиск оптимальных
путей такового, самостоятельность
в решении возникающих проблем.
Именно творческое отношение к занятиям
физической культурой формирует
склонности и привычки, благодаря
которым для физического
3. Социальный туризм
Туризм – глобальное экономическое
и социокультурное явление
В силу этого проблемы развития социального туризма не могут находиться вне поля зрения социального работника. Социальный работник в наибольшей степени заинтересован в создании условии для поддержания жизнеобеспечения социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, для реализации рекреационных потребностей, преодоления разрыва между имущими и малоимущими, а также для осуществления конституционного права каждого на отдых и исключения проявлений всякого рода дискриминации в использовании социальных льгот малоимущими гражданами.
По данным Всероссийского
туристического общества, вклад туризма
в мировую экономику
Однако туризм не только экономическое,
но и социокультурное явление. Туризм
удовлетворяет потребности человека в
культурном, физическом, познавательном
и духовном развитии.
Его основные задачи обусловлены
специфическими функциями: социальными
и культурными, прежде всего. Социальные
функции реализуются в
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм определяется как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство предоставляет льготы социального характера.
Система социального туризма
представляет собой совокупность социокультурных
объектов и участников, а также
принципов, целей, средств, включая
льготы, что позволяет малообеспеченным
слоям населения
К числу социальных туристов относятся: дети из многодетных семей, учащаяся молодежь, студенты, малоимущие слои населения, пенсионеры, инвалиды войны, труда, детства. Для каждой категории социальных туристов предусмотрены соответствующие типы учреждений, как-то: школьные лагеря, лагеря труда и отдыха, турбазы, дома отдыха, пансионаты, санатории.
Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении is гостинице, организации питания, а также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Так, во всем мире существует отлаженная система молодежных отелей (дешевых гостиниц типа студенческих общежитии), что позволяет молодым людям в возрасте до 25 лет получать существенные скидки при размещении, питании и передвижении. В результате социального общения они обогащаются знаниями, знакомятся с культурой, бытом других народов, различными формами государственного устройства, расширяют свой кругозор, приобретают жизненный опыт.
Безусловно, уровень социального туризма и доля его в общем объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения it любом обществе.
По мнению участников Всемирной конференции по туризму (1980 г.), «социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться и интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».
Вместе с тем в высокоразвитых странах, например в США и Германии, социальный туризм как направление мирового туризма отсутствует, а в ряде других стран не имеет широкой государственной поддержки. Это объясняется, прежде всего, тем, что туризм должен приносить прибыль, в то время как социальный туризм требует только вложений. К тому же социальные туристы не в состоянии содействовать развитию индустрии развлечений.
Следовательно, одна из важнейших проблем социального туризма – выявление источников его финансирования.
Тем не менее, на рубеже столетий миллионы туристов и мире путешествуют все же благодаря социальному туризму.
В Российской Федерации система социального туризма сложилась в советское время, где его организацией занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Благодаря различного рода льготам на туристские услуги миллионы туристов осваивали все новые и новые туристские маршруты, заботились о своем здоровье, восстанавливали физические силы, духовное равновесие, удовлетворяли потребности в культурно-информационной деятельности.
Информация о работе Основные направления социальной работы в культурной сфере