Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:25, контрольная работа
В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Все это привело к зарождению и становлению в России новой науки – социологии (наука об обществе).
1. Введение.
2. Становление и этапы развития социологии в России.
3. Основные направления социологии в дореволюционной России.
3.1. Социология и идеология в дореволюционной России.
3.1.1. Народничество.
3.1.2. Либералы.
3.1.3. Марксисты.
3.1..4. Анархисты.
4. Заключение.
Литература.
Содержание
1. Введение. |
3 |
2. Становление и этапы развития социологии в России. |
5 |
3. Основные направления социологии в дореволюционной России. |
8 |
3.1. Социология и идеология в дореволюционной России. |
13 |
3.1.1. Народничество. |
13 |
3.1.2. Либералы. |
15 |
3.1.3. Марксисты. |
15 |
3.1..4. Анархисты. |
17 |
4. Заключение. |
18 |
Литература. |
19 |
1. Введение.
60-е годы XIX века, времена
правления Александра III, начинаются
великие реформы. Эти реформы
были вынужденными, их диктовал
ход экономического развития. Общество
было почти готово к
Социология в Россию проникла
с Запада, но быстро стала принимать
собственные оригинальные формы
и развиваться самостоятельно в
собственных национальных культурных
традициях и политических условиях.
За период с конца 60-х годов XIX века
до середины 20-х годов XX века социология
прошла несколько этапов, постепенно
достигая когнитивной зрелости, критериями
которой являются стремление к теоретико-методологической
интеграции, создание эмпирического
уровня исследований и успешная институционализация
(организация преподавания и научной
работы). Все три критерия постоянно
стимулируют друг друга. Их конкретная
история позволяет уловить
В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Все это привело к зарождению и становлению в России новой науки – социологии (наука об обществе).
2. Становление и этапы развития социологии в России.
1860-1890-е годы считаются
первым этапом развития
До 60-х гг. знакомство
с идеологией Конта было
Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.
В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Направлением социологии
стали народнические теории, отражавшие
интересы крестьянства – наиболее
многочисленного класса России. Ряды
народничества пополнялись
Второй этап в развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая критика». В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.
В тоже время количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. В Париже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.
На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. В это время утверждается экономический материализм в двух вариантах: ортодоксальный марксизм и неортодоксальный.
Формирование социологии для русской культуры имело как научное значение, связанное с появлением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Это связано с тем, что социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазного перестроения существующих порядков в России. Несомненно, одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Это переплетение нового и старого являлось яркой характеристикой того периода.
3. Основные направления социологии в дореволюционной России.
Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
Одно из них - географическое - было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838-1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества - от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.
Другой социогеограф А.П.Щапов (1831—1876) активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, обосновывал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.
Второе направление - органическая школа - представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829—1903), Я.А. Новиковым (1830-1912).
В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы — науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.
Заметное, важнейшее место
в социологической мысли
Марксистская школа в социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865-1919), А.А. Богдановым (1873- 1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870-1924) и отчасти, до определенного времени П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874-1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории.
Так, Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе - биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликован свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации,
У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.
Плехановым в наиболее
полном виде изложена марксистская теория
общественного развития, рассмотрены
проблемы соотношения общественного
бытия и общественного
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.
Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822—1885), М.М. Ковалевский (1851—1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А. Сорокин (1889-1968).
Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.
В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».
Следует остановиться на научном наследии одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли в ее классическом понимании - П.А. Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной Стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.
Информация о работе Основные направления социологии в дореволюционной России