Основные направления социологии в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Все это привело к зарождению и становлению в России новой науки – социологии (наука об обществе).

Содержание работы

1. Введение.
2. Становление и этапы развития социологии в России.
3. Основные направления социологии в дореволюционной России.
3.1. Социология и идеология в дореволюционной России.
3.1.1. Народничество.
3.1.2. Либералы.
3.1.3. Марксисты.
3.1..4. Анархисты.
4. Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология_Текст_контрольной.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Введение.

3

2. Становление и этапы развития социологии в России.

5

3. Основные направления социологии в дореволюционной России.

8

  3.1. Социология и идеология в дореволюционной России.

13

     3.1.1. Народничество.  

13

     3.1.2. Либералы.

15

     3.1.3. Марксисты.

15

     3.1..4. Анархисты.

17

4. Заключение.

18

    Литература.

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

60-е годы XIX века, времена  правления Александра III, начинаются  великие реформы. Эти реформы  были вынужденными, их диктовал  ход экономического развития. Общество  было почти готово к решительным  действиям. Борьба вокруг готовящейся реформы по поводу меры уступок крестьянам и величины потерь землевладельцев – помещиков привела к чёткой поляризации общественных сил. Из западничества выделилась революционная демократия во главе с Чернышевским, другая часть западников сместилась в сторону либерализма. В это время в русском обществоведении сложилась такая ситуация, когда часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. Философия оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла потребность в новой обобщающей общественной науке - социологии.

Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать  собственные оригинальные формы  и развиваться самостоятельно в  собственных национальных культурных традициях и политических условиях. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического  уровня исследований и успешная институционализация (организация преподавания и научной  работы). Все три критерия постоянно  стимулируют друг друга. Их конкретная история позволяет уловить национальную и региональную специфику исследовательского процесса и его место, роль в более  широком мировом процессе социального  познания определенной эпохи.

В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению  новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия  уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей  в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической  базы с новыми методами. Все это привело к зарождению и становлению в России новой науки – социологии (наука об обществе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление и этапы развития социологии в России.

 

1860-1890-е годы считаются  первым этапом развития социологии, её можно назвать стадией возникновения  «новой науки». В это время в России стала распространяться идея о необходимости новой науки, которая бы изучала общественные явления. Инициатором этой идеи выступил О. Конт – основоположник позитивной философии, его идеи упоминались уже в 40 -50-е года, но особого резонанса они не имели.

 До 60-х гг. знакомство  с идеологией Конта было возможно  лишь в кружке Белинского. Чернышевский  был самым крупным социологом  в России до возникновения  в ней социологии. Публицистика (журналы), философия, социология, экономические  науки, художественная литература, несмотря на цензурные нормы,  давала значительно богатое, чем  в 50-60-е гг., разнообразие школ, направлений, концепций. В печати  обсуждаются всевозможные «социальные  вопросы»: рабочий, земледельческий,  национальный, женский. Широкая популяризация  позитивизма начинается в 60-е  годы. В 1859 году выходят работы  Лаврова (первого русского писателя  по социологии), в 1865 году появляются  статьи о Конте и его философии  в журналах «Современник», «Русское  слово», «Отечественные записки». На  рубеже 60-70-х гг. появляются первые  собственно социологические работы  Лаврова. Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж считается началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала.

Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии  о статусе новой науки, появились  публикации, чётко зафиксировавшие  рождение двух противоположных направлений  – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали  идеи Конта.

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.

Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства – наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в  духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной  среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде  студенческой молодёжи, прежде всего  у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.

Второй этап в развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать  «теоретико-методологическая критика». В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.

В тоже время количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. В Париже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.

На передний план выходит  анализ философских предпосылок  социологического познания. В это  время утверждается экономический  материализм в двух вариантах: ортодоксальный марксизм и неортодоксальный.

Формирование социологии для русской культуры имело как  научное значение, связанное с  появлением новой формы мысли, так  и более широкий социальный смысл. Это связано с тем, что социология теоретически отражала в самой различной  форме требования буржуазного перестроения существующих порядков в России. Несомненно, одной из основных особенностей русской  общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Это переплетение нового и старого  являлось яркой характеристикой  того периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления социологии в дореволюционной России.

 

Собственно социологические  школы в России развивались в  рамках нескольких направлений.

Одно из них - географическое - было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838-1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества - от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.

Другой социогеограф А.П.Щапов (1831—1876) активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, обосновывал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Второе направление - органическая школа - представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829—1903), Я.А. Новиковым (1830-1912).

В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы — науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место  в социологической мысли принадлежит  социолого-юридическому направлению  — ученым, работающим в области права и социологии, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867-1931), П.И. Новгородцеву (1866-1924), Б.А. Кистяковскому (1868-1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в  социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865-1919), А.А. Богдановым (1873- 1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870-1924) и отчасти, до определенного времени П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874-1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории.

Так, Богданов, говоря о самостоятельности  социологии как науки, активно отстаивал  ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе - биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликован свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации,

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены  проблемы соотношения общественного  бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.

Особо следует сказать  о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822—1885), М.М. Ковалевский (1851—1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А. Сорокин (1889-1968).

Данилевский сконцентрировал  свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем  психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жиз­ненный цикл от зарождения до упадка.

В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Следует остановиться на научном  наследии одного из представителей русской  и одновременно мировой социологической  мысли в ее классическом понимании - П.А. Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.

Крупным научным достижением  Сорокина была разработка им теории социальной Стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.

Информация о работе Основные направления социологии в дореволюционной России