Основные направления социологии в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Все это привело к зарождению и становлению в России новой науки – социологии (наука об обществе).

Содержание работы

1. Введение.
2. Становление и этапы развития социологии в России.
3. Основные направления социологии в дореволюционной России.
3.1. Социология и идеология в дореволюционной России.
3.1.1. Народничество.
3.1.2. Либералы.
3.1.3. Марксисты.
3.1..4. Анархисты.
4. Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология_Текст_контрольной.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

В своей работе «Социальная  мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещении людей в  обществе в горизонтальном направлении (миграции) и в вертикальном (изменение  социального статуса). Эти перемещения  по-разному осуществляются в различных  типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального  организма, как общество.

Наследие П.А. Сорокина велико и значительно: им проанализированы социально-культурные факторы в  развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество  других оригинальных интерпретаций  социальной реальности.

Уникальным явлением в  российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями  которой были П.Л. Лавров (1823—1900), Н.К. Михайловский (1842—1904), И.И. Кареев (1850—1931).

Индивид, утверждал Лавров, является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология  есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими  особями».

Михайловский исходил  из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия  социального контроля, придавал большое  значение взаимодействию человека с  обществом. Проанализировав сущность и структуру социального поведения, он высказал ряд идей, превосходящих  выводы З.Фрейда, о роли подражания, внушения и престижа.

Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной  составляющей единицы организованной среды.

На наш взгляд, субъективистское направление в наиболее полном виде дает представление о всей социологической мысли в России. Хотя субъективизм в развернутом и обоснованном виде ориентируется на изучение человека в его специфическом социальном измерении, нужно признать, что и представители других школ также разделяли многие идеи о социальной сущности человека, о его сознании и участии в решении общественных проблем.

Л.И. Петражицкий особое значение придавал роли эмоций как автономному доминирующему фактору социального повеления, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде.

 А.А. Богданов писал  о социальном инстинкте — силе, заставляющей человека взаимодействовать  с другими людьми, поступать, как  они, что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения. Более того, он утверждал в своей работе «Из психологии общества», что «социальное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу». Главным критерием «культурно-исторических типов», по Данилевскому, является языковая близость. У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и ее роли в жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Социология и идеология в дореволюционной России.

 

Социология в России имеет  сложную судьбу. Политические перипетии  напрямую сказались на развитии социологической  теории и практики. Идеология громадной части русских социологов - мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих в это время идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 ода, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима.

 

3.1.1. Народничество.

Народничество возникло в  России в 60-70-е годы. Социальной базой  этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся  по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило  вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма  в стране в частности, выступало  против царизма и феодально-крепостнических  пережитков в стране, требуя их уничтожения. Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а  в XX веке – религиозное.

По вопросам тактики народничество  делилось на три направления:

-  народники- пропагандисты  (во главе с П. Л. Лавровым);

- народники-заговорщики,  или бланкисты (во главе с  П. Н. Ткачёвым);

-  народники-анархисты  (во главе М. А. Бакунин и  П. А. Кропоткин).

Народники-пропагандисты  считали, что важной предпосылкой революции  в России является необходимость  предварительной разработки революционных  принципов, революционных идей и  пропаганды их в обществе, прежде всего  среди широких масс крестьян.

П. Л. Лавров - считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.

Народники-заговорщики, или  бланкисты, не верили в революционные  силы народа и все надежды возлагали  на меньшинство, которое должно путём  тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

П. Н. Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.

Народники-анархисты считали  государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они  говорили, что народ давно готов  к революции, его надо лишь поднять  на бунт, отказаться от любой государственной  формы правления, создав независимые  общины, связанные договорными условиями.

Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать к бунту. Какого бы философского вопроса не касался  Бакунин, каждый раз он стремится  повернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философия  занимается общими проблемами бытия  и познания, то её продолжение –  социология.

Революционное народничество  создало такую организацию, как  «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю»  и «Чёрный передел». Во главе «Народной  воли» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов.

 

3.1.2. Либералы.

Это направление появилось  в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение  России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых  противоречий обнаружили несостоятельность  николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством  и буржуазией катастрофического  положения страны.

Представителем либерального направления был Б. Н. Чичерин. Свой вклад он внёс в такие науки, как  правоведение, политика, история, философия  и социология. Его перу принадлежат: «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и  др.

Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется автором  как «экономический материализм». В  общем социологическая концепция  Чичерина отличается охватом всего  предметного поля и очень тщательной аргументацией.

Своё мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское общество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.

 

3.1.3. Марксисты.

Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела  социально-философская и экономическая  теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти. Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистского направления стал Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова.

Г.В. Плеханов – один из авторитетов  марксистской социологии, он опубликовал  много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическая концепция  Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, таких как: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и  др. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.

В основе экономического материализма лежат следующие положения:

- фундаментом и причиной  всей социально-культурной жизни  является экономическая структура;

- исторический процесс  должен объясняться из борьбы  классов, происходящей на почве  экономических отношений и интересов;

- социальная эволюция  совершается на основе объективных  законов, независимых от воли  и сознания индивидов;

- капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.

Наряду с экономическим  материализмов в 90-е годы возникает  и «легальный марксизм», его сторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.

Работы Бердяева носят  ярко выраженный социально-философский  характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что  в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.

 

3.1.4. Анархисты.

Анархизм, как течение  общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.

П. А. Кропоткин занимался  теоретической разработкой анархизма. Он написал много сочинений различной  направленности, но все они имеют  выход на социологические проблемы. Главный социальный субъект, по его  мнению, народ. Способом уничтожения  государства является социальная революция. Общество, покончившее в результате революции с частной собственностью, будет организовано на началах без государственного анархического коммунизма или коллективизма.  Учёный считал, что: анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности; ключевая роль в обосновании современной философии и социологии принадлежит позитивизму Конта; в духе нового мировоззрения должны быть перестроены общественные науки, в том числе и социология.

Основным вопросом социологии, по его мнению, был – «является  ли жизнь в обществе средством  освобождения личности или средством  порабощения». Центральной проблемой социологии он считал проблему взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         4. Заключение.

 

Социология в своём  развитии с 60-х гг. XIX века до 20-х гг. XX века прошла 3 тапа: первый с 1860 по 1890 гг. – это стадия возникновения  новой науки, основоположником социологии в России считается П. Л. Лавров, второй этап – с 1890 по 1900 гг.- это период теоретико-методологической критики. В это время утверждается мнение, сто социология одна из многих наук, имеющая собственный предмет  исследования и своеобразные задачи. Начинается преподавание науки в  учебных заведениях. Третий этап –  до 10-20-х гг. XX века.

Развитие науки шло  до тех пор, пока она не достигла когнитивной зрелости. Временем появления  новой науки считается период реформ. Для каждого периода развития социологии характерны свои черты, свои представители. Отличием русской социологии от западной было следующее:

- на протяжении всей истории была включена в борьбу политических партий;

- существовала и развивалась в составе философских учений;

- создала большое количество теорий;

- устремлённость в будущее.

Практически все социологи  России в XIX — начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как  социального существа, считая его  сознание и поведение основным критерием  общественного прогресса, а в  ряде случаев рассматривая этот феномен  в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой  состояния и развития отечественной  социологии в этот период времени, учитывает  состояние и тенденции развития общественного сознания и поведения  в тесной связи с объективными условиями существования людей.

 

 Литература.

 

1. Галактионов А. А.  Русская социология XIX – XX веков:  Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. - История русской социологии XIX - XX века. - М., Онега,1995.

3. Кравченко А.И. – Общая социология. – М., Юнити, 2001.

4. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии /Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. – Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000.

Информация о работе Основные направления социологии в дореволюционной России