Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа
Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни. Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся вопрос об объекте социологии. Попытки поднять его практически оставались незамеченными. В какой-то мере это можно было объяснить тем, что общество является предметом изучения всех гуманитарных наук, и каждая из них имеет свой аспект.
Введение……………………………………………………………….……………..3
1 Политика как объект научного исследования………………………………...…4
2 Формирование социологии политики……………………………………………7
3 Государство и его роль в общественной жизни………………………..………..9
4 Гражданское общество как объект социологического анализа………...……..16
Заключение…………………………………………………………….……………19
Список литературы………………………………………………………………....20
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество - мать государства, соответственно государство - продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.
В настоящее время видится
Государство является центральным
институтом политической системы общества.
Без государства и вне
Государство - фундаментальная основа политической системы, которая оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство от имени всего общества осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, издает законы и иные нормативно-правовые акты, обязательные для населения, взимает налоги.
Именно оно служит основным звеном управления в политике, выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы, обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.
Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.
Государство является самой
массовой политической
Любой человек участвует
в жизни государства как
Государство можно
Вместе с тем между
Государство обладает
Естественно, политика государства и все принимаемые властью конкретные решения в значительной степени зависят от тех людей, которые находятся у власти. Однако это не означает, что в большинстве случаев власть была передана этим людям с санкции общества (например, они получили ее в результате выборов). А это означает, что конкретные люди, стоящие у власти, действуют не от своего лица, а от лица государства, а их решения приобретают силу государственного решения.
Кроме того, любой человек, приходящий к власти (например, Президент), вынужден действовать в соответствии с теми нормами, которые были установлены до него, а, следовательно, уже являются государственными. Он может с санкции общества изменить их, но для этого он должен использовать опять-таки установленные государством правилам. Другими словами, любой человек, обладающий властью, является таким же гражданином, как и все остальные люди; отличие же его состоит в том, что он имеет право выполнять определенные функции, принимать решения и т.д., то есть делать то, что не позволено другим. Следовательно, государство всегда «шире», чем воля отдельных людей.
Наконец, граждане обычно обладают определенными, в том числе и политическими, средствами, которые позволяют им оказывать влияние на те решения, которые принимает государство. Как правило, такие средства предусмотрены государством; это может быть свобода слова, благодаря которой можно открыто высказывать свое мнение о власти и ее конкретных проявлениях, референдумы, которые могут инициироваться обычными гражданами, митинги, забастовки, обращения в суд и т.д. Если государство не предусматривает таких средств, то у гражданина остается единственное, самое радикальное средство - неподчинение государству. Это также указывает на тот факт, что государственные решения, в конечном счете, принимаются на уровне государства, а не конкретными людьми.
В отличие от государства, прочие субъекты политической жизни суверенитетом не обладают. Проявляется это в том, что они вынуждены действовать по правилам, которые устанавливаются государством, и не вправе самостоятельно устанавливать такие правила (хотя и могут оказывать влияние на их изменение).
Государство является собственником ресурсов и средств производства. Этот признак также универсальный, хотя и реализуется по-разному. Так, например, при социализме государство является монополистом, то есть единственным собственником ресурсов и средств производства, тогда как при иных государственных устройствах право государства на собственность ограничено за счет существования других форм собственности.
В отличие от других субъектов политической сферы, государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование, как в политической, так и в других (экономической, социальной, культурной и т.д.) сферах. Средствами контроля и регулирования являются разного рода законодательные акты, которые издаются соответствующими органами.
Кроме того, государственные органы осуществляют не только издание таких правовых актов, но и контроль за их выполнением. В данном случае используются такие средства, как наказание (в виде разного рода санкций, штрафов, уголовной ответственности и т.д.) и поощрение.
В отличие от других
Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность - форма бытия классового общества.
В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.
4 Гражданское
общество как объект
Если рассматривается политический строй общества (в том числе и правовые отношения), то на передний план выходит весь спектр правовых и политических наук.
Анализ общества в его поступательном развитии относится к компетенции исторических наук. Они рассматривают общество как историю всего человечества, стран и народов, отдельных сфер жизни людей (социальной, бытовой, производственной и т.п.). Что же в таком случае призвана изучать социология? Прежде всего следует обратить внимание на многочисленные попытки найти самые различные формы компромисса между определениями истмата и социологии.
Между тем в истории научной мысли известен подход, направленный на более четкое выделение объекта социологии - гражданского общества. В этой связи хотелось бы отметить заслугу К. Маркса, который, анализируя процесс развития человечества, пришел к выводу, что данный феномен - гражданское общество - рожден только на определенной стадии исторического процесса, а именно как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных (английской и французской) революций. По его мнению, гражданское общество - это такая грань и ступень в развитии человеческого общества, которая охватывает определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов... Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.
Эта степень зрелости человеческого общества - гражданское общество - долгое время не замечалась ни в зарубежной, ни в отечественной социологии. Это уже в XX веке гражданское общество и его отклики в виде «общества потребления», «общества благоденствия», «социального общества» приобрели определенные права в трудах и исследованиях социологов.