Основные положения социологии политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни. Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся вопрос об объекте социологии. Попытки поднять его практически оставались незамеченными. В какой-то мере это можно было объяснить тем, что общество является предметом изучения всех гуманитарных наук, и каждая из них имеет свой аспект.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……………..3
1 Политика как объект научного исследования………………………………...…4
2 Формирование социологии политики……………………………………………7
3 Государство и его роль в общественной жизни………………………..………..9
4 Гражданское общество как объект социологического анализа………...……..16
Заключение…………………………………………………………….……………19
Список литературы………………………………………………………………....20

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 46.29 Кб (Скачать файл)

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество - мать государства, соответственно государство - продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Выявление закономерностей соотношения  гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния  политической системы и государства  для того, чтобы в критические  моменты развития общества и государства  знать способы и механизмы  возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Государство является центральным  институтом политической системы общества. Без государства и вне государства  всякая политическая жизнь общества является бессмысленной. Оно организует и формализует политическую жизнь общества.

Государство - фундаментальная основа политической системы, которая оказывает  значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство от имени всего общества осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, издает законы и иные нормативно-правовые акты, обязательные для населения, взимает налоги.

Именно оно служит основным звеном управления в политике, выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы, обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.

Государство стало первой, но не последней  и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.

 Государство является самой  массовой политической организацией, так как оно включает в себя  всех членов общества. Конечно,  при разных политических строях роль конкретного гражданина может быть разной; многое зависит и от индивидуальных качеств человека, который может быть как политически активным, так и безразличным к жизни государства. Однако это не означает, что он не имеет отношения к государству. Такая принадлежность устанавливается с момента рождения и обычно по факту рождения, поскольку гражданство до сих пор не утратило своей важности.

 Любой человек участвует  в жизни государства как политической  организации. Даже политическая пассивность, которая проявляется, например, в неучастии в выборах, также оказывается формой участия в политической жизни, поскольку подобное безответственное поведение может способствовать тому, что к власти придут либо нечестные люди, либо диктатор, а это непосредственно скажется на жизни конкретного человека. Другими словами, если в жизни партии или политического движения человек может не участвовать, то в государственной жизни он будет принимать участие неизбежно, даже не думая об этом.

 Государство можно рассматривать  как организационную форму, как  союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который  в целом характеризуется как  одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

 Государство обладает суверенитетом,  то есть полной независимостью  от других политических образований,  как внутри государства, так  и за его пределами. Это означает, что государство обладает абсолютным верховенством по отношению ко всем гражданам, а также по отношению к тем политическим и неполитическим объединениям, которые гражданами создаются. Кроме того, решения, принимаемые государством, не зависят от мнения других государств. Разумеется, в международной политике существуют мощные средства, при помощи которых одни государства могут влиять на другие, однако это не отменяет того факта, что государство имеет абсолютную свободу в принятии решения (другими словами, влиянию других государств оно подчиняется добровольно).

Естественно, политика государства  и все принимаемые властью  конкретные решения в значительной степени зависят от тех людей, которые находятся у власти. Однако это не означает, что в большинстве случаев власть была передана этим людям с санкции общества (например, они получили ее в результате выборов). А это означает, что конкретные люди, стоящие у власти, действуют не от своего лица, а от лица государства, а их решения приобретают силу государственного решения.

Кроме того, любой человек, приходящий к власти (например, Президент), вынужден действовать в соответствии с  теми нормами, которые были установлены до него, а, следовательно, уже являются государственными. Он может с санкции общества изменить их, но для этого он должен использовать опять-таки установленные государством правилам. Другими словами, любой человек, обладающий властью, является таким же гражданином, как и все остальные люди; отличие же его состоит в том, что он имеет право выполнять определенные функции, принимать решения и т.д., то есть делать то, что не позволено другим. Следовательно, государство всегда «шире», чем воля отдельных людей.

Наконец, граждане обычно обладают определенными, в том числе и политическими, средствами, которые позволяют им оказывать влияние на те решения, которые принимает государство. Как правило, такие средства предусмотрены государством; это может быть свобода слова, благодаря которой можно открыто высказывать свое мнение о власти и ее конкретных проявлениях, референдумы, которые могут инициироваться обычными гражданами, митинги, забастовки, обращения в суд и т.д. Если государство не предусматривает таких средств, то у гражданина остается единственное, самое радикальное средство - неподчинение государству. Это также указывает на тот факт, что государственные решения, в конечном счете, принимаются на уровне государства, а не конкретными людьми.

В отличие от государства, прочие субъекты политической жизни суверенитетом не обладают. Проявляется это в том, что они вынуждены действовать по правилам, которые устанавливаются государством, и не вправе самостоятельно устанавливать такие правила (хотя и могут оказывать влияние на их изменение).

Государство является собственником  ресурсов и средств производства. Этот признак также универсальный, хотя и реализуется по-разному. Так, например, при социализме государство является монополистом, то есть единственным собственником ресурсов и средств производства, тогда как при иных государственных устройствах право государства на собственность ограничено за счет существования других форм собственности.

В отличие от других субъектов политической сферы, государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование, как в политической, так и в других (экономической, социальной, культурной и т.д.) сферах. Средствами контроля и регулирования являются разного рода законодательные акты, которые издаются соответствующими органами.

Кроме того, государственные органы осуществляют не только издание таких  правовых актов, но и контроль за их выполнением. В данном случае используются такие средства, как наказание (в виде разного рода санкций, штрафов, уголовной ответственности и т.д.) и поощрение.

 В отличие от других субъектов  политической сферы, государство  имеет специальный аппарат, который  может следить за соблюдением  положений законодательства, а, следовательно, помогать государству, достигать стоящих перед ним целей. В данном случае мы имеем в виду такие органы, как милиция, прокуратура, суд, которые от лица государства осуществляют контроль за общественной жизнью, экономической деятельностью и т.д. Ни один из других субъектов политической сферы такими органами не располагает.

Государство стало первым результатом  политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность - форма бытия классового общества.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

 Государство - важнейший интегрирующий  фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Гражданское  общество как объект социологического  анализа

 

Если рассматривается  политический строй общества (в том  числе и правовые отношения), то на передний план выходит весь спектр правовых и политических наук.

Анализ общества в его  поступательном развитии относится  к компетенции исторических наук. Они рассматривают общество как историю всего человечества, стран и народов, отдельных сфер жизни людей (социальной, бытовой, производственной и т.п.). Что же в таком случае призвана изучать социология? Прежде всего следует обратить внимание на многочисленные попытки найти самые различные формы компромисса между определениями истмата и социологии.

Между тем в истории  научной мысли известен подход, направленный на более четкое выделение объекта  социологии - гражданского общества. В этой связи хотелось бы отметить заслугу К. Маркса, который, анализируя процесс развития человечества, пришел к выводу, что данный феномен - гражданское общество - рожден только на определенной стадии исторического процесса, а именно как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных (английской и французской) революций. По его мнению, гражданское общество - это такая грань и ступень в развитии человеческого общества, которая охватывает определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов... Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.

Эта степень зрелости человеческого  общества - гражданское общество - долгое время не замечалась ни в зарубежной, ни в отечественной социологии. Это уже в XX веке гражданское общество и его отклики в виде «общества потребления», «общества благоденствия», «социального общества» приобрели определенные права в трудах и исследованиях социологов.

Информация о работе Основные положения социологии политики