Основные проблемы теории социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы выяснить ряд вопросов касающихся теории социальной работы:
-Что является предметом и объектом теории социальной работы
- На какие категории она подразделяется
-Что значит теоретическая и практическая деятельность ;
-Какие социальные проблемы она рассматривает;

Файлы: 1 файл

контрольная основные проблемы теории социальной работы.docx

— 36.38 Кб (Скачать файл)

3.Социальная работа как  теоретическая  деятельность.

Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации  и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев, самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.

Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть  науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность  практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система  взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния  социальных служб на них.

В широком плане теория социальной работы - это система  взглядов и представлений по использованию  или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих  под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.

В более узком, специальном  смысле, теория социальной работы - это  форма организации научного знания о наиболее существенных связях и  отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и  органов социальной защиты населения.

Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к  выделению объекта и предмета. В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе»

Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие  непосредственное отношение к жизнедеятельности  личности, социальной группе.

Объектом исследования в  теории социальной работы как науки  одними исследователями рассматриваются  клиенты, нуждающиеся в посторонней  помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через  социальную ситуацию клиента как  конкретное состояние проблемы конкретного  клиента, со всем богатством своих связей, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных  знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь  Межрегиональной Общественной Организации  «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной  ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд  существенных функций: информационную, позволяющую в обобщенной форме  описывать сведения о социальных процессах; объяснительную, с помощью  которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря  которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются  новые и уточняются уже известные  научные концепции; практическую, позволяющую  принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы  общества; прогностическую, которая  заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов  и обеспечении превентивного  воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.

Социальная работа как  вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания: Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки. Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы.

В-третьих, социоинженерный  уровень, обобщающий разработанные  теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при  помощи ее технологий, способствуя  прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой  функционируют и развиваются  во взаимодействии, причем каждый из них  объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в  целом.

Социальная работа как  теоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализирует  закономерности развития специфических  процессов социальной сферы, связанных  с оптимизацией жизнедеятельности  в ней людей. Это позволяет  практической социальной работе результативно  функционировать на любом ее уровне.

Исследуя социальные явления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объекту относится  к общественным наукам, но связана  с экологией, психологией, медициной, педагогикой - поэтому носит междисциплинарный  характер. Объектом теории социальной работы признаются социальные отношения  между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функционирования в социально-экологической сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проблемы социальной  сферы

1. Крупные межотраслевые  проблемы, требующие ломки традиционных  схем управления отраслями и  сферами народного хозяйства.  Данный критерий был наиболее  распространенным в рамках централизованного  директивного планирования, когда  министерские барьеры становились  практически непреодолимой преградой  для осуществления совместных, целенаправленных  действий организациями и учреждениями  различной ведомственной подчиненности.

2. Крупные межрегиональные  проблемы, требующие координации  усилий множества территориальных  и отраслевых субъектов управления. В результате значительная часть  ресурсов, необходимых для решения  подобных проблем, оказывается  в распоряжении территориальных  органов управления. Федеральные  же органы в такой ситуации  могут, во-первых, выделять федеральные  ресурсы, а, во-вторых, по согласованию  с субъектами федерации, координировать  выделение местных ресурсов.

3. Социальные проблемы, связанные  с изменением отношений собственности,  со сменой экономического строя.  Как показывает российский опыт, недооценка подобных проблем  ведет к серьезным политическим  последствиям, обусловливая неприятие  социально-экономических реформ  значительными слоями общества. К числу проблем, которые необходимо  решать с помощью активного  государственного вмешательства,  включая разработку и реализацию  целевых социальных программ, относятся  такие, как проблема адаптации  различных групп и слоев населения  к рыночным отношениям; проблемы  занятости, переквалификации и  трудоустройства работников, вытесняемых  из сферы производства; социальные  проблемы, связанные с приватизацией  и сменой форм собственности  предприятий и организаций.

4. Социальные проблемы, напрямую  обусловленные политическими действиями  правящей элиты. Руководящие структуры  должны четко представлять, что,  принимая те или иные политические  решения, они должны прогнозировать  все негативные социальные процессы  и предпринимать опережающие  действия, чтобы снизить остроту  возникающих проблем. К подобным  российским проблемам последних  лет можно отнести уже упоминавшуюся  проблему беженцев, проблему обустройства  офицеров и их семей, ранее  служивших в Восточной Европе.

5. Социальные проблемы, нерешенность  которых в настоящее время  порождает значительные трудности  и последствия в ближайшей  и в более отдаленной перспективе.  Такие проблемы характеризуются  так называемым мультипликативным  эффектом, когда негативные симптомы  нерешенной проблемы нарастают  в быстрой прогрессии. К их  числу относится большинство  социально-экологических проблем;  ряд социально-демографических проблем,  связанных с повышением детской  заболеваемости и смертности; проблема  распространения СПИДа и тому  подобное.

6. Социальные проблемы, влияющие  на производительность труда,  в целом на эффективность производства. В недавнем прошлом именно  такого рода проблемы (например, ликвидации ручного труда; адаптации  на производстве молодых работников  и т.п.) являлись объектом пристального  внимания со стороны государства,  стремившегося данным способом  решать ряд коренных противоречий, присущих директивно управляемой  экономике. В настоящее время,  по мере «ухода» государства  от прямого вмешательства во  внутрипроизводственные процессы, данные социальные проблемы отошли  с точки зрения государственных  органов управления на второй  план.

7. Проблемы, обусловленные  физиологическими особенностями  отдельных групп населения, вызывающими  в свою очередь их социальную  неустроенность. К числу таких  проблем относятся проблемы физической  и психической инвалидности различного происхождения (инвалидность с детства, производственный травматизм, ранения, по старости). Следует отметить, что в последние десятилетия данные проблемы являлись объектом активных государственных действий практически во всех развитых странах.

8. Проблемы, связанные с  нехваткой ресурсов для нормального  функционирования и развития  у отдельных отраслей социальной  сферы. Строго говоря, данные проблемы  являются вторичными по отношению  к проблемам низкой платежеспособности  отдельных групп населения и  признаваемой государством социальной  важности деятельности данных  отраслей социальной сферы. 

В России разработаны и  функционируют программы в области  здравоохранения, образования, обеспечения  жильем и др. Даже краткий перечень потенциальных объектов программного регулирования показывает, что определение  их круга в конкретном случае в  органах власти каждого уровня представляется весьма непростым делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подходя к заключению, я  изучила, что социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работа играет огромную роль в помощи человеку, семье или группе лиц. Несмотря на то, что социальная работа у нас в стране весьма молодая отрасль государственного института, все больше и больше людей вовлекаются в этот вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования. Потому как, социальная работа это неотъемлемо важная часть демократического государства.

Целью курсовой работы являлось исследование и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с  точки зрения самостоятельной науки. В ходе исследования был изучен также  объект и предмет социальной работы. Анализ результатов позволяет сделать  следующие выводы:

1)  Социальная работа  – это специфический вид профессиональной  деятельности, оказание государственного  и негосударственного содействия  человеку с целью обеспечения  культурного, социального и материального  уровня его жизни. Социальную  работу можно рассматривать с  нескольких сторон: как самостоятельную  науку, как деятельность и как  учебную дисциплину. В зависимости  от этого различаются её объект  и предмет.

2) Социальная работа как  наука имеет свой предмет, объект, а также категориальный аппарат.  С точки зрения профессиональной  деятельности социальная работа  имеет несколько аспектов, которые,  предопределяют кем должны выполнятся  действия, какого они должны быть  характера и на кого направлены. О социальной работе как дисциплины, можно сказать, что у нас в стране она появилась сравнительно недавно, но, несмотря на это, она набирает значительные темпы, направленные на увеличение численности социальных работников и повышении их квалификации. Она имеет свои положительные и в то же время отрицательные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Общедоступный словарь  по психологии, социологии и социальной  работе. – Барнаул, 1999. – 329С.

2. Социальная работа: Словарь  – справочник/Под ред. В.И.Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И.Акопов, В.Д.Альперович. – М.: «Контур», 1998. – 480 с

Информация о работе Основные проблемы теории социальной работы