Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:14, контрольная работа
Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и
считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его
представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе
как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Определение понятия социального института ………………………………..4
2. Типология социальных институтов …………………………………………....7
Заключение …………………………………………………………………………9
Список литературы ……………
ОГЛАВЛ
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Определение понятия социального института ………………………………..4
2. Типология социальных институтов …………………………………………....7
Заключение …………………………………………………………………………9
Список
литературы ……………………………………………………………….10
ВВЕДЕН
Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и
считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его
представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе
как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением
интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского
общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и
экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав
человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес
человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных
процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования
приобретенных прав и свобод.
Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология.
Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных
знаний. В этом случае им на помощь приходит
социология.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Социология уделяет большое
общества. В социологии имеется множество определений социального института.
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах
американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его
книга
«Теория праздного класса»
не устарели до сих пор.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится
значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент
социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество
индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в
отдельных сферах общественной жизни.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,
которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,
образование, экономика, управление.
Если суммировать всё
социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный
институт представляет собой:
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов,
регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья,
производство, государство, образование, религия), социологи углубили
представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде,
инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения
важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными
институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный
облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга.
Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и
церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила
поведения. В одних странах институт брака допускает, например,
многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их
институту брака.
Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу
культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру,
когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой
«четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.
Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество
посредством социальных структур производит и распространяет информацию,
выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино.
Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы
большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального
контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей
подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи
придерживаются различных определений социального института, то они по-
разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально
взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек
зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение
одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об
элементах, входящих в структуру института, а об институциональных
признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
2. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ
Все социальные институты
Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие
образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их
классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются
временем своего взаимодействия и продолжительностью существования
(постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в
подходов, подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический – институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных
институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение -
удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в
целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3. потребность в средствах
производство);