Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследование социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.

Содержание работы

Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования………………………………………………………………...22
1.1 История развития модели социально - рыночной экономики……………………………………………………………………….22
1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики…………………………………………………………………….…22
Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики……………………………………………………...…..22
2.1 Становление социально - рыночной экономики в России…………………………………………………………………...………22
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели…………………………………………………………………………..22
экономики
Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики………22
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсавая по эконом теории 1.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

По  оценке, темпы роста потребительских  цен составили в 2008 году 10,9 процента по сравнению с прогнозируемыми  значениями на уровне 8,5 процента.

Превышение  прогнозных темпов инфляции в 2008 году обусловлено следующими факторами:

- опережающий рост спроса населения на товары и услуги, в том числе вследствие увеличения социальных расходов бюджета, по сравнению с ростом предложения отечественных и импортных потребительских товаров. На фактор ускоренного роста доходов населения и денежного предложения приходится основной вклад в рост потребительских цен - свыше 60 процентов общего роста цен;

- избыточный рост денежного предложения  в результате установления высоких  мировых цен на нефть, который,  несмотря на стерилизацию значительной  части избыточных доходов в  Стабилизационном фонде Российской  Федерации, превышает денежный  спрос;

- резкое повышение тарифов на  услуги жилищно-коммунального хозяйства  в начале 2007 года, а также нормативов  потребления тепла, воды и газа, которое привело к значительному  увеличению платежей населения.  Вклад этого фактора в инфляцию 2008 года оценивается на уровне 22-23 процентов общего роста цен.

В связи с этим необходима реализация мер, направленных на снижение темпов инфляции.

Снижению  инфляции будут способствовать поддержание  макроэкономической стабильности, увеличение темпов экономического роста, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальных проблем.

По  уровню инфляции РФ занимает первое место  среди стран БРИК и G8. По данным на март текущего года, инфляция в РФ увеличилась  на 14 процентов по сравнению с  мартом прошлого года. В Индии инфляция составила 8 процентов, в Бразилии - 5,6 процента, в Китае наблюдалась  дефляция на уровне минус 1,2 процента. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9 процента, в Италии - 1,2 процента, Канаде - 1,2 процента, в Германии - 0,5 процента, во Франции - 0,3 процента. В  Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция - 0,3 процента и 0,4 процента соответственно.

По  данным на 1 января 2008 года в службах  занятости России были зарегистрированы 5 миллионов 707 тысяч безработных, что  составляет 5,8% экономически активного  населения страны. При этом он пояснил, что еще 5,6 миллиона человек, 7,5% трудоспособного  населения, не имели занятия, но активно  его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные.

Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет 12%, а уровень бедности - 15,5%. Неожиданно быстрое расширение социального влияния кризиса  в России - важный аспект кризиса, на который важно обратить внимание. По оценкам Всемирного Банка, официальная  безработица в 2009 г может вырасти  до 12,7 млн человек до конца года..

Рост  безработицы может привести к  дополнительному падению ВВП  на 0,7 процентных пункта. Несмотря на то, что власти отрицают возможность  повышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет  повышен минимальный размер пособия (сейчас - 850 руб.), а высокий уровень  инфляции послужит хорошим оправданием  для такого повышения. Мировой ВВП  по прогнозам упадет в 2009 году почти  на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.

Основная  проблема российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало  многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли  рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки  капитала стали для предприятий  недоступными.

Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Основные выводы и предложения  по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики

Социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет  ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции  отраслей высоких переделов, которые  вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами  производства валового внутреннего  продукта.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий  фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и  снижение энергоемкости в среднем  в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной  продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).

В-третьих, формирование новой экономики - экономики  знаний и высоких технологий, которая  становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой  внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных  и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего  продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов  валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит  опережающее развитие человеческого  потенциала. С учетом различий в  паритете покупательной способности  рубля и валют других стран  доли расходов на образование и здравоохранение  в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

Особенность перехода к инновационному социально  ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции  и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию  в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени  реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна  из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что  увеличение доходов населения, опережающее  темпы роста валового внутреннего  продукта, сопровождается усилением  экономической дифференциации.

Поэтому переход от экспортно-сырьевой к  инновационной модели экономического роста связан и с формированием  нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим  направлениям.

Первое  направление - развитие человеческого  потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных  условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий  жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение  конкурентоспособности человеческого  капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Будут достигнуты следующие результаты:

преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения  и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

формирование  условий для устойчивого повышения  заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда  и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования  рынка труда, обеспечивающих сочетание  конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера  пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную  жизнь пенсионеров;

обеспечение возможности получения качественного  образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым  культурным ценностям, безопасности и  правопорядка, благоприятных условий  для реализации экономической и  социальной инициативы;

переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной  экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой  фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально  ответственной личности;

обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской  среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

создание  эффективной адресной системы поддержки  лиц, относящихся к категории  бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов  и детей;

создание  экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

обеспечение качества и доступности услуг  в сфере туризма, физической культуры и спорта;

улучшение качества окружающей среды и экологических  условий жизни человека;

снижение  уровня преступности;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной  мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и  предпринимательской деятельности.

Второе  направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:

создание  и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

отказ от повышения совокупной налоговой  нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением  обязанностей по уплате налогов;

поддержка образования новых компаний и  новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

снижение  инвестиционных и предпринимательских  рисков за счет защиты прав собственности  и повышения предсказуемости  экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

улучшение условий доступа организаций  к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию  сбережений в капитал;

повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;

обеспечение высокого качества государственного администрирования  в сфере экономики.

Третье  направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том  числе:

формирование  национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная  с высшим образованием система научных  исследований и разработок;

формирование  мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание  лидерства России в научных исследованиях  и технологиях по приоритетным направлениям;

создание  центров глобальной компетенции  в обрабатывающих отраслях, включая  высокотехнологичные производства и экономику знаний;

содействие  повышению конкурентоспособности  ведущих отраслей экономики путем  использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

Информация о работе Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики