Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа
Целью исследование социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.
Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования………………………………………………………………...22
1.1 История развития модели социально - рыночной экономики……………………………………………………………………….22
1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики…………………………………………………………………….…22
Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики……………………………………………………...…..22
2.1 Становление социально - рыночной экономики в России…………………………………………………………………...………22
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели…………………………………………………………………………..22
экономики
Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики………22
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………
По оценке, темпы роста потребительских цен составили в 2008 году 10,9 процента по сравнению с прогнозируемыми значениями на уровне 8,5 процента.
Превышение прогнозных темпов инфляции в 2008 году обусловлено следующими факторами:
- опережающий рост спроса населения на товары и услуги, в том числе вследствие увеличения социальных расходов бюджета, по сравнению с ростом предложения отечественных и импортных потребительских товаров. На фактор ускоренного роста доходов населения и денежного предложения приходится основной вклад в рост потребительских цен - свыше 60 процентов общего роста цен;
-
избыточный рост денежного
-
резкое повышение тарифов на
услуги жилищно-коммунального
В связи с этим необходима реализация мер, направленных на снижение темпов инфляции.
Снижению инфляции будут способствовать поддержание макроэкономической стабильности, увеличение темпов экономического роста, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальных проблем.
По уровню инфляции РФ занимает первое место среди стран БРИК и G8. По данным на март текущего года, инфляция в РФ увеличилась на 14 процентов по сравнению с мартом прошлого года. В Индии инфляция составила 8 процентов, в Бразилии - 5,6 процента, в Китае наблюдалась дефляция на уровне минус 1,2 процента. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9 процента, в Италии - 1,2 процента, Канаде - 1,2 процента, в Германии - 0,5 процента, во Франции - 0,3 процента. В Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция - 0,3 процента и 0,4 процента соответственно.
По
данным на 1 января 2008 года в службах
занятости России были зарегистрированы
5 миллионов 707 тысяч безработных, что
составляет 5,8% экономически активного
населения страны. При этом он пояснил,
что еще 5,6 миллиона человек, 7,5% трудоспособного
населения, не имели занятия, но активно
его искали. В соответствии с методологией
Международной организации
Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет 12%, а уровень бедности - 15,5%. Неожиданно быстрое расширение социального влияния кризиса в России - важный аспект кризиса, на который важно обратить внимание. По оценкам Всемирного Банка, официальная безработица в 2009 г может вырасти до 12,7 млн человек до конца года..
Рост безработицы может привести к дополнительному падению ВВП на 0,7 процентных пункта. Несмотря на то, что власти отрицают возможность повышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет повышен минимальный размер пособия (сейчас - 850 руб.), а высокий уровень инфляции послужит хорошим оправданием для такого повышения. Мировой ВВП по прогнозам упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая
проблема - недостаточная
Третья
проблема - недостаточная развитость
финансового сектора, банков. Многие
российские предприятия, особенно быстро
развивавшиеся в последние
Национальная
экономика в последние годы развивались
во многом за счет внешних источников
- высоких цен на сырье, «дешевых»
кредитов иностранных банков, теперь
России для выхода из кризиса и
обеспечения долгосрочного
Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики
Социально
ориентированный тип
Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.
Во-вторых,
превращение инноваций в
В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.
Особенность
перехода к инновационному социально
ориентированному типу экономического
развития состоит в том, что России
предстоит одновременно решать задачи
и догоняющего, и опережающего развития.
В условиях глобальной конкуренции
и открытой экономики невозможно
достичь уровня развитых стран по
показателям благосостояния и эффективности,
не обеспечивая опережающее
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.
Поэтому
переход от экспортно-сырьевой к
инновационной модели экономического
роста связан и с формированием
нового механизма социального
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое
направление - развитие человеческого
потенциала России. С одной стороны,
это предполагает создание благоприятных
условий для развития способностей
каждого человека, улучшение условий
жизни российских граждан и качества
социальной среды, с другой - повышение
конкурентоспособности
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
формирование
условий для устойчивого
повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;
обеспечение
возможности получения
переход
от системы массового образования,
характерной для индустриальной
экономики, к необходимому для создания
инновационной социально
обеспечение
населения доступным и
создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
создание
экономических условий
обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;
улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
снижение уровня преступности;
обеспечение
высокой профессиональной и территориальной
мобильности трудовых ресурсов, формирование
профессиональной культуры, ценностных
ориентиров в сфере труда и
предпринимательской
Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:
создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;
поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок;
формирование
мощного научно-
создание
центров глобальной компетенции
в обрабатывающих отраслях, включая
высокотехнологичные
содействие
повышению