Основоположник социологии – О.Конт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Стремление создать новую науку об обществе- один из симптомов недовольства философией эпохи Просвещения .Но если одни мыслители противопоставляли рационализму старые религиозные догмы (как Де Местр), то другие искали выход в научном исследовании социальных явлений. Конт и Сен-Симон встали на позиции «научной реакции» против политической метафизики. Они разработали новую религию человечества. Они хотели вывести Западную Европу из состояния умственной анархии после революции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1.Основоположник социологии – О.Конт…………………………………4
2. Закон интеллектуальной эволюции человечества……………………..10
3. Гармонизация общества…………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

    На  метафизической стадии, или в метафизическом состоянии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов.

    На  позитивной стадии, или в своем позитивном состоянии, человеческое сознание в своих суждениях и выгодах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и

    предвидеть  их действие. Истинная наука» говорил  Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту положительной философии». В рациональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии.

    Истинное  положительное мышление заключается  преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов.

    Таково  учение Конта об интеллектуальной эволюции человечества и роли науки в историческом процессе.

    Представляют  интерес взгляды Конта на закономерный и прогрессивный характер развития общества. Последнее, по его мнению, подчиняется в своем развитии биологическим, а также «астрономическим» законам, т.е. законам космоса, движения небесных тел и планет. Он писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Однако главное . влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков основной подход основоположника позитивизма О. Конта к решению социальных проблем. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

    В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как  закономерное и прогрессивное. Он указывает  на большую роль в этом процессе общественного разделения труда  и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд  Система позитивной политики». Обосновывая идею социального прогресса, Конт писал:   «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения».

    При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.

 

    3. Гармонизация общества

    Важное  значение имеют воззрения Конта  на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества — политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

    Гармония  в обществе, подчеркивал он, это  также наилучшее сочетание интересов  разных личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит  именно в том, чтобы мудро согласовывать  интересы социальных субъектов. В этом видел Конт главное достоинство  политиков. Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между собой». В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

    Проблемы, которые решались в социологии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не утратили своего значения и методы решения им этих проблем с точки зрения его представлений об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей. Эти и многие другие положения социологии Конта помогают глубже осмысливать современные проблемы развития нашего общества. Все это делает учение О. Конта важным достоянием современной социологии. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение .было усвоено и продолжено многочисленными последователями. 

 

    Заключение

    Конт  внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений  о социальной реальности. Он доказывал  ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).

    В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

            Что касается значения Конта  для институционально - организационной  стороны развития социологии, то  здесь можно говорить не о  прямом, а лишь о косвенном  его влиянии. Время институционализации  социологии при нем еще не  наступило. Как говорил сам  Конт, «колыбель не может быть  троном». В его время социология  находилась еще в колыбели. Нельзя  сказать, чтобы социология когда-нибудь  или где-нибудь до сих пор  находилась «на троне». Но в  том, что она сегодня занимает  вполне достойное место среди  наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика. 

    Список  литературы

  1. Багдасарьян, Н.Г.  Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян ; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. - 590 с.
  2. История социологии: учебник/ Горностаева М. В. – М.: Норма, 2009. - 1102 с.
  3. История социологии. - М.: Инфра-М, 2004. - 592 с.
  4. Кравченко, А.  И.  Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2010. – 533 с.
  5. Немировский, В. Г. История социологии: учеб. пособие для вузов / В.Г. Немировский. - М. : Владос, 2005. - 318 с.
  6. Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко,  НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.    2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

Информация о работе Основоположник социологии – О.Конт