Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 11:02, реферат
Стремление создать новую науку об обществе- один из симптомов недовольства философией эпохи Просвещения .Но если одни мыслители противопоставляли рационализму старые религиозные догмы (как Де Местр), то другие искали выход в научном исследовании социальных явлений. Конт и Сен-Симон встали на позиции «научной реакции» против политической метафизики. Они разработали новую религию человечества. Они хотели вывести Западную Европу из состояния умственной анархии после революции.
Введение……………………………………………………………………...3
1.Основоположник социологии – О.Конт…………………………………4
2. Закон интеллектуальной эволюции человечества……………………..10
3. Гармонизация общества…………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………17
На метафизической стадии, или в метафизическом состоянии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов.
На позитивной стадии, или в своем позитивном состоянии, человеческое сознание в своих суждениях и выгодах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и
предвидеть их действие. Истинная наука» говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту положительной философии». В рациональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии.
Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов.
Таково учение Конта об интеллектуальной эволюции человечества и роли науки в историческом процессе.
Представляют интерес взгляды Конта на закономерный и прогрессивный характер развития общества. Последнее, по его мнению, подчиняется в своем развитии биологическим, а также «астрономическим» законам, т.е. законам космоса, движения небесных тел и планет. Он писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Однако главное . влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков основной подход основоположника позитивизма О. Конта к решению социальных проблем. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.
В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд Система позитивной политики». Обосновывая идею социального прогресса, Конт писал: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения».
При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.
3. Гармонизация общества
Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества — политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.
Гармония
в обществе, подчеркивал он, это
также наилучшее сочетание
Проблемы,
которые решались в социологии О. Конта,
весьма актуальны в настоящее время. Не
утратили своего значения и методы решения
им этих проблем с точки
зрения его представлений об обществе
как о целостном социальном организме,
о закономерном и прогрессивном развитии
общества, о роли в этом развитии общественного
разделения труда, политической деятельности
людей, науки и духовной культуры. Весьма
актуальны сегодня взгляды Конта на факторы
гармонии в обществе и его стабильность,
а также на роль политиков в согласовании
интересов различных социальных групп
и личностей. Эти и многие другие положения
социологии Конта помогают глубже осмысливать
современные проблемы развития нашего
общества. Все это делает учение О. Конта
важным достоянием современной социологии.
Именно в силу актуальности проблем, поставленных
в социологии Конта, и научной продуктивности
их решения его учение .было усвоено и
продолжено многочисленными последователями.
Заключение
Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).
В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.
Что касается значения Конта
для институционально - организационной
стороны развития социологии, то
здесь можно говорить не о
прямом, а лишь о косвенном
его влиянии. Время
Список литературы