Основы деловых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

Общение можно рассматривать в разных аспектах. Первый и важнейший аспект – человек в мире коммуникаций, в процессе обмена информации. Связанные с этим вопросы касаются теории и практики коммуникации, ее социальных институтов и особенностей социальной деятельности. Другой аспект общения – его структура, виды, типы.
В общении обычно преследуются определенные цели, поэтому надо различать стратегию и тактику достижения целей. Это подводит к стилю делового общения, его принципам и правилам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
§1. Структура общения…………………………………………………5
§2. Место коммуникаций в структуре общения………………………9
§3. Процесс обмена информацией и его этапы……………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………15
Библиографический список……………………………………………18

Файлы: 1 файл

основы деловых коммуникаций.docx

— 34.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

§1. Структура общения…………………………………………………5

§2. Место коммуникаций в  структуре общения………………………9

§3. Процесс обмена информацией  и его этапы……………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………15

Библиографический список……………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, чем человеческое общение. В нем – источник наших  радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с машиной, по сути дела – опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая  не требовала бы общения.

Общение – процесс  взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или  личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями  и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от « сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».1

Общение можно рассматривать  в разных аспектах. Первый и важнейший  аспект – человек в мире коммуникаций, в процессе обмена информации. Связанные  с этим вопросы касаются теории и  практики коммуникации, ее социальных институтов и особенностей социальной деятельности.

Другой аспект общения  – его структура, виды, типы.

В общении обычно преследуются определенные цели, поэтому надо различать  стратегию и тактику достижения целей. Это подводит к стилю делового общения, его принципам и правилам.

 

 

Деловое общение – это  и обмен эмоциями, и взаимодействие, и психологический контакт. Поэтому  его необходимо рассматривать с  точки зрения социально-коммуникативной  совместимости.

Главной задачей данной работы является рассмотрение основных теоретических  исследований феномена общения.

На первый взгляд кажется, что общение нельзя отнести к сложному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речью как главным средством общения. И тем не менее многоплановый процесс общения, включающий многообразие функций и сторон, вербальную и невербальную коммуникацию является предметом исследования данной работы.

Для деловых людей искусство  общения является важным профессиональным качеством, т.к. главным средством  реализации задач бизнеса выступает коммуникация. И, следовательно, от уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда. В современных условиях требование к деловому общению возрастают. Деловое общение – это общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, работе.

В данной работе на основе анализа  литературных источников предпринята  попытка раскрыть структуру и  функции общения, показать место  коммуникации в структуре общения  путем обмена информацией, привести краткий обзор наиболее важных моментов общения, в частности межличностного общения, а так же различных способов и методов коммуникации – устная и письменная речь, разговоры с глазу на глаз и общие обмены информацией.

Настоящая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

§1. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ.

 

 

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение – сложный, многогранный процесс. Оно может выступать  в одно и то же время и как  процесс взаимодействия людей, и  как информационный процесс, и как  отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного  влияния друг на друга, и как процесс  их взаимного переживания и понимания  друг друга.  Данное определение подчеркивает системность общения, его многофункциональность и деятельностную природу.2

В едином процессе общения  выделяют три стороны : коммуникативную ( обмен информацией), интерактивную ( взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает  как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений  включенных в нее людей.

Подлинное общение – это  взаимодействие по меньшей мере двух личностей, такое субъектно-субъектное их взаимодействие, в котором непреложна ценность другого человека и того высокого к нему отношения, о каком  в свое время очень верно сказал С.Л.Рубинштейн, призывая любить человека не за тот или иной поступок, а  за него самого, за его подлинную  сущность, а не за его заслуги.3

 

 

 

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ.

 

Структура общения характеризуется  путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон.

Стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия.

Функции общения:

1)информационно-коммуникативная;

2)регуляционно-коммуникативная;

3)аффективно-коммуникативная.

 

Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией и ее понимание.

Различают следующие средства коммуникации:

-речевые;

-невербальные (жесты, мимика, пантомимика);

-паралингвистические  (качество  голоса, его тональность, диапазон);

-экстралингвистические  (паузы, смех, плач, темп речи);

-пространственно-временные  (дистанция, время).

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой «кодирования».

Интерактивная сторона  общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

 

Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре.

В этот процесс включены как минимум два человека, и  каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и  то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки.

Человек осознает себя через  другого посредством определенных механизмов перцепции.4

Таким образом, общение связано  и с общественными, и с личными  отношениями человека. В нем реализуется  вся система отношений человека. В жизни отношения человека к  окружающему миру опосредованы его  отношением к людям и включены в общение.

 

    Кроме того, общение  неразрывно связано с человеческой  деятельностью. Само общение между  людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

    На основании  вышесказанного следует отметить, что общение – сложное психологическое  явление, в структуре которого  выделяют три стороны, каждая  из которых имеет свою специфику.

    Коммуникативная  сторона общения связана с  обменом информацией, обогащением  друг друга за счет накопления  каждым запаса знаний.

    Интерактивная  сторона общения служит практическому  взаимодействию людей между собой  в процессе совместной деятельности, где проявляется их способность  сотрудничать, помогать друг другу,  координировать свои действия, согласовывать  их. Отсутствие навыков и умений  общения или недостаточная их  сформированность отрицательно  сказывается на развитии личности.

    Перцептивная  сторона общения характеризует  процесс восприятия людьми других  людей, процесс познания их  индивидуальных свойств и качеств.  Механизмами восприятия и познания  друг друга в процессах общения  являются идентификация, рефлексия  и стереотипизация.

    Таким образом,  коммуникативная, интерактивная  и перцептивная стороны общения  в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей. Умение вести себя с людьми является одним из важнейших факторов, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

    Рассмотрим более  подробно характеристику и место  коммуникаций в общении людей.

§2. МЕСТО КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ.

 

     Под коммуникацией принято понимать общение, обмен мыслями, сведениями, идеями – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. Одно из первых универсальных определений коммуникации в информационном плане дал американский ученый К.Ховленд, который рассматривал коммуникацию как процесс, в котором индивид или группа передает стимулы преимущественно словесного характера, чтобы изменить поведение другого индивида или группы. В работах современных исследователей она рассматривается как процесс общения, «движения смыслов в социальном времени и пространстве», как обмен информацией между социальными субъектами (индивидами, индивидом и обществом, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами)».5

     Необходимо  отметить, что термин коммуникация  появился в научной литературе  в начале 20 в. и имеет три  значения:

    1. средства связи любых объектов материального и духовного мира;
    2. общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
    3. общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).

  Довольно распространенным является смешение понятий «коммуникация» и «общение». Ряд исследователей позиционируют общение как «социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах и познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации».6

    Однако в общении,  как и в коммуникации, происходит  передача информации не только  при помощи вербальных средств.  Для передачи информации могут  быть применимы любые средства  и формы – вербальные и невербальные, устные и письменные, лингвистические  и паралингвистические и любые  другие. На исход восприятия информации  могут оказывать влияния и  психологические, например, эмоциональные,  моменты.

     Следует отметить, что процесс коммуникации протекает  по принципу передачи информации  от субъекта к объекту, в  то время как общение предполагает  взаимодействие субъектов по  поводу объекта. Общение, в  отличие от коммуникации, является  двусторонним процессом взаимного  обмена информацией между субъектами  коммуникативного акта. В процессе  общения за счет обмена и  выработки новых духовных знаний  происходит увеличения объема  информации и обогащение ее  содержания. В этой связи можно  привести следующий пример: если у каждого из нас есть по одному яблоку и мы ими обменялись, то у каждого все равно останется по одному яблоку; если же у каждого есть по одной идее и мы ими обменялись, то каждый имеет уже по две идеи. Общение способствует не просто объединению идей, а выработке на их основе новых идей и нового содержания. Одной из самых распространенных форм общения является диалог, который в качестве конечного результата предполагает не просто обмен мнениями, а выработку общих позиций по обсуждаемому вопросу.

     В процессе  коммуникации происходит обратное: в силу односторонности передачи  информации часть ее содержания  утрачивается. Этому способствуют  психологические особенности восприятия, например, уровень сопротивляемости  по отношению к воспринимаемой  информации. Если передача информации  происходит с привлечением технических  средств коммуникации,  то часть  ее содержания может  утрачиваться в связи с различными техническими помехами, а также из-за неготовности объекта к приему информации.7

Информация о работе Основы деловых коммуникаций