Основы политологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

- Природа международной политики.
- Содержание и принципы международной политики.
- Республика Казахстан и международные отношения.

Файлы: 1 файл

Основы политологии и социологии 3 вариант.docx

— 28.38 Кб (Скачать файл)

Основы политологии и социологии

Вариант 3

План 

- Природа международной политики.

- Содержание и принципы международной политики.

- Республика Казахстан  и международные отношения.

Список литературы

1. Баранов Н.А., Пикалов Г.А. Теория политики М- 2006.

2. Мухаев Р.Т., Политология М, - 2000 – 400 с .

3. Цыганков П.  А. Международные отношения. - М., 1996. 
-  Природа международной политики.

Международная политика составляет ядро международных отношений и  представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных  организаций, союзов и т. д.), связанную  с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления  отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, международная политика направлена на решение вопросов выживания  и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой  политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка  в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Международная политика является наиболее важной частью международных  отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не в мире? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики. Анализ этой проблемы невозможен без уяснения связей между внешней и внутренней политикой.

В современной политологии  существуют по крайней мере три точки зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Сторонники первой точки зрения, как правило, отождествляют их.

 Так, профессор Чикагского  университета Г. Моргентау полагает, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя, и внешняя политика есть борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах».

Вторая точка зрения представлена работами австрийского социолога Л. Гумпловича (1833 - 1909), считавшего, что внешняя политика определяет внутреннюю. Считая борьбу за существование главным фактором социальной жизни, Л. Гумплович сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший - закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Третья точка зрения на проблему соотношения внутренней и  внешней политики представлена марксизмом, согласно которому внешняя политика определяется внутренней и является отражением и продолжением внутриобщественных отношений. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

Очевидно, что в каждой из представленных точек зрения существует рациональное зерно. Однако реальное доминирование  внешней или внутренней политики зависит в каждом случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Сущность международной  политики также по-разному понимается в политологии. Так, сторонники «силовой»  концепции сводят политику к борьбе за господство. «Международная политика, как и всякая другая, - замечает Г. Моргентау, - есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, господство всегда является непосредственной целью». «Силовое» начало политики, по мнению ученого, органично вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств. При этом саму политическую силу Г. Моргентау классифицирует как «психологическое отношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто испытывает ее воздействие». Однако представляется, что важное значение психологического фактора в международной политике сторонники данного подхода все-таки явно преувеличивают.

Другим, весьма распространенным, является утверждение о биологической  природе международной политики. «Неизбежность» политической агрессивности  государств авторы подобных утверждений  обосновывают «врожденной агрессивностью» человека, «естественный инстинкт» которого «убивать при помощи оружия». По замечанию современного французского ученого Г. Бутуля, «международный авторитет государства измеряется его способностью нанести ущерб».

Психологическим и биологическим  трактовкам сущности международной  политики противостоит понимание ее как общественного явления, обусловленного влиянием на него экономических, социальных, культурных и иных факторов. Однако забывать о значении психологических, личностных начал в международной  политике, конечно же, не следует.

Цели международной политики всякий раз определяются специфическим  контекстом конкретно-исторической ситуации, в которой оказывается мировое  сообщество, а также характером отношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние  факторы влияют на условия жизни  конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

 

- Содержание и принципы  международной политики.

Содержание международной  политики невозможно раскрыть без анализа  национального интереса. В самом  деле, что движет деятельностью государства  на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения  с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или  групповые интересы, а в международной  политике - преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных, потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий власти. В его концепции понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки и союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне.

Вероятно, это утверждение  было актуальным для времен «холодной  войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном  мире, где с «холодной войной»  вроде бы покончено, а страны в  силу различных причин становятся все  более взаимозависимыми и взаимосвязанными, их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия.

Любое государство, защищая  собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно  может не только обеспечить собственную  безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее необъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется  опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего  времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем  устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом  невозможности победы и выживания  в мировой ядерной войне.

- Республика Казахстан  и международные отношения.

В экономике республики произошли  значительные количественные и качественные изменения, она стала открытой. Со многими странами ближнего и дальнего зарубежья установлены экономические отношения, из года в год растет объем экспорта - импорта.

Преодолевая определенные трудности, казахстанские товары постепенно пробивают  дорогу к мировым рынкам, где находят  свою нишу. "На сегодня суверенитет  Казахстана признан всей мировой  общественностью. И мнение сейчас о нем другое. Международное сообщество теперь уже не приглядывается к нам, не проверяет, на что мы способны, а налаживает с нами связи", - отметил Президент Республики Казахстан Н. А.. Назарбаев в своем выступлении на заседании коллегии МИД 14 сентября 1998 г. Николаев В. Укреплять международные позиции Казахстана. // Казахстанская правда, 1998, 15 сентября.

Современное состояние международных  отношений, можно охарактеризовать несколькими главными тенденциями  глобального и регионального  масштабов:

Первое. Снижение эффективности  сложившейся системы безопасности и попытки создания новой системы  безопасности, а также трансформация  роли ООН. Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г., с. 5. При этом Соединенные Штаты стремятся закрепить свое доминирующее положение в международных делах.

Ключевая роль в трансформации  существующего мирового порядка  отводится НАТО. Таким образом, Североатлантический  блок реально становится важнейшим  инструментом закрепления мирового лидерства США и одним из главных  регуляторов процессов международной  безопасности, куда также входит и  Канада.

Эти стратегические ориентиры  нашли свое отражение в новой  Стратегической концепции НАТО, принятой в Вашингтоне на юбилейном саммите  Североатлантического альянса. Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж. Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.) с. 2. Стратегическая концепция НАТО обозначила новые подходы Альянса к обеспечению безопасности, влияющие на всю систему сложившейся международной безопасности.

Второе. Противоречия между  Россией и США. В течение последних  лет разногласия между РФ и  США были кристаллизованы в нескольких проблемных узлах: 1) операция НАТО в  Косово; 2) стремление США к пересмотру Договора о противоракетной обороне. Появление новых ядерных держав и ослабление бывшего главного контрпартнера - России толкают США на ревизию Договора о ПРО. В целом, в сложившихся условиях сохранение Договора о ПРО от 1972 г. больше выгодно России, нежели США. Разрыв Договора окончательно закрепит второстепенную роль РФ по отношению к США в военно-политической области в мировом масштабе. 3) война на Северном Кавказе и маршруты основных экспортных трубопроводов на Каспии.

Третье. Военно-политическое противостояние США и Китая. По мере роста политической и экономической  мощи КНР, Вашингтон проявляет все  большую обеспокоенность формированием  влиятельного полюса, который может  стать реальным противовесом американскому  мировому лидерству.

Роль Китая как глобального  стабилизатора наглядно проявилась в ходе финансово-экономического кризиса  в Юго-Восточной Азии. Важную стабилизирующую  роль Китай играет и в урегулировании обострившегося в последние годы противостояния Индии и Пакистана.

При этом американская стратегия  направлена на всемерное сдерживание  растущего влияния Китая для  обеспечения жизненно важных интересов  США в азиатском регионе и  мире. За последнее время произошло  значительное ухудшение китайско-американских отношений по двум основным позициям: противоречия по косовской проблеме и намерение Вашингтона включить Тайвань в американо-японскую систему  ПРО ТВД.

Вместе с тем, несмотря на существование острых проблемных узлов, обе стороны заинтересованы в налаживании стабильных и партнерских  отношений, прежде всего в экономической  области. Китай нуждается в Соединенных  Штатах как в экспортном рынке, а  также с точки зрения инвестиций и технологий. Вероятно, в ближайшее  время экономические интересы не дадут руководству КНР и США  допустить чрезмерного спада  в отношениях, тем более перехода к открытой конфронтации.

Четвертое. Одним из ключевых факторов геополитики в начале XXI века будет, скорее всего, увеличение стран, обладающих ядерным оружием.

Об опасности "ядерной" тенденции говорит тот факт, что  сегодня насчитывается свыше  десятка пороговых стран, способных  создать или желающих приобрести ядерное оружие (Индия и Пакистан, Израиль, ЮАР, Иран, Ливия, Аргентина, Бразилия, Северная Корея, Ирак, Тайвань, Южная  Корея). Кроме этого, к пороговым государствам можно причислить страны, имеющие развитую атомную промышленность.

Информация о работе Основы политологии и социологии