Основы политологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

- Природа международной политики.
- Содержание и принципы международной политики.
- Республика Казахстан и международные отношения.

Файлы: 1 файл

Основы политологии и социологии 3 вариант.docx

— 28.38 Кб (Скачать файл)

Ряд пороговых стран находится  в сложных, а порою и враждебных отношениях с США. Увеличение ядерных  государств представляет реальную угрозу обеспечению глобальной безопасности. А наличие его у политически нестабильных государств резко повышает потенциальную вероятность применения ядерного оружия.

Учитывая указанные выше теоретические и практические складывающиеся международные условия, Республика Казахстан демонстрирует свое видение  международных отношений. Казахстан  не является в них крупным игроком. В этой связи он должен адекватно  оценивать свой потенциал, геополитическое  положение, возможности своей внешней  политики. В книге "Под стягом независимости" премьер-министр  Казахстана К. Токаев, долгое время  занимавший в правительстве пост министра иностранных дел, пишет: "В  самом деле, было бы непонятно и  даже смешно, если бы Казахстан стал претендовать на лидирующие позиции  в международных вопросах, которые  не соответствуют его статусу. В  то же время было бы неоправданным  замкнуться в кругу собственных  проблем и индифферентно взирать  на происходящее вокруг".Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы, 1997. - с. 14

Исходя из этого, внешнеполитический курс Казахстана является отражением состояния современных международных  отношений. С периодом обретения  суверенитета, независимости, отхода от монополии коммунистической идеологии  Казахстан выдвинул ряд внешнеполитических принципов, а вместе с ними действий и инициатив.

Первое. Важным принципом  казахстанской внешней политики выступает многовекторность. Речь в  первую очередь идет об обеспечении  собственной независимости, а также  возможности принимать наиболее оптимальные решения посредством  построения взаимовыгодных отношений  со всеми государствами. Данный принцип  предполагает поиск баланса сил  в сотрудничестве с разными геополитическими и экономическими "центрами силы". Так, находясь между Россией, Китаем и мусульманским миром, Казахстан  развивает сотрудничество со всеми, параллельно развивая отношения  с мировым лидером - США, крупнейшим международным рынком - ЕС, а также  странами АСЕАН, Японией и Канадой.

Казахстан установил сотрудничество со всеми основными институтами  международного сотрудничества - форумами и организациями.

Второе. Укрепление глобальной и региональной безопасности. Важнейшим  шагом, стал отказ от ядерного оружия. Республика сотрудничает с различными международными организациями, обеспечивающими  безопасность, такими как ОБСЕ, МАГАТЭ, НАТО и другие, присоединилась к  таким договорам как ДНЯО, ДВЗЯИ, РСМД и прочие.

Также значительным действием  стало вступление Казахстана в систему  Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который является пока единственным реальным инструментом обеспечения  внешней безопасности государства  в регионе. Еще одним шагом  в области укрепления международной  и региональной безопасности стала  инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), высказанная на 47-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН.

Важное место в обеспечении  национальной безопасности является участие  Казахстана в такой организации, как "Шанхайская пятерка". В рамках этого форума обеспечено взаимное доверие  в области границ пяти стран-участниц, что существенно укрепляет региональную безопасность.

Третье. Развитие регионального  сотрудничества. Помимо вопросов безопасности и многовекторности, а также с  учетом мировой тенденции экономической глобализации, Казахстан выдвинул и поддержал ряд инициатив по региональному сотрудничеству, наиболее значимыми из которых явились: Содружество Независимых Государств, Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), Евразийское Экономическое Сообщество, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и другие.

Интеграция в Центральной  Азии является важнейшим приоритетом  в развитии государств региона, вопросы  создания рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем  безопасности, вопросы водообеспечения и прочие. В частности, 30 апреля 1994 г. подписан трехсторонний Договор о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (г. Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения Решением Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998 года) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.

Интеграционные процессы в СНГ проходят с различной  скоростью, в этой связи им необходимы различные подходы. Так, были созданы  различные блоки - ГУУАМ, Таможенный Союз, Интеграционный Комитет и прочие. В 1993 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского союза, предполагающую кардинально новые подходы к интеграции на постсоветском пространстве. В 2000 г. эта идея нашла свое практическое воплощение в создании Евразийского Экономического Союза.

Для политиков и деловых  людей Запада Казахстан представляет интерес в первую очередь как источник сырья, рынок сбыта с дешевой рабочей силой. Н. А. Назарбаев в работе "Казахстан-2030" отмечает, что "... как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных" Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. 1997. стр .6


Информация о работе Основы политологии и социологии