Основы социально-гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией – учением о знании. Как одна из философских дисциплин она имеет свою специфику. Гносеология, теория познания – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Содержание работы

10. Определите предмет и основные понятия гносеологии 3
20. Сформулируйте понятие, предмет и функции философии общества 6
30. Раскройте понятие: статус и социальные отношения 9
40. Раскройте понятие социальной группы и их классификацию 11
50. Сформулируйте понятие политического процесса, его субъектов 16
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

cu.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая  совокупность людей, не имеющих между  собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся  в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.

По характеру внутригрупповых  отношений социальные группы делятся  на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения  регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко  определены, взаимодействия — межличностные  и основаны на взаимной симпатии, общем  интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

Ч. Кули (1864—1929) предложил различать  первичные и вторичные социальные группы.

Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих  друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума» [9, c. 75].

Во вторичных группах отсутствуют  непосредственно межличностные  отношения, ее члены связаны между  собой опосредованно, деятельностью  по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.

В течение последних двухсот  лет социологи отмечают тенденцию  к ослаблению роли первичных групп  в обществе. Этот процесс выражен  в понятиях «массовое общество»  и «упадок общины». В современном мире наблюдается господство вторичных групп, но и первичные группы оказались вполне устойчивыми и стали важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни.

Социальные группы выполняют важные для каждого индивида социальные роли.

1. Инструментальная роль группы: группы образуются ради выполнения  определенной работы, это рабочие  группы, коллективы. В социальной  группе возникает «синергетический  эффект» — эффект умножения  усилий.

 

2. Экспрессивная роль группы: группы имеют возможности удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.

 

 

50. Сформулируйте понятие политического процесса, его субъектов

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно дать и другое определение политического процесса — иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт — воспроизводимая  с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере  политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства — гражданского общества [8, c. 42].

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком  активны, но в целом участвуют  в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают  со стороны, не только не принимая активного  участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей  индивиды могут создавать специальные  группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах [3, c. 77].

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно  отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического  процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

 

 

Список использованных источников

  1. Зборовский, Г. Е. Социология / Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов. - М.: Норма, 2009. - 420 с.
  2. Зеленков, Л. А. Основы философии / Л. А. Зеленков, А. П. Владимиров. - М.: Просвещение, 2000. – 250 с.
  3. Канашевич, Н. М. Основы политологии: в 2 ч. - Могилев, 2007. – 478с.
  4. Мельник, В.А. Учебник по политологии / В.А. Мельник. - Минск, 2006. – 482с.
  5. Олдак П.Г. Теогносеология. Миропостижение в рамках единения науки и веры. - Новосибирск, 2004. – 338с.
  6. Основы философии / В.А. Канке. Учебник для студентов средних специ-альных учебных заведений. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 382с.
  7. Политология / Под ред. М.А. Василика. - М.: Юнити-Дана, 2000. – 370с.
  8. Политология / Р. Т. Мухаев. - М.: Инфра-М, 2000. – 436с.
  9. Радугин, П. А. Социология / П. А. Радугин, К. П. Радугин. - М.: Норма, 2007. – 407 с.

 


Информация о работе Основы социально-гуманитарных наук