Основы социально-гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией – учением о знании. Как одна из философских дисциплин она имеет свою специфику. Гносеология, теория познания – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Содержание работы

10. Определите предмет и основные понятия гносеологии 3
20. Сформулируйте понятие, предмет и функции философии общества 6
30. Раскройте понятие: статус и социальные отношения 9
40. Раскройте понятие социальной группы и их классификацию 11
50. Сформулируйте понятие политического процесса, его субъектов 16
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

cu.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

10. Определите предмет и основные понятия гносеологии

Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией – учением о знании. Как одна из философских дисциплин она  имеет свою специфику. Гносеология, теория познания – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин "гносеология" введен в философию недавно (1854 г.) шотландским философом Дж. Фулером. Гносеология как часть философии изучает сегодня всеобщее в познании, т.е. то, что не определяется видом деятельности. Наряду с познавательными сторонами субъектно-объектных отношений предметом гносеологии могут выступать: специфика научного познания, обыденного повседневного знания, вненаучных видов познавательной деятельности человека и др.

Основными категориями и понятиями  гносеологии являются: познание и  практика, субъект и объект познания, материальное и духовное, рациональное и иррациональное, эмпирическое и  теоретическое познание, творчество и интуиция, вера, заблуждение, метод, факт, гипотеза, теория, принцип, научные проблемы и др. Впрочем, все эти понятия и категории в гносеологии объединены вокруг категории "истина" как центральной [5, c. 56].

Основными гносеологическими принципами являются: принцип познаваемости мира, принцип отражения и принцип, определяющий роль практики. Принцип познаваемости означает признание способности человека получать истинные знания об объекте познания. Принцип отражения указывает, что познание есть процесс отражения в сознании человека объективного мира. Согласно принципу определяющей роли практики, целью познания и критерием истинности знания является практика. Все принципы находятся в диалектической взаимосвязи.

Процесс познания не возможен без объекта и субъекта. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Субъектом в гносеологии выступает социально сформированный человек (группа людей, общество, человечество в целом), который обладает культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных [5].

1. Материально-технический. Производство  средств к жизни, труд, практика.

2. Духовный (идеальный). Познавательные  отношения субъекта и объекта  лишь одни из многих.

В свою очередь, процесс познания и  получаемые в результате знания в  ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируются и воплощаются в различных своих формах. Типология форм знания остается сложной, а порой и дискуссионной проблемой для разных философских направлений в гносеологии. Обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное знания являются основными его формами. В то же время, нельзя оставить без внимания известную концепцию личностного знания, разработанную М. Полани и его последователями.

В познании важная роль принадлежит  методу – своеобразному орудию, с помощью которого познается  объект. Главная его функция – организация и регуляция деятельности. Среди методов основными можно назвать: вненаучные и научные, всеобщие, которые разделяются на эмпирические и теоретические.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Она исходит из существования трех основных групп методов: философских, общенаучных и частнонаучных, специальных. В свою очередь, к философским можно отнести диалектический, феноменологический и герменевтический методы.

Содержание философского метода составляют принципы и требования, которые вытекают из диалектики. Основными общенаучными методами являются наблюдение и эксперимент. Среди специальных методов следует выделять подходы и приемы к какой-либо конкретной науке.

Таковы только некоторые актуальные проблемы теории познания как философской дисциплины, свидетельствующие о многообразии и сложности познания человеком окружающего мира. Сложность и разнообразие подходов еще раз доказывают, что процесс познания историчен. В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании и сознании – социальных и культурологических.

 

 

20. Сформулируйте понятие,  предмет и функции философии  общества

Качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение  к государству, религии, морали, системе  ценностей, духовной культуре, выявление основных стратегий интерпретации общества в истории философской мысли, целей и общественных идеалов, направленности истории и перспектив общества в социокультурной динамике описывается в таком разделе философии, как социальная философия, или философия общества [2, c. 49].

Социальная  философия – это философия  общества. Она выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы  функционирования и развития, т. е. предметом  анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии. Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет и не может отменить задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

Центральным понятием социальной философии является "общество" в различных его  измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие, а учение о нем как социальная онтология. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество) [6, c. 62].

Общественное, социальное – это все то, что  характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие  от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество  не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, а это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем. В понятии общества отражаются и его объективно-материальные (экономические) факторы (Лафарг, Смит, Маркс и др.), и духовные параметры (Франк, Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер и др.), и субъектно-личностные измерения (Фрейд, Фромм, Юнг и др.).

Как теоретически обоснованная система философских  знаний социальная философия формируется  в период становления дисциплинарно  организованной науки начиная с  конца XVIII – первой половины XIX в., когда возникают попытки построения систематического обществоведения. К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы (или исследовательские программы) как системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, критерии научности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей интегративности трансляторами социально-философского знания в сферу конкретно-научного знания, а через него способствующие приданию смысла деятельности практического мышления в экономике, политике и других сферах социальной жизни.

 

 

 

30. Раскройте понятие:  статус и социальные отношения

Социальная структура (от лат. - строение) – совокупность взаимосвязанных  социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов) по отношению друг к другу.

Между социальными группами устанавливаются  социальные отношения - отношения между  группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни, различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой потребления.

Кроме общества и его составных частей, социология изучает также социальные институты. Социальный институт (институт от лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Перечислите социальные институты.

Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В каком аспекте философия, психология и другие науки исследуют человека?

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в  процессе общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативно установленный) или неформальный характер. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей - называется главным статусом. Статус человека в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус [9, c. 47].

Человек имеет  множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках которого варьирует поведение человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода. Для каждого статуса характерно определенное видение мира.

Совокупность  функционально однородных статусов образуют социальную группу. В узком  смысле слова статусом человека считается его место, как представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный статус - положение человека в малой группе, характеризуемое его личными качествами.

Статусы и  роли функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с ценностями и нормами принятыми в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.

 

40. Раскройте понятие  социальной группы и их классификацию

Под социальной группой принято  понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.

Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком  и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный  человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

Человек нуждается в группе и  зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные  сообщества первобытных охотников  и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.

Все многообразие социальных групп  можно классифицировать по различным  основаниям.

Социальные группы делят на [1]:

    • номинальные и реальные;
    • большие и малые;
    • формальные и неформальные;
    • первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких  связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и  пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются  связи и отношения между членами  и которая взаимодействует с  другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между  номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

Информация о работе Основы социально-гуманитарных наук