Нижегородский институт менеджмента
и бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социология»,
на тему: «Основы социологии. Теория Макса
Вебера».
Выполнила студентка 5 курса
ФММ, гр.25
Лобова Э.Б.
Проверила:
___________________________
г. Бор
2011г.
Содержание
Введение
Глава 1. Социология как
наука.
1.1. Особенности научного
знания о социальной реальности
1.2. Структура социологического знания
1.3. Теория рационализации.
Глава 2. Веберовская
теория рациональной бюрократии
2.1. Бюрократия как
чистый тип легального господства.
2.2. Сравнительный
анализ теорий бюрократии.
Заключение.
Введение.
Биография Вебер, Эмиль Максимилиан.
Эми́ль Максимилиа́н
Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber; 21 апреля 1864 — 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.
В 1892—1894 годах приват-доцент,
а затем экстраординарный профессор в
Берлине, в 1894—1896 годах — профессор
национальной экономии во Фрейбургском,
с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском
университете. Один из основателей «Немецкого
социологического общества» (1909). С 1918 года профессор
национальной экономии в Вене. В 1919 году
— советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Макс
Вебер родился 21 апреля 1864 года в
семье чиновника, который занимал
весьма высокое положение в
бюрократической иерархии и политическом
истеблишменте Германии того
времени, используя которое наслаждался
почти всеми земными благами.
Его мать, напротив, была женщиной
строгих аскетических правил, всецело
поглощенной религиозными догмами Кальвинизма,
постоянно озабоченной возможностью
божественного избрания и спасения души
после смерти. Эти глубокие различия родителей,
постоянно вызывавшие напряжения в семье,
вместе с тем оказали существенное влияние
на мировосприятие, образ жизни Вебера,
характер его творчества, в котором парадоксально
сочетались интересы к бюрократизму и
религиозному аскетизму.
В начале жизни
Вебер отдавал предпочтение ценностным ориентациям своего
отца. Он получил образование в лучших
университетах Германии, став в итоге
обладателем докторской степени по праву.
В течении года Вебер находился на военной
службе сначала в качестве простого солдата,
а затем офицера имперской армии. Но интересы
к экономике, истории и социологии взяли
вверх над карьерой чиновника-бюрократа.
Вебер окончательно выбирает для себя
аскетический образ жизни, подобно тому,
какой вела его мать, хотя так и не став
верующим, и погружается в науку. Вебер
преподавал социологию в Германии и США,
принимал участие в работе ряда международных
конгрессов социальных наук, издавал журнал
«Архив социальной науки и социальной
политики». В 1910 г. он основал Немецкое
социологическое общество. Преподавательскую
и научную деятельность он совмещал с
практической политикой – выполнял различные
официальные миссии в годы первой мировой
войны, был экспертом германской делегации
в Версале, участвовал в разработке проекта
Веймарской конституции. Однако политика
была для него не самоцелью, а вопросом
фактического знания проблемы. На первом
месте для него было познание человеческого
бытия. Любопытно, что социолог специально
изучил русский язык, чтобы по газетам
и литературе следить за развитием событий.
Среди основных
работ Вебера отмечают: «Протестантская
этика и дух капитализма», «О некоторых
категориях понимающей социологии», «Политика
как призвание и профессия», «Наука как
профессия», «Хозяйственная этика мировых
религий», «Аграрная история древнего
мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной
демократии в России», «К истории торговых
обществ в средние века».
Умер Макс Вебер 14 июня 1920 года
в Германии в городе Мюнхене.
Глава 1. Социология как наука.
Социология - одна
из самых молодых наук. Время ее возникновения
и становления в качестве самостоятельной
сферы научных изысканий совпадает с историческим
периодом, именуемым социологами индустриализацией.
Хотя, конечно, она просто не могла бы появиться,
если бы этому не предшествовал длительный
этап накопления фактов, дискуссий, размышлений
обобщений большого числа мыслителей,
начиная с античных времен. Однако, возникнув,
она стала развиваться достаточно быстрыми
темпами - вначале в виде национальных
социологических школ, а затем - интегрируясь
в единый, общепризнанный комплекс знаний,
течений, парадигм. Этот комплекс формировался
в ходе многочисленных дискуссий, споров,
иногда довольно непримиримых.
В сравнительно
недавние исторические времена социология
в отечественной мысли разделяла участь
целого ряда других “лженаук”, таких,
например, как генетика
и кибернетика. Тем не менее, потребность
в науке, занятой изучением наиболее общих
законов, по которым развивается человеческое
общество, ощущалась и в советские времена.
В то время эту функцию фактически выполняла
другая научная дисциплина с претенциозным
названием “научный коммунизм”. Социология
же проникала в советскую науку “через
окно”. С начала 60-х годов партийные власти
начинают проявлять интерес к эмпирическим
социологическим исследованиям, данные
которых активно используются в идеологических
целях. Теоретической, объяснительной
базой для получаемых данных оставался
все тот же научный коммунизм.
Однако через образовавшуюся
“щель” начинает просачиваться и ручеек
теоретико-социологических знаний, которые
к этому времени на Западе уже сформировались
в довольно мощную и влиятельную научную
дисциплину. Начиная с 1961 года, когда был
опубликован первый русскоязычный перевод
социологического издания, достаточно
регулярно начинают издаваться и работы
других известных социологов. Появляются
и издания отечественных социологов -
вначале под лозунгами критики “буржуазной”,
“идеологически враждебной” теории,
а затем и самостоятельные исследования.
С конца 80-х - начала 90-х годов социология
получает полные права гражданства в России.
Она вводится в число обязательных дисциплин
во все стандарты высшего образования,
открывая для всех желающих доступ к общемировым
научным достижениям и в сфере изучения
социальных законов.
1.1. Особенности научного знания
о социальной реальности
Н.
Смелзер дает такое определение:
“Социология - это научное изучение общества
и общественных отношений. Она черпает
данные (факты) из реального мира и пытается
объяснить их на основе научного анализа”.
Само
понятие “социология” имеет две грамматические
основы; это слово составляется
из двух частей: латинское socius (компаньон)
и греческое logos (изучение) - и поэтому буквально
должно означать изучение процессов общения.
Любая
научная дисциплина имеет свой объект
и свой предмет исследования. Под объектом,
как правило, понимают круг
явлений (феноменов), подлежащих ее изучению.
Чем более общий характер носит наука,
тем шире этот круг явлений.
Как
ни странно, именно среди социологов не
утихают споры о том, следует ли считать
социологию отдельной и самостоятельной
наукой. В то время как
основоположники этой дисциплины, начиная
от Конта и Дюркгейма, настойчиво стремились
показать, что социология - это автономная
и отдельная наука о социальных явлениях,
позднее возникли значительные расхождения
по поводу места социологии среди других
общественных наук. Доводы оппонентов
сводились к следующим аргументам:
социология
является не отдельной дисциплиной, а
дисциплиной, интегрирующей открытия
экономики, политики и психологии, потому
что социальное не является автономной
характеристикой, но образуется
на пересечении экономики, политики, географии,
истории, психологии и т.д.;
социология
– это, скорее, особый взгляд на окружающий
мир или форма воображения, которая стремится
поместить индивидов и события в максимально
широкий социальный контекст, и такое представление не является специфическим только для социологии, но разделяется также историками, географами, экономистами, журналистами и т.д.;
в соответствии
с некоторыми марксистскими подходами,
социология не обладает особым научным
статусом, поскольку
она не имеет ни определенного объекта
анализа, ни отдельной методологии, ни
научной системы анализа и должна рассматриваться,
скорее, как идеология, соответствующая
конкретной стадии развития капитализма.
Впрочем,
следует сразу же отметить, что указанные
выше точки зрения не носят массового
характера, а общераспространенный взгляд
все же выделяет социологию в качестве
автономной дисциплины со своими особыми
объектом и предметом исследования.
1.2. Структура социологического
знания
Макс Вебер - основоположник «понимающей»
социологии и теории социального действия,
применивший ее принципы к экономической
истории, к исследованию политической
власти, религии, права. Главной идеей
веберовской социологии является обоснование
возможности рационального максимального
поведения, проявляющегося во всех сферах
человеческих взаимоотношений. Эта мысль
Вебера нашла свое дальнейшее развитие
в различных социологических школах Запада,
что вылилось в своеобразный «веберовский
ренессанс».
Методологические
принципы веберовской социологии тесно
связаны с другими теоретическими системами,
характерными для обществознания прошлого
века – позитивизмом Конта и Дюркгейма,
социологией марксизма.
Рис.1. Структура социологии как научной
и учебной дисциплины.
Вебер разграничивает отношение
к ценности и оценку, из чего следует, что
наука должна быть свободна от оценочных
суждений субъективного толкаВебер выделяет четыре типа социального
действия:
целерациональное — когда предметы или
люди трактуются как средства для достижения
собственных рациональных целей; ценностнорациональное — определяется
осознанной верой в ценность определённого
действия независимо от его успеха; аффективное
— определяется эмоциями; традиционное
— определяется традицией или привычкой
Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое
средство позволяет:
во-первых, сконструировать явление или
человеческое действие, как если бы оно
имело место в идеальных условиях;
во-вторых, рассмотреть это явление или
действие независимо от локальных условий.
Чтобы показать,
как применяется понятие идеального типа
у Вебера, необходимо проанализировать
это понятие с содержательной точки
зрения. Для этого необходимо ввести ещё одну категорию
социологии Вебера – категорию понимания.
Необходимость понимания предмета своего
исследования, согласно Веберу, отличает
социологию от естественных наук.
Социология, по
Веберу, является «понимающей», поскольку
«изучает поведение личности, вкладывающей
в свои действия определенный смысл» .
Таким образом,
социальное действие, по Веберу, предполагает
два момента: субъективную мотивацию индивида
или группы, без которой вообще нельзя
говорить о действии, и ориентацию на другого
(других), которую Вебер называет
ещё и «ожиданием» и без которой действие
не может рассматриваться как социальное.
Строго говоря,
лишь первые два типа действия полностью
относятся к социальным, ибо имеют дело
с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних
типах общества, социолог отмечает,
что в них преобладали традиционные и
аффективные действия, а в индустриальном
обществе – целе- и ценностно-рациональные
с тенденцией доминирования первого.
1.3. Теория
рационализации.
Понятие «рационализация»
являлось основным понятием анализа современного
капитализма, предложенного Максом Вебером,
обозначая множество взаимосвязанных
процессов, в ходе которых каждый аспект
человеческого действия становится предметом
расчёта, измерения и контроля.
Согласно Веберу,
рационализация предполагает следующее:
в области экономической организации
- организацию производства на основе
бюрократии и калькуляцию прибыли посредством
систематических бухгалтерских процедур;в
религии – развитие теологии интеллектуальной
стратой, исчезновение магии и замену
роли религиозных Таинств личной ответственностью;
в области права – вытеснение практики
выработки законов на основании произвольного
прецедентного права практикой дедуктивного
правового мышления на основании универсальных
законов;в политике – уход в прошлое традиционных
норм легитимности и замену харизматического
лидерства партийной машиной; в области
морали – больший акцент на дисциплине
и воспитании; в науке – снижение роли
индивидуального новаторства при развитии
практики коллективных исследований,
координируемых экспериментов и при определении
политики в области науки государством;
в обществе в целом – распространение
бюрократии, государственного контроля
и администрирования. Таким образом, понятие
рационализации являлось частью веберовской
концепции капиталистического общества
как «железной клетки», внутри которой
индивид, лишённый религиозного смысла
и нравственных ценностей, во всё большей
степени подчиняется надзору со стороны
правительства и бюрократической регуляции.
Вебер не случайно
расположил четыре описанных
им типа социального действия в порядке
возрастания рациональности; такой порядок
является не просто методологическим
приемом, удобным для объяснения: Вебер
убежден, что рационализация социального
действия – это тенденция самого исторического
процесса.