Особенности американской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Наиболее преуспевала социология в США. К причинам ее успеха можно отнести отсутствие жестко контролируемой государством системы высшего образования, конкуренция между университетами, влияние идеологии прагматизма, широкое движение в пользу социальных реформ. Если в Европе социологи были разобщены, часто не имели средств на проведение исследований, то американские ученые, получившие поддержку политической элиты и крупного бизнеса, организовали не только обучение студентов и подготовку аспирантов по социологии, но и создали новые направления, позволившие приблизить науку к конкретным потребностям общества.

Содержание работы

1.Введение
2.Предпосылки и причины развития социологии в США
3.Влияние на развитие социологии в США
4.История американской социологии: а) первый этап
б) второй этап
в) третий этап
г) четвёртый этап
5.Ведущие американские социологи и их труды
6.Основные направления в американской социологии и её особенности
7.Заключение
8.Литература

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 41.20 Кб (Скачать файл)

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в  обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход  из одной социальной позиции в  другую, своеобразный «лифт» для перемещения  как внутри социальной группы, так  и между группами. Социальная стратификация  и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек  может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут  наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию  «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно  квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует  социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение  рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться»  в малом социальном масштабе.

Теоретическое наследие Сорокина и  его вклад в развитие отечественной  и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически  подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  в американской социологии и её особенности

 

Итак, на первом этапе становления социологии (XIX – начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука.

Первый  в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском университете. Другой особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер.

Если  в Европе социологи старались  создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские  методы познания, то в США уже  в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.

Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство  из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям. Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Именно в этой работе были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований, которые сохраняют свою актуальность и по сей день.

Другим  предметом эмпирических социологических  исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915 гг.). Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.

На  основе своего исследования Тейлор сделал вывод о невыгодности различных  производственных и организационных  новаций самих по себе, так как  они упираются в так называемый «человеческий фактор».

В работах Тейлора впервые получил  разработку термин «рестрикционизм». Рестрикционизм – это сознательное ограничение рабочими выработки, в основе которого лежит механизм группового давления. На основе всех полученных данных Тейлор разработал множество практических рекомендаций для оптимизации процесса производства, которые пользуются огромной популярностью.

Другим  исследователем, значительно обогатившим  теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.

Под его руководством в условиях жесточайшего экономического кризиса в странах  США и Западной Европы были проведены  Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы следующие принципы:

1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия;

2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;

3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;

4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами.

Самой известной социологической школой стала чикагская школа, возникшая  на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента  создания нового университета в Чикаго. Основателем и первым деканом  факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854–1926 гг.). Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840–1910 гг.).

Эти исследователи первыми утвердили  либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Значительное внимание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов. До сих пор сохранили свое значение идеи Самнера о механизмах формирования обычаев, их роли в развитии общества и укреплении связи между поколениями; разработке понятий «мы – группа» и «они – группа», «этноцентризм» как основ межгруппового взаимодействия.

Лидерами  второго поколения чикагской  школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации. Парком в научный оборот был введен новый термин «социальная дистанция».

Социальная дистанция – это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности.

Другим  отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Вместо философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется вовне в так называемом открытом поведении. Так появился бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первой половине все социальные науки (экономику, психологию, социологию, политологию).

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному  взгляду на общественную жизнь.

На  границе социологии и социальной психологии была создана концепция  потребностейАбрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).

Маслоу создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, в качестве мотивов поведения вступают в действие другие потребности.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927-1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальном группы: освещение рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число перерывов и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы(клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э.Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина человеческих отношений. Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы:

Доктрина человеческих отношений:

  • человек представляет собой социальное существо,ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;
  • с природой человека несовместима жесткая, иерархия и бюрократическая организация подчиненности;
  • руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, а не только технические факторы поднятия производительности труда и максимальное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивида своей работой и благоприятствует социальной стабильности;
  • производительность труда будет более высокой,если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, а экономические стимулы — социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности труда, таких, как сопричастное управление, гуманизация труда, групповое решение, просвещение служащих и т. д.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особый интерес представляет тот  факт, что в начале века эмпирическая социология в США не пользовалась авторитетом в официальных кругах. Так, в 1946 г. Сенат США отверг предложение  об учреждении в Национальном научном  фонде (NSF) организации, финансирующей  научно-исследовательские программы  отделения социальных наук. В этот период исследования в основном велись частными фирмами, фондами и университетами. И лишь с 1955 г. социологические исследования стали получать правительственные  дотации. А с процесса разработки президентской программы Лин- дона Джонсона (1963) чиновники стали все больше и больше привлекать социологов для прогноза и оценки эффективности подобных проектов.

В настоящее время на проведение социологических исследований в  США ассигнуется до 2 млрд долларов. Причем около половины этой суммы выделяется правительством, а остальная часть приходится на бизнес.

При этом правительство и предприниматели  рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального  контроля и управления, повышения  производительности труда и обеспечения  благосостояния граждан.

Именно благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной  методологии, использованию математического  и статистического аппарата, моделирования  и эксперимента социология США превратилась в точную науку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. «Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века». Переводчик: В. Николаев. Издательство: ИНИОН РАН 2010 год
  2. «Монография о пионерах американской социологии» Бурганова Л.А. Ранняя американская социология. Казань: Изд-во "Карпол", 1997
  3. Мертон Р. Фрагменты воспоминаний // СОЦИС. 1992
  4. Предмет социологии и ее отношения к другим наукам: (Фрагменты монографии «Система социологии» в2-х т. Пг.: Колос., 1920). Барнаул. 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Институт МАСС МЕДИА

Кафедра Журналистики

 

 

Реферат на тему:

ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

                                                           

Информация о работе Особенности американской социологии