Особенности арт - терапии с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Сопровождать — значит быть рядом в качестве спутника или провожатого, охранника или показывающего путь. Сопровождение — не столько педагогическое или психологическое воздействие на ребенка или его лечение, сколько взаимодействие с ним, во время которого он выступает в качестве субъекта с собственными потребностями и внутренним миром. Арт-терапия с ее принципами и формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей и работу домов ребенка.

Файлы: 1 файл

untitled.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

  • Особенности арт - терапии с детьми из неблагополучных семей

Сопровождать — значит быть рядом в качестве спутника или  провожатого, охранника или показывающего  путь. Сопровождение — не столько  педагогическое или психологическое  воздействие на ребенка или его лечение, сколько взаимодействие с ним, во время которого он выступает в качестве субъекта с собственными потребностями и внутренним миром. Арт-терапия с ее принципами и формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей и работу домов ребенка.

Термин “арт - терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. По М. Либману, арт - терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт - терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество .

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что  внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь  о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт - терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт - терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт - терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • арт - терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт - терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт - терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

При использовании арт - терапии предлагаются разнообразные  занятия художественно-прикладного  характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Итак, следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт - терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Но сейчас арт-терапия  приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции .

Согласно исследованиям  А.И. Копытина, за рубежом заметно  возросла роль арт - терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении.

Исследования, проведенные  под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Объектом нашей работы является  семейное неблагополучие. Наша работа ориентирована на профилактику и коррекцию родительского пренебрежения, отвержения и насилия.

Проблема родительского  пренебрежения, отвержения и насилия  в семье в современном обществе очень актуальна. Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи. Переживаемое в настоящий момент или пережитое в прошлом эти негативные явления приводят к развитию серьезных психологических затруднений.

Физическое насилие  определяется как любое неслучайное  нанесение повреждений ребенку  в возрасте до 18 лет родителями или  человеком, осуществляющим уход или опеку. Пренебрежение, отвержение (как одни из разновидностей жесткого обращения с детьми) определяются как хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском образовании, защите и присмотре.1

Основными последствиями  таких явлений для детей является отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травм могут возникать острые состояния страха и тревоги.

Помимо агрессивности  для детей, воспитывающихся в  неблагополучных семьях, характерно проявление тревожности. В психологическом  словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают” .

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана  с какой-либо определенной ситуацией  и проявляется почти всегда. Это  состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда  же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Б. И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).

Например, родители не пускают  ребенка в школу из-за плохого  самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск  урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).

Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и  не хотят смириться с тем, что  сын или дочь получает в школе  не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку:

“Если ты расскажешь, кто  плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”. Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники. Как отмечают авторы книги, через недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7—10-дневном отдыхе. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Социальному педагогу необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Необходимо обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Таким рекомендациям социальный педагог должен научить и родителей.

Таким  цель работы – выявить особенности арт-терапевтичекого сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

Задачи:

1. Проведение профилактических мер в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации

2. Избавление ребенка от психологических травм

3. Установление контакта с группой детей

Не существует готового рецепта для оказания этим детям  психологической помощи, но в тоже время существуют методы, традиционно  считающиеся наиболее адекватными. Клиент- центрирования игровая терапия. Г. Аэндрет дает следующие определение этого направления игровой терапии: это динамическая система межличностных отношений между ребенком и психологом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать свое Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации.

 

ЭТАПЫ работы

Теоретическая база

Название применяемых  психотехник

Содержание психотехники, ее основные принципы

Специфика техники в  работе с выбранным объектом

Планируемые результаты, ожидаемые после применения техники

Задача 1. Проведение профилактических мер

1.игровая терапия

 

Игра "Не укради"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника "Домашний театр"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование игры, ориентированной  на исследование глубокого эмоционального подтекста кражи, базируется на положениях динамической игровой терапии. В  целом ее можно определить как  интегративный игровой психотерапевтический подход, при котором члены семьи привлекаются к разнообразным творческим, экспрессивным видам деятельности, использующим элементы драматического и изобразительного искусства, видеоигр и т. д. Психолог должен стремиться строить игровые отношения таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально значимые аспекты реальных внутрисемейных отношений. Процесс динамической игровой терапии основывается на том, что психолог и члены семьи начинают активно участвовать в простейших интерактивных Играх с использованием средств самовыражения и постепенно осуществляют переход к новым совместным формам экспрессивного поведения, предполагающим большую свободу выбора.

Игра «Укради!» лучше  всего подходит детям в возрасте от 6 до 12 лет. Она применяется после того, как психолог достаточно хорошо познакомится с членами семьи и убедится, что склонность ребенка к воровству действительно имеет место. Как правило, на это уходит от одного до двух месяцев. Если родители продолжают жаловаться на совершаемые ребенком кражи, психологу необходимо выяснить, что именно и каким образом крадет ребенок. Затем он предлагает родителям и ребенку поиграть в игру «Укради!».

Приступая к игре, психолог располагает  все необходимые принадлежности в одной части кабинета и проводит линию, отделяющую ее от остального помещения. Родителю предлагают «охранять» предметы, давая «вору» команды остановиться, а ребенку — «воровать» их. В ходе игры «вор» должен, проникнув за линию, схватить какой-либо предмет и перенести его на свою половину. Если это ему удается, он может «приказать», чтобы одна из конечностей «охранника» больше не двигалась. «Украв» еще один предмет, он может «парализовать» другую конечность «охранника». Игра продолжается до тех пор, пока «охранник» не будет полностью «парализован».

Обычно в игре используются косынки, подушки, фигурки животных и т. д., а в роли «границы» выступает  лента или веревка. Функции судьи, который подтверждал бы, что предмет  действительно был перенесен  на половину «вора», берет на себя психолог или второй родитель. Как правило, чтобы «парализовать» «охранника» ребенок просит его убрать за спину руку, а ногу держать а весу; он может также попросить закрыть (завязать) глаза или замолчать — так что «охранник» не сможет больше «приказывать» остановиться.

В качестве игротерапии  можно использовать домашний театр, например проигрывание этюдов — простых  сценок, в которых ребенок вместе со взрослыми может «проиграть»  сложные житейские ситуации. Своевольным  детям очень полезно научиться  прогнозировать последствия своих поступков. Но при проигрывании подобных этюдов важно позаботиться о том, чтобы самолюбие ребенка не пострадало, чтобы он ни в коем случае не был опозорен перед другими детьми и перед взрослыми! Поэтому, например, в этюдах «хозяин — собака» не следует говорить прямо о воровстве собаки, а нужно делать упор на безрассудные поступки, на их печальные и курьезные последствия.

  • Примеры этюдов.

Этюд 1. Собака, обидевшись на хозяина за то, что он ушел и оставил ее одну, устроила в доме ужасный беспорядок (побольше живописных деталей!). Что было, когда хозяин вернулся и увидел это безобразие?

Этюд 2. Собака требует, чтобы хозяин любил только ее, тогда как он любит еще и... (перечислить нескольких человек или назвать кого-то одного, к примеру — маму). Она во что бы то ни стало хочет добиться своего, но избирает не совсем обычный способ: залезает к хозяину в портфель (в стол), вынимает (придумать — что) и прячет. Проделка обнаруживается. Реакция хозяина? Завоевывает ли собака его любовь?

Этюд 3. Собака завела новые знакомства среди дворовых псов и, решив произвести на них впечатление, пригласила целую свору домой, сделав вид, что она живет одна и является полноправной хозяйкой квартиры. Нужно как можно смешней придумать, какое разорение и беспорядок учинили в доме четвероногие гости и как на это среагировал внезапно вернувшийся хозяин.

Основная задача игры «Укради!» заключается в том, т0бы в условном игровом, интерактивном контексте помочь семье заново пережить драматизм кражи. Участвуя в подобной игре, дети и родители могут в определенной мере дистанцироваться от напряженной внутрисемейной ситуации и усвоить некоторые новые способы поведения — их можно будет использовать дома с целью решения проблем, вызванных воровством ребенка и привычным для членов семьи ощущением себя в роли воров или пострадавших лиц. Участники игры могут лучше уяснить тяжесть психологической и эмоциональной нагрузки, которую несет воровство.

Специалист по игровой терапии, применяющий семейно-ориентированный  подход, может помочь членам семьи  разобраться в характере их отношений  и в том, какое значение имеют  совершаемые детьми кражи, — тем самым он будет способствовать изменению этих отношений.

Задача 2. Избавление от психологических  травм

2. Песочная терапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника "Отпечатки  наших рук"

Процедура психодиагностики в песочнице  проводится следующим образом. Ребенку предлагаю взять плоскую корзинку, подойти к столу с коллекцией фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Если ребенок берет все подряд – и в неограниченном количестве – это тоже диагностично. По-видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения и сейчас ему важно его «проработать».

Я в таинстве выбора не участвую. Я, как-будто, «растворяюсь», но обращаю внимание на то, что и  как выбирает ребенок. Далее ребенка  приглашаю к ящику с песком и даю ему следующую «сказочную» инструкцию:

«Представь себе, что  ты – Волшебник. Волшебник  долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. Задумал Волшебник превратить пустыню в сказочную страну и населил ее разными существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».

Когда процесс завершен необходимо провести обсуждение. Вопросы  для обсуждения и его порядок  могут быть следующими:

-          Расскажи, что ты построил и кто здесь живет?

-          Давай представим, что на страну обрушилось стихийное бедствие (ураган, землетрясение, пожар и т.д.)

-          Что будет происходить с жителями этого города?

-          Как они себя будут чувствовать?

-          Что будут делать?

-          А как себя поведут жители соседнего города?

-          Как дальше будут жить люди обоих поселений?

-          Предлагаю клиенту изменить в песочнице все, что необходимо.

Слушая рассказ ребенка  о том, какая это страна и кто  в ней живет, важно обращать внимание на характеристики героев, жителей, их населяющих, на характер взаимодействия между жителями соседних городов. Важно описание чувств, переживаний, действий людей во время чрезвычайной ситуации: кто какую помощь будет оказывать, каковы мотивы оказания помощи (из чувств сострадания, или из чувства долга, или ради выгоды и пр.) Также важно, какие отношения сложатся после прекращения стихийного бедствия.

Сбор психодиагностической информации осуществляется путем анализа  сюжета песочной сказки

 

 

Поверхность песка ровная, песок влажный. Ребенок вместе со взрослым по очереди делают отпечатки  кистей рук – то внутренней, то внешней  стороны. Необходимо слегка вдавить  руку в песок, прислушаться к своим  ощущениям     (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаешь руками по песку, ощущаем маленькие песчинки). Делаем другие упражнения:

отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, дождик);

скользить ладонями по поверхности  песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;

«пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой  руки (потом двумя руками одновременно);

«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;

оставлять следы одновременно двумя руками.

При этом мы учим ребенка  говорить о своих ощущениях.

 

 

Сам процесс песочной терапии обладает терапевтическими свойствами и вызывает меньше сопротивления , чем арт -терапия. Так как некоторые дети не хотят  рисовать(боятся оценки своих художественных способностей).

Установление связи  с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение  в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики  ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействия с песком стабилизирует эмоциональное  состояние. Во-вторых, на ряду с развитием  тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Серийное рисование

Серийное рисование  является терапевтическим подходом, в рамках которого консультант регулярно  встречается с ребенком и просит его «просто нарисовать картинку».

В процессе этих встреч формируются  терапевтические взаимоотношения  между психологом и ребенком, проблемы находят символическое выражение  в рисунках, в результате возникает  возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов.

Серийное рисование  – предполагает ежедневное проведение занятий рисования в присутствии  консультанта. При этом психолог делает выводы не на основе одного рисунка, а  на основе целой Сергии или часто  повторяющихся мотивов. В ходе работы ребенок часто останавливает свой выбор на одной символической теме и использует ее в ряде рисунков. Этот символический образ не остается неизменным, но претерпевает изменения, указывает на наличие внутренней динамики. Использование рисунков может помочь ребенку перейти к непосредственному обсуждению болезненных переживаний, связанных с опытом насилия.

Этот метод может  быть неприемлем для работы с ребенком, который не может и не умеет  рисовать, более того, он может вызвать  у ребенка пренебрежительное отношение или раздражение. В итоге контакт с психологом не устанавливается, а рисунки оказываются довольно формальными. Целесообразнее использовать эту методику как составную часть другой работы

Задача 3. Установление контакта с группой детей

сказкотерапия

Использование сказок и  историй в работе с детьми учат справляться со сложными ситуациями, используя героев произведения как  модель для подражания. В психологической  работе может помочь в установлении контакта с ребенком или группой  детей.

Сказкотерапия: алгоритм создания коррекционной сказки

1. Подбираем героя,  близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не  человек, а сказочная сущность  или животное.

2. Описываем жизнь  героя в сказочной стране так,  чтобы ребенок нашел сходство  со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя  в проблемную ситуацию, похожую  на реальную ситуацию ребенка,  и приписываем герою все переживания  ребенка. 

4. Герой начинает искать  выход из создавшегося положения.  Или мы начинаем усугублять  ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. 
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

 

Жил-был мальчик очень  похожий на тебя. И его даже звали  как и тебя. Вот однажды мальчик  по имени Никита гулял на улице  и увидел, что на площадке весело играют детки. Два мальчика увлечённо играли машинками, а ещё один мальчик и девочка катались с горки. Никита долго смотрела на них, а потом спросил у мамы:

- Что делают эти  детки?

Мама ответила:

- Они играют, Никита.

- А почему? - спросил  мальчик. 

- Они друзья, Никита. 

- Я тоже хочу, чтобы  у меня были друзья. - Сказал  Никита.

Мама улыбнулась ему  и сказала:

- Ты можешь пойти  познакомиться с детками и  подружится с ними. А я подожду  тебя здесь.

Никита пошёл на площадку. На верёвочке он вёз машину-грузовик. Он подошёл к мальчикам, которые играли машинками. Он без труда познакомился с ними. Мальчики стали показывать свои машинки. Никита был рад, что подружился с этими детками. Но тут один из мальчиков попросил Никиту поиграть его машиной-грузовиком. Никита нахмурился, а когда мальчик коснулся его грузовика, Никита сильно толкнул мальчика.

- Уходи! Не буду  с тобой играть! - сказал мальчик,  которого толкнул Никита. Он отвернулся  от Никиты. Второй мальчик также  недоумённо посмотрел на Никиту  и последовал за своим другом.

Никита остался один. Он был расстроен и пошёл к  маме. Он сказал маме:

- Не хочу я ни  с кем дружить!

Эта часть сказки является идентификацией ситуации, когда ребёнок проявляет  агрессию, и последствий, к чему такие  всплески приводят. Родители могут модифицировать сценарий сказки, чтобы приблизить содержание к реальным событиям. После того, как эта часть сказки рассказана, у ребёнка следует поинтересоваться, понравилось ли ему поведение главного героя. Также следует спросить, почему главный герой действовал именно так. Следующий вопрос: как ты думаешь, Никита был бы рад по-настоящему подружиться с мальчиками и играть с ними? Согласие ребёнка - это показатель его готовности к продолжению сказкотерапии.

Пример, продолжения сказки - этап коррекции с помощью сказкотерапии.

Никита был очень  расстроен из-за того, что мальчики не захотели с ним дружить. Даже перед  сном Никита вспомнил происшествие на площадке. А когда он уснул, то во сне Никите приснился большой  серый кот. Кот был в шляпе  и очках и сидел на площадке, на том самом месте, где днём играли мальчики. Никита во сне подошёл к коту. А кот заговорил человеческим голосом:

- Знаю я, что тебя  беспокоит. У тебя, Никита, нет  настоящих друзей. А всё потому, что ты обижаешь других детей,  толкаешь их и даже бьёшь. 

Никита растеряно посмотрел  на кота и проговорил:

- А что же мне  делать?

Кот поправил лапой очки на носу и ответил:

- Ты, когда общаешься  с мальчиком или девочкой, представляй  себе, что это ты сам. Если  тебе захочется поиграть своей  игрушкой, ты же себя не обижаешь? Пусть твои друзья играют любыми твоими игрушками. Они тебе всё вернут. Ты же самый сильный.

Никита слушал кота очень  внимательно. Он хотел поблагодарить  кота, ведь теперь у Никиты будет  много друзей, но вдруг Никита проснулся. В окно светило солнышко. С этого дня Никита никогда не злился на других деток, ведь они стали его друзьями и он стал очень заботлив, даже сам предлагал поиграть своими лучшими игрушками. 

 

Дети любят сказки, фантастические истории и терпеть  не могут нотаций, а следовательно, с помощью сказки можно воздействовать на поведение ребенка, не взывая сильного сопротивления с его стороны. Более того, сказки позволят косвенно подойти к вопросу болезненным для ребенка, прямой разговор о которых поначалу может вызвать сильный стресс, а также помочь в символической форме выразить и отреагировать тяжелые чувства, особенно если ребенок сам чувствует в сочинении сказок.

Герой сказки должен быть максимально приближен к ребенку, с которым предстоит работать, но не идентичен ему. Сходство должно способствовать идентификации ребенка с героем, который в сказке находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Каждая сказка сочиняется для конкретного ребенка и направлена на разрешение существующих у него проблем.

Применение подобных историй в работе с детьми, переживаниями  родительское пренебрежение, отвержение, жестокое обращение, может оказаться  эффективным, так как позволяет  понять и выразить чувства и мысли, о которых тяжело говорить, может  научить способам защиты от жестокого обращения, помочь установить доверительные, без

опасные отношения

 

В некоторых случаях, даже первый этап сказки, когда происходит идентификация ситуации, ребёнок  ведёт себя агрессивно, отказывается от продолжения сказки. Это значит, что подобные ситуации действительно травмируют его. В этом случае родителям следует постараться выяснить первопричины агрессии ребёнка. Нужно также установить максимальный контакт с ребёнком получить его доверие. Ни в коем случае не критиковать его реакции на сказку, его комментарии. Если у родителей не удаётся добиться необходимого доверия, то, возможно, требуется участие профессионала. Хороший психотерапевт, подобно любому другому доктору (ЛОРу, кардиологу) установит причину психического дискомфорта ребёнка и пропишет необходимое лечение: (сказкотерапия, арт-терапия и т.п.).

Информация о работе Особенности арт - терапии с детьми из неблагополучных семей