Особенности библиотечного обслуживания пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Одно из великих достижений XX века - долголетие, и, тем не менее, старость и старение входят в число наиболее сложных проблем современности. В последние годы тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей, довольно четко обозначена официальными структурами, научными кругами, общественностью и прессой.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Одно из великих достижений XX века - долголетие, и, тем не менее, старость и старение входят в число наиболее сложных проблем современности. В последние годы тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей, довольно четко обозначена официальными структурами, научными кругами, общественностью и прессой. В то же время современное отношение к старости и политика XXI века, выражающая отношение к пожилым людям как к многочисленной социально-демографической группе населения, способной активно влиять на ход социально-экономического развития, еще не сформировались.

Старость - самый  тяжелый период жизни человека, а  демографическое постарение требует от общества все больших финансовых затрат и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых людей. В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости возрастной категорией населения, что породило очень серьезные экономические, медицинские, а также социальные проблемы,  о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже предполагать. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Создание новых возможностей для участия пожилых людей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, учет их особых интересов могли бы найти большее отражение в новых направлениях социальной политики в отношении пожилых. Соответствующие структуры и службы немало делают для того, чтобы обеспечить нуждающимся пожилым гражданам досуг и отдых. Сами пожилые, включаясь в общественную жизнь, становятся влиятельной общественно-политической силой, демонстрируют стремление активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики.

К сожалению, работа библиотек со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Это направление на современном  этапе своего становления в России нуждается:

1) в солидной  теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;

2) в обучении  профессионалов, способных разрабатывать  и выполнять государственные  программы в отношении населения  пожилого и старческого возраста;

3)в формировании  политики по адаптации лиц этой возрастной категории, а также проведении социальных экспериментов с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей.

Важно чтобы  деятельность библиотеки осуществлялась по разным направлениям, среди них основные - информационное обслуживание и организация досуга. Нужно проводить исследования по выявлению и изучению читательских интересов, информационных потребностей пожилых людей. Для пожилых людей должны проводиться дни информации, составляться рекомендательные списки литературы, оформляться тематические папки-досье. Информационное обслуживание и таких пользователей должно осуществляться с применением электронных ресурсов.

Библиотечное обслуживание должно входить в комплекс мероприятий, направленных на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. Внимание следует обратить на то, что в практике библиотечного обслуживания лиц пожилого возраста начинают применяться своеобразные формы и методические приемы, учитывающие особенности этой категории читателей. Все большее значение приобретает доставка книг на дом. Среди библиотечных услуг – выдача фактических справок, консультирование. Библиотекари выступают как посредники между клиентами и учреждениями социальной защиты, различными службами, благотворительными организациями.

 

Пожилые люди как социальная общность

1.1. Понятие пожилых людей

Пожилые люди —  это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже  испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны. По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет — признан пожилым, от 75 до 89 лет — старческим, от 90 лет и старше — возрастом долгожителей [1].

Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, нередко весьма тяжелых заболеваний. Для любого стареющего человека характерны изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, появлению обидчивости и раздражительности, снижению памяти и утрате некоторых навыков, депрессии. Нужно обязательно знать, что пожилой человек больше, чем кто-либо, нуждается в поддержке, в человеческом участии.

Долговременные  тенденции снижения рождаемости  и увеличения продолжительности  жизни приводят к старению населения - увеличению в нем доли пожилых и старых людей. Согласно классификации ООН, население считается старым, если удельный вес возрастной группы 65 лет и старше в нем превышает 7%. По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), на начало 2006 года к этой возрастной категории относилось 13,9% постоянного населения России против 9,9% на начало 1990 года.

Начиная с 2000 года, численность населения старше трудоспособного  возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) в России впервые за всю ее историю превышает численность населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно). Из-за того, что в начале текущего десятилетия в пенсионный возраст вступали малочисленные поколения рожденных в годы Великой Отечественной войны, численность старшей возрастной группы населения в абсолютном выражении даже понемногу сокращалась, однако снижение численности населения младших возрастов, обусловленное резким падением рождаемости в 90-е годы, было гораздо более стремительным: за 2001-2005 годы численность россиян пенсионного возраста уменьшилась на 768 тысяч человек, или на 2,6%, а численность детей и подростков в возрасте до 16 лет - на 5,1 миллиона человек, или на 17,9%. К началу 2006 года население старше трудоспособного возраста составило 29,1 миллиона человек, превысив население моложе трудоспособного возраста на 5,8 миллиона человек, или на 24,8%. Доля этих возрастных групп в общей численности населения составила, соответственно, 20,4% (столько же было в начале 2001 года) и 16,3% (19,4%). Одновременно увеличивалась абсолютная и относительная численность населения трудоспособного возраста.

Из-за более  высокой смертности мужчин, по сравнению  с женщинами, процесс старения в  разной степени охватил мужское  и женское население. Если среди мужчин люди в возрасте 60 лет и старше составляют 12,4%, 65 лет и старше - 9,7%, 75 лет и старше - 2,9%, то среди женщин, соответственно, - 21,0, 17,6 и 7,3%%. Поэтому среди населения пенсионного возраста преобладают женщины: в возрасте 60 лет и старше их в 2 раза больше, чем мужчин, в возрасте 75 лет и старше - в 2,9 раза больше, в возрасте 85 лет и старше - в 4,5 раза больше.

Поэтому пожилые  люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

В этом плане  работа библиотекаря и библиотечное обслуживание в целом очень затруднительны, они требуют  ответственности. В библиотеке нужно создать такую атмосферу, которая бы дала возможность такому человеку почувствовать себя нужным, дать то что ему нужно!  Работникам библиотек необходимо обладать терпением и пониманием при обслуживании лиц пожилого возраста. Учитывать их информационные потребности, интересы, увлечения. Стоит заметить что к пожилым людям всегда должен быть индивидуальный поход, ведь среди пожилых людей есть разные категории. Да и при любых обстоятельствах нужно не уронить честь библиоткаря, библиотеки, ведь это место культуры. Вот, например, Шапошников писал о такой категории посетителей библиотеки как гневные старики: это люди, в силу различных обстоятельств воспылавшие ненавистью ко всему окружающему, как правило, после 60 лет. Они сознательно идут на конфликт по любому поводу. А ходят они в библиотеку потому, что нигде больше их не станут слушать. Возможно, это «энергетические вампиры», или 
люди, которым надо «сбросить» злобу. 
Умение общаться с такими посетителями приходит с опытом. Сначала они страшны, могут и в тебе разбудить злобу, вызвать ненависть. Потом понимаешь, что холодным душем для них может стать максимальное спокойствие, вежливость, нужно перевести беседу на книжную тему, ведь пришли-то они в библиотеку за книгой. 
Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Как я ранее  уже упоминала, среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т. д.). Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятая, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.

Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью (а ныне это касается и многочисленной армии безработных) отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья.

              Но при этом при всём пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения! Об этом важно помнить. При посещении библиотеки у них не должно сложиться мнение что им только и стараются угодить, дабы не было конфликта. Нужно прекрасно понимать, что большая часть проблем пожилых людей принадлежит к разряду нерешаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения, в библиотечном обслуживании важно , чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этим социальным институтом.

Парадокс заключается  в том, что чем больше мы стараемся  помочь стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной, профессиональной помощи, ибо страстное  желание помочь означает в конечном счете взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения. Пожилой человек, являясь клиентом библиотеки , — субъектом, т.е. лицом, самостоятельно принимающим решения.

 

 

 

1.2 Статус человека в старости

Изменение социального  статуса человека в старости, вызванное  прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 миллионов людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 миллиона. По прогнозам, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 миллиард 100 миллиона человек. По сравнению с 1950 года их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.

В Российской Федерации  принят ряд общих законов, который  содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую  и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п. Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов.

Тенденция роста  численности пожилых людей требует  коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Практика свидетельствует  о том, что пожилые - это очень  разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся  в жизни; малоактивные домоседы и  жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.

Информация о работе Особенности библиотечного обслуживания пожилых людей