Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:34, контрольная работа
Одно из великих достижений XX века - долголетие, и, тем не менее, старость и старение входят в число наиболее сложных проблем современности. В последние годы тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей, довольно четко обозначена официальными структурами, научными кругами, общественностью и прессой.
Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.
С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.
С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию.
Глава 2. Пожилые граждане как посетители библиотеки
§ 2.1 Роль библиотеки в жизни пожилых граждан
В процессе нормальной
жизнедеятельности человек
Возможности активного отдыха и проведения досуга у пожилых людей ограничены в связи с нехваткой средств. Большинство престарелых указывают, что в последнее время они ни разу не посещали кино или театр, не совершали туристических и экскурсионных поездок. Основным способом проведения досуга для пожилых остается чтение художественной и научно-популярной литературы, просмотр телепередач. Кроме того, пожилые люди в свободное время любят шить и вязать, увлекаются растениеводством и резьбой по дереву, ходят на охоту и рыбалку, слушают музыку, занимаются другими видами творчества. Не имея других способов проведения досуга, пожилые люди «активно отдыхают» на дачных и приусадебных участках.
Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:
- спорт или
разнообразная физическая
- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);
- поделки (вышивание,
вязание, плетение различных изделий и другое ручное
творчество);
- забота о животных;
- хобби (разнообразная деятельность по интересам);
- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
- игры (настольные игры, компьютерные игры)
- развлечения
(просмотр телепередач,
- общение с
другими людьми (телефонные разговоры,
написание писем, приглашений,
организация и посещение
Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь посетителю определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование. Часто единственным и доступным для пожилых людей является чтение, что оказывает лечебное воздействие на их психику. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.
Библиотека
традиционно выполняла и
Среди клубов по интересам наиболее востребованными читательской средой были и остаются клубы литературно-музыкальной и нравственно-эстетической направленности. Работа этих объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя: беседы, "круглые столы", тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, часы поэзии и т.п.
Всевозможные выставки и семинары, посвященные как истории, так и современности, проводимые на базе библиотек, делают пенсионеров не только посетителями, но и участниками, позволяя им рассказывать о себе, выражать себя в живописи, фотографии, всевозможных поделках.
В последнее
десятилетие во многих библиотеках
появилось направление работы –
отдел индивидуального
§ 2.2 Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение
Обслуживание - это видимая часть айсберга, та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки или информационной службы. Вся остальная деятельность (комплектование фонда, ведение СПА и др.) остаётся скрытой от глаз пользователей и воспринимается ими как вспомогательная, а порой, даже как второстепенная.
Главным постулатом обслуживания, во всём мире принято считать, лаконично и выразительно сформулированным японским библиотекарем М. Катоги, стало: «создание системы, позволяющей любому лицу получить в любое время и в любом месте отечественные и иностранные документы и библиографическую информацию о них».
Для современного этапа развития характерна тенденция ориентации на решение проблем повышения качества обслуживания. В связи с этим расширяются исследования образа библиотеки в общественном сознании, ее социальной востребованности и престижа. Чтобы успешно действовать в будущем, библиотека должна «вновь обрести себя», обновить организационную структуру, повысить квалификацию кадров, улучшить имидж, наладить партнерство с другими структурами. При этом упор делается на изучение коммуникативного пространства библиотеки, формирующегося в ходе реализации коммуникационной политики – целенаправленной деятельности организации по установлению и поддержанию благоприятных деловых отношений с пользователями и с собственным персоналом. Ибо создание внутренних коммуникаций является непременным условием формирования организационной культуры, которая не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех ее функционирования и выживания.
Только 14% опрошенных россиян старше 45 лет подтверждают, что они берут книги из публичной библиотеки. Это значительно меньше, чем данные в среднем по населенно страны. Есть целый набор факторов, который должен способствовать тому, чтобы представители этой целевой группы стали потенциальными пользователями публичных библиотек:
Пожилые люди предпочитают повседневные истории и юмор: 58% западных немцев старше 65 лет указали, что это интересует их особенно. На втором и третьем местах – «короткие истории» (44%) и «романы о судьбе, родине, любви» (41%), как, впрочем, и книги полезных советов (41%). Предпочтения пожилых людей отличаются от предпочтений других целевых групп, в особенности, в отношении криминальных, приключенческих романов, отраслевой литературы.
Об отношении пожилых людей к книге можно судить по анализу функции книги. Книги для пожилых людей удовлетворяют специальные информационные потребности (32%), помогают умственно сохраниться (29%), развлечься (17%). Книга в жизни пожилых людей схожа с телевидением.
Каждый четвертый пожилой человек живет один. Многим не достает социального общения. Телевидение облегчает проблему, но не до конца. Найти способ, как лучше отразить в своих предложениях и услугах потребности пожилых в общении – это задача для публичных библиотек.
Проблема работы
с пожилыми людьми отнюдь не нова для
публичных библиотек. Этот вопрос постоянно
обсуждается на протяжении многих лет.
В советских библиотеках и раньше было
придумано немало интересного в плане
работы с пожилыми людьми, но большая часть
этой работы традиционно сосредотачивалась
вокруг комплектования библиотек изданиями,
напечатанными крупным шрифтом и обслуживания
стариков, прикованных к постели, а также
тех, кто находится в домах престарелых.
Эти направления работы так или иначе
несут на себе печать всё ещё присутствующих
в массовом сознании негативных представлений
о пожилых людях как о людях физически
и умственно ущербных.
В XXI столетии предстоит заново подумать об организации работы библиотеки, учитывая потребности растущей группы пожилых читателей. Пожилые нового века больше не удовлетворятся выделением полки книг с крупным шрифтом и ежемесячным заседанием клуба садоводов, они потребуют от библиотеки большего. Даже книги с крупным шрифтом сегодня нужны разнообразного содержания — не только романы, но и техническая, научно-популярная и справочная литература.
Значение Интернета для людей с физическими и психическими недостатками постоянно растет, ведь это не только богатый источник практической информации, но и развлекательное чтение. Там, где это возможно, пациентам нужно открыть доступ в сеть, но это значит уничтожение барьеров доступности.
Основополагающим для обеспечения рационального библиотечного обслуживания пожилых людей служит понимание того, что по сути большинство людей остаются такими же, какими они были всю жизнь. Теперь, когда на них не лежит более обязанность кормить семью и зарабатывать деньги, многие вступили в такую фазу жизни, когда могут посвятить себя своим интересам. Вероятно, эти увлечения останутся преимущественно без изменений. Те, кто интересовался политикой, историей, будут заниматься этим и впредь и т.д.
Наконец, как
и в случае населения в целом,
читательские способности и интересы
пожилых людей разные. Некоторые
– активные читатели, другие умеренные,
а кто-то относится к чтению апатично или
отрицательно.
Следовательно, эффективное библиотечное
обслуживание пожилых людей должно быть
нацелено на:
– стимулирование и поддержку индивидуальных
интересов;
– компенсирование физических и умственных
недостатков,
– дополнение специфических видов терапии
или иной деятельности,
– удовлетворение разных уровней способностей
чтения.
Особо важным может
быть следующее:
– книги и журналы крупного шрифта и тексты
с большими интервалами между строками;
– книги нетяжелого веса или книги, которые
легко держать
– различные газеты, особенно ежедневные
газеты, которые могут образовать систему
координат для времяпровождения;
– интересные книги малого словарного
состава, например, альбомы фотографий
или книги с иллюстрациями ограниченного
текста для людей с низкой концентрацией
внимания;
– книги с описаниями путешествий, включая
книги с крупными цветными фотографиями;
– самоучители (художественное выражение,
резьба по дереву, компьютерные навыки)
– книги по интересам (история, кулинария,
садоводство и другие хобби);
– культурные материалы;
– сканворды, кроссворды и другие словесные
головоломки, настольные игры; игральные
карты, настольные игры;
– большое количество аудиовизуальных
материалов – записи музыки, фильмов,
представлений, а также начальные и сложные
учебные видеоматериалы, и основные и
продвинутые обучающие видео (для глухих
если необходимо);
– если необходимо, книги альтернативных
форматов, например, говорящие книги, газеты,
журналы;
– основные медицинские информационные
книги, журналы, брошюры;
– информация о специфических нарушениях
и болезнях;
– словари и энциклопедии по медицине
и смежным наукам по здравоохранению;
– пособия по релаксации и здоровой жизни,
книги об отдыхе, упражнениях, геронтологии,
старении.
Некоторым пожилым людям понадобятся вспомогательные приспособления, так что нужно обратить внимание на представление по крайней мере увеличительных стекол (ручных и на штативах), книжных подставок, электронных переворачивателей страниц.
Информация о работе Особенности библиотечного обслуживания пожилых людей