Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа
Многие называют ее одной из главных общественных проблем, рождающих радикальные противоречия и антитолерантные лозунги, пропагандирующих расизм и методы агрессивного насилия. Но я не могу согласиться с данной точкой зрения, поскольку невозможно рассматривать фанатскую субкультуру только с негативной стороны, преувеличенной ее противниками. Цель нашего исследования заключается в исследовании фанатского движения – как субкультуры.
Введение
Глава I. История фанатского движения
1) Зарождение фан-движений в Англии
2) История возникновения футбольного фанатизма в России
Глава II. Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов
1)Классификация футбольных фанатов
2) Символика и атрибутика фан-движения
3 ) Сленг
4) Коллективные практики
5) Выезды
6) Фанатские войны
Глава III. Перспективы развития футбольного хулиганства в России и пути с ним борьбы
Заключение
Список литературы и интерент-ресурсов
На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «CASUALS» (то есть обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности.
Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. Учитывая современные технические возможности английской полиции, до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.
Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи в Европе, однако и там после нашумевшей высылки в 1993 году из Нидерландов 1100 английских фанатов представители Туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно.
Таковы основные вехи возникновения футбольного фанатизма и футбольного хулиганства в Англии.
Ниже приведены фрагменты из х/ф « Хулиганы зеленой улицы». 2005г.
2) История возникновения футбольного фанатизма в России.
Отправной точкой, с которой начиналось фанатское движение в СССР, служит середина 70-х гг. прошлого века. Точный год указать сложно, т.к. разные стороны (с одной стороны, хронографы спартаковского фан-движения, с другой, соответственно, армейского) утверждают разное. Но, тем не менее, основателями фанатского движения в СССР стали спартаковские болельщики. Начиная с середины 70-х годов, появилась их атрибутика, болельщики стали собираться вместе на определенном секторе, скандировать речевки и т.д. Тогда на это органы правопорядка смотрели косо, в газетах стали появляться обличительные статьи. В 1976 году к ним подтягиваются болельщики ЦСКА пока еще очень малочисленные. Уже в то время начинается противостояние между поклонниками этих двух команд, которое в наше время станет определяющим для российского фанатизма. Причины называются раньше. Самой реалистической кажется та, что врагами поклонники ЦСКА и "Спартака" стали из-за хоккея 1976-77 годов, когда эти команды сражались за золото. А, может, просто потребовалось наличие близкого врага для дальнейшего развития движения, по образу и подобию того, что в тот время происходило в Англии.
Бум на футбольный фанатизм произошел в 1977 году, когда "Спартак", вылетевший в 1-ю лигу, обрел огромное количество болельщиков. 1977-й год стал также годом основания первых фанатских бригад. В целом в конце 70-х годов наблюдался подъем в лагере спартаковских фанатов и очевидный кризис в стане болельщиков ЦСКА, которых ходило максимум несколько сотен за матч, и они часто были биты со стороны преобладающей спартаковской торсиды. К началу 80-х годов намечается и создание фанатских групп у других московских команд.
Новой вехой развития футбольного фанатизма в СССР стал 1981-й год. ЦСКА обрел былую популярность, что позволило расшириться фанатскому движению этого клуба, и как следствие, эффективно противостоять болельщикам "Спартака". На спартаковских фанатов, активно поддерживающих свою команду в других городах, стали обращать внимание не только сотрудники милиции, но и местные болельщики, прежде всего в Киеве - втором центре футбола СССР. А весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков "Спартака" под эгидой ЦК ВЛКСМ. Но он оказался кратковременным предприятием, действовал только несколько недель, в течение которых "Спартак" сыграл пять своих матчей. Однако вскоре последовали санкции, в прессе появились разгромные статьи, посвященные фанатизму, и хорошая идея была загублена. Второй Клуб болельщиков "Спартака" появился 12 декабря 1987 года. Это начинание было более продуманным, его члены занимались организацией выездов болельщиков, приобретением для них билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона. В это же время в "Спартаке" появился новый президент: ушел Шляпин, пришел Романцев, который, как известно, весьма критически относится к болельщикам. При нем прекратились встречи фанатов с футболистами и руководством. К тому же сама жизнь стала меняться, наступило время рыночных отношений, больно ударивших по финансовому положению клуба. Все это сказалось на том, что Клуб болельщиков просуществовал до 1990 года, и последним его мероприятием был выезд красно-белой "торсиды" в Неаполь.
В 1985-1986 годах в отношениях между фанатами ЦСКА и "Спартака" был практически заключен нейтралитет. Он был связан с тем, что один из авторитетных спартаковских фанатов по кличке Рифат предложил создать общий клуб болельщиков всех команд, причем подразумевалось, что в этот клуб смогут войти и представители других молодежных течений (металлисты, рокеры и т.д.). Клуб так и не возник, но на протяжении ряда лет, пока продолжался нейтралитет, за пределами стадионов не происходило массовых потасовок с участием поклонников ЦСКА, "Спартака" и "Динамо". Если мелкие драки и возникали, то только на трибунах, когда по ходу матча чисто футбольные страсти били через край. Этот нейтралитет пошел во вред спартаковским болельщикам. Они как-то успокоились, что дало возможность фанам ЦСКА встать на ноги и укрепить свои ряды. Сегодня молодое поколение спартаковских фанатов часто обвиняет "стариков" в том, что те ровным счетом ничего не предприняли для того, чтобы противостоять "воинам". Возможно, именно перемирие середины 80-х сказалось на этом. В 1986 году спартаковские фанаты, чтобы "держать себя в тонусе", начали конфликт с киевским фан-движением. Это особенно проявилось в 1986 году, во время матча полуфинала Кубка СССР "Спартак" - "Динамо" (Киев). По признанию лидеров спартаковского фан-движения, они первыми начали "войну" с болельщиками из столицы Украины. Команду Валерия Васильевича Лобановского в середине 80-х годов называли "машиной XXI века". Именно киевское "Динамо" было главным соперником "Спартака" во всех последних чемпионатах СССР, что, естественно, не могло нравиться радикалам. Были конфликты у спартаковских фанатов и с прибалтийскими болельщиками. Первый европейский выезд спартаковцы провели в 1988 году, когда 25 человек отправились в Бухарест на матч с местной "Стяуа".
Итак, футбольный фанатизм в советское время развивался отдельно от английского, который, в свою очередь, развивался очень бурно и послужил источником "идей" для фанатского движения почти во всех странах Европы
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.
Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.
Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.
И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы. В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов. Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: "Спартак", "ЦСКА", "Динамо". Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп.
Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или "дедовщины" собственных "соратников". У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп. Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы – они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными. Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия выездов – чем дальше, тем почетнее – кроме того, существуют еще всякие "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получили фанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и, вдобавок, умудрились попасть в сюжет НТВ. Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы, о которых речь пойдет позже. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: "Спартак" (Москва) – около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) – около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург) – 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) – 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) – 2-3 тысячи.
Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации - ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский "Локомотив" и санкт-петербургский "Зенит".
Московский "Локомотив" традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов. То же самое и с "Зенитом". В то время когда "Зенит" выступал в первой лиге численность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.
На рисунках изображены фанаты московского «Локомотива», «ЦСКА», «Спартака» и питерского «Зенита».
Глава II. Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов
1)Классификация футбольных фанатов
Футбольные хулиганы
Футбольные Хулиганы («хулы»,
«правые фанаты»). Самый яркий слой футбольной
субкультуры. Главные нарушители общественного
спокойствия, часто все свои действия
и поступки прикрывают футболом. Это движении
зародилось на родине футбола в Англии
в 50-х годах ХХ века. Уже тогда футбольные
фаны ввели «традицию» драк стенка на
стенку после матчей. Почти каждый второй
матч уже в 60-х годах заканчивался массовой
дракой, часто в таких драках принимало
участие от 400 до 7000 человек! Целые районы
после матчей были охвачены массовыми
драками и беспорядками. Полиция в 70-х
годах начало активную борьбу с этим проявлением
насилия, и почти на каждого такого «бойца»
было заведено особое дело, и был ужесточен
контроль над ними. И вот в 80-х годах эта
проблема пересекла границы Великобритании
и захлестнула Европу. Лидерами таких
потасовок были фаны «Ливерпуля», которые
на выездах проявляли не только жестокость,
но и заражали других фанатов своим стилем
поведения, пока после «Эйзельской трагедии»
«Ливерпуль» не отстранили на 5 лет, а все
остальные английские клубы на 3 года.
Сейчас Хулиганы больше увлечены драками,
чем футболом. Теперь они проводят поединки
в дали от стадионов, снимая драки на видео
и выкладывая их в интернет. Они уже не
одеваются в клубные цвета и стараются
не выделяться среди других болельщиков.
На просторах СССР первые ярые фанаты
появились у Московского «Спартака». А
уже в 1987 году состоялась самая массовая
драка в Союзе, она произошла в Киеве, тогда
около 500 болельщиков «Спартака» в Киеве
кинули вызов болельщикам местного «Динамо».
А впервые завить о себе в Европе нашим
фанам удалось в Праге в 1990 году, тогда
все те же болельщики «Спартака» устроив
побоище возле стадиона «Спарты». В Украине
самыми отпетыми «фирмами» («Фирма»- группировка
хулиганов) являются Днепропетровские,
Одесские и Киевские фаны. Часто «Хулы»
придерживаются «ультра- правых» политических
взглядов. Именно с появлением этих ребят
стадионы стали опасным местом для обычных
болельщиков.
Заповеди
Хулов 90-х гг, нач. XXI в.
1.Фанат-хулиган должен любить
свою футбольную команду.
2.Фанат-хулиган должен регулярно ходить
на матчи своей любимой команды.
3.Фанат-хулиган может наносить телесные
повреждения другому фанату-хулигану,
в случае ,если им не выполняются правила
1 и 2.
4.Фанат-хулиган должен регулярно участвовать
в стычках с другими фанатами-хулиганами
из других клубов…
5.Если фанат-хулиган не участвует в драках,
то он дезертир и с ним надо поступить
так , как если бы он не выполнял бы правила
1 и 2.
6.Фанат-хулиган должен люто ненавидеть
милицию, иметь хотя бы одну футболку с
надписью A. C. A. B. ,и при виде мента, кидатся
на него со словами: «Я валю!».
7.Если фанат-хулиган спокойно относится
к ментам, то остальные имеют право назвать
его предателем, стукачом, подкупной шавкой,
и искоренить его.
8.Каждый фанат-хулиган должен любить пиво,
или какой-то другой спиртной напиток.
9.Если фанат-хулиган трезвенник, то он
автоматически становится предателем
и его искореняют.
10.Фанат-хулиган должен знать биографию
каждого футболиста своей любимой команды.
Если он этого не знает, то его обучают
этому опытные фанаты-хулиганы.
11.Каждый фанат-хулиган должен за свою
жизнь разбить телефонную будку, избить
мента и отсидеть хотя -бы 15 суток в бутырке.
12.Каждый фанат-хулиган должен чтить эти
заповеди ,и тщательно их соблюдать.
Ультрас.
Организованное движение фанатов
для поддержки своих клубов. Эти ребята
больше нацелены на поддержку команды,
чем на драку после матча, хотя часто также
принимают участие в стычках. Чаще всего
они официально зарегистрированная структура,
которая занимается созданием фанатрибутики,
продажей билетов, информационным продвижением
команды, организацией выездов болельщиков
на гостевые матчи команды. Крупнейшие
группировки часто имеют контакт с руководством
клубов и участвуют в коммерческой деятельности
клуба.
7 основных правил
ультрас:
1) Не переставать петь, невзирая на ход
матча и на результат;
2) Не садиться во время матча;
3) Посещать все возможные матчи своего
клуба, несмотря на цены и расстояние;
4) Верность заряжающему (человеку, стоящему
там, где находится группа);
5) «Отстаивать клубные цвета»;
6) Помогать развитию ультра-культуры популяризацией
движения.
7) Быть преданным клубу
Атрибутика
Ультрас
1) Шарфы (на сленге «розы»);
2) Флаги;
3) Растяжки (транспаранты, не путать с
баннерами);
4) Баннеры;
5) «Креативные мысли»;
6) Татуировки.
Карлики (злобные лампочки, тюбики).
Юные хулиганы, которые во всем пытаются подражать старшим «коллегам». Самые, наверно, ужасные из всех фанатиков. Всегда идут на «акции» со старшими товарищами, но в драках не принимают участия, а ждут момента, чтобы добивать лежащего врага. В На выезды не ездят, так как их не отпускают родители.
Кузьмичи.
Футбольный болельщик приходящий на стадион исключительно ради игры. К дракам не имеет никакого отношения, из за своей миролюбивости. Часто это болельщики со стажем в возрасте. Любят распивать спиртное на стадионах. Не принимают особого участия в поддержке команд. Кричат только во время ярких моментов игры.
Глоры
Чаще всего юные болельщики, поддерживающие команды победителей. Отрекаются от команды после первой же неудачи. Либо подбирают команды по «звездности» составов. Их не уважают все слои фанатов и болельщиков
2) Символика и
атрибутика фан-движения.
Еще некоторое время назад фирменная клубная
атрибутика была достаточно дефицитной
вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство
символики и атрибутики, используемой
фанатами, была самодельной. В настоящее
время в России производство футбольной
атрибутики поставлено "на поток",
поэтому можно встретить самую разнообразную
символику и атрибутику. Поэтому имеет
смысл выстроить некоторые типизации
этой разнообразной атрибутики.
В основании первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае с точки зрения конкретного фаната символика и атрибутика разделится на четыре большие группы: 1) символика собственной команды, 2) символика дружественных фан-движений, 3) символика враждебных фан-движений, 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями: от дружеской до враждебной. Поэтому с этой типизацией связан ряд правил, определяющий поведение фаната, например, его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд.
Информация о работе Особенности поведения футбольных фанатов