Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа
Многие называют ее одной из главных общественных проблем, рождающих радикальные противоречия и антитолерантные лозунги, пропагандирующих расизм и методы агрессивного насилия. Но я не могу согласиться с данной точкой зрения, поскольку невозможно рассматривать фанатскую субкультуру только с негативной стороны, преувеличенной ее противниками. Цель нашего исследования заключается в исследовании фанатского движения – как субкультуры.
Введение
Глава I. История фанатского движения
1) Зарождение фан-движений в Англии
2) История возникновения футбольного фанатизма в России
Глава II. Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов
1)Классификация футбольных фанатов
2) Символика и атрибутика фан-движения
3 ) Сленг
4) Коллективные практики
5) Выезды
6) Фанатские войны
Глава III. Перспективы развития футбольного хулиганства в России и пути с ним борьбы
Заключение
Список литературы и интерент-ресурсов
Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Скажем, если в Петербурге появляется человек с атрибутикой дружественных фан-движений, например фанат "ЦСКА" (на момент написания статьи отношения этих фан-групп дружественные), то у него не будет никаких проблем, а питерские фанаты отнесутся к нему вполне дружелюбно. В то же время ношение спартаковской символики повлечет негативные последствия, как минимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.
Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный момент отношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды. Например, фанаты "Зенита" сначала дружили с фанатами московского "Спартака", а напряженные отношения у них были с фанатами "ЦСКА" (фанаты "ЦСКА" и "Спартака" - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты "воюют" c фанатами "Спартака" и дружат с фанатами "ЦСКА".
Также разный "вес" имеет
разная атрибутика одной и той же команды.
Здесь можно выделить три основные группы:
1) атрибутика "боевых организаций"
– hooligan's, 2) атрибутика фан-групп, 3) общефанатская
атрибутика. Первые две категории отличает
то, что их нет в открытой продаже, и вся
атрибутика изготавливается на заказ.
В развитом фан-движении атрибутика достаточно
разнообразна и придумать что-то новое
очень сложно. Фигурируют клубные шарфы,
футболки, кепки, шапки, десятки значков,
флаги, колпаки немыслимых размеров и
т.д. Однако, новые нестандартные ходы
все же возможны. Кстати, именно благодаря
появлению новой символики зенитовские
фанаты получили обобщающую сленговую
кличку. Зенитовский клуб первым в России
начал выпускать полиэтиленовые пакеты
с изображением коллективной фотографии
игроков "Зенита", а зенитовские фанаты
получили обобщающее прозвище "мешки".
Если же говорить о символике и символах,
то это, прежде всего, определенный набор
и последовательностью цветов. И те клубы,
у которых существуют серьезные традиции,
стараются постоянно воспроизводить именно
устоявшуюся клубную символику. Так,
например, клубная форма и вся фанатская
атрибутика московского "Торпедо"
выдерживается в черно-бело-зеленых тонах,
петербургского "Зенита" в сине-бело-голубых
и т.д.
Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики клуба вынуждает фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко и может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того стабильность клубных цветов – это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, так как клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре.
Молодые провинциальные клубы
обычно не имеют сложившихся клубных традиций,
и поэтому они иногда позволяют себе радикально
менять клубные цвета. Это, разумеется,
создает дополнительные сложности фанатам
этих команд. Кроме того, символами клуба
могут стать имена знаменитых игроков
и тренеров, защищавших цвета команды,
особые места, неразрывно связанные с
историей клуба (как правило, стадион)
и т.д.
Кстати, любопытный пример на тему, что
такое клубные традиции и к чему могут
привести попытки их нарушить, продемонстрировало
московское "Торпедо". После того
как значительную часть акций этого старинного
московского клуба с богатейшими традициями
купило АО "Лужники", оно стало проводить
домашние матчи на стадионе "Лужники",
а не на старом торпедовском стадионе
и изменило название клуба с "Торпедо"
на "Торпедо-Лужники". Кроме того
в клуб пришел тренер из "ЦСКА" и привел
с собой целую группу игроков из этого
клуба, отказавшись от услуг "коренных"
торпедовцев.
Это решение спровоцировало сложные конфликты
в самой команде и раскол в среде фанатов.
Большая часть фанатов решило, что старый
стадион подчеркивал то, что "Торпедо",
это команда неразрывно связаная с "ЗИЛом",
а все изменения - это попытка разорвать
эти традиции. В результате произошел
раскол фанатского движения и большая
часть фанатов стала поддерживать недавно
созданную команду "Торпедо-ЗИЛ",
даже несмотря на то, что эта команда первое
время выступала во втором дивизионе.
Они решили, что именно эта команда является
правопреемником знаменитой команды Стрельцова
и других великих торпедовских игроков.А
кризис в "Торпедо" не разрешен до
сих пор. Руководители двух клубов никак
не могут договориться и в Москве существуют
2 команды претендующие на то, чтобы называться
правопреемниками легендарного клуба.
Разумеется, это создает дополнительные
сложности для развития данного фан-движения.
3) Сленг
Сленг футбольных фанатов, с
одной стороны, до сих пор окончательно
не сформировался и находится в процессе
создания. С другой стороны, он уже сформирован
настолько, что непосвященный человек
не сможет адекватно участвовать
в разговоре двух фанатов, потому что,
во-первых, словарный запас достаточно
велик, во-вторых, многие слова и словосочетания
несут дополнительную смысловую нагрузку,
а в-третьих, необходимо знать не только
сленг, но и быть в курсе происходящих
в фан-движении событий.
Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в России оказал английский язык, начиная с hooligan's и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако, все слова, обозначающие коллективные практики и все, связанное с ними, - русские. Основная цель появления фанатского сленга с одной стороны очевидна – выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". С другой стороны появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, так как это затруднит мобилизацию новых членов.
Едва ли кто-то всерьез планирует стратегию развития движения (тем более, что почти во всех фан-движениях процессы протекают примерно одинаково), скорее это происходит интуитивно. Подавляющее большинство фанатов – молодые, те, кто "фанатеют" 1-2 года и не могут похвастаться обилием "выездов". Поэтому они, конечно, хотят иметь определенное превосходство над совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, пользуясь сленгом. В тоже время они не могут реально развивать сленг дальше, так как не обладают достаточным авторитетом. У тех же, кто должным авторитетом обладает, да у всего движения есть более актуальные проблемы, чем развитие сленга.Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать "язык улиц". Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.
4) Коллективные
практики
Коллективные практики футбольных фанатов настолько разнообразны, что описать их все достаточно затруднительно. Вполне уверенно можно говорить о том, что это ключевой компонент всей фанатской субкультуры. Сленг и атрибутика служат лишь вспомогательным средством для осуществления практик.
Выполнение определенного набора практик – главное и необходимое условие для того, чтобы человек мог считать себя принадлежащим к фан-движению. Прежде всего, это "выезды". Если фанат перестает ездить вместе в командой в другие города, он перестает быть фанатом и каким бы интенсивным не было бы его посещение домашних матчей – это не оправдание.
Также фанат должен уметь совершать коллективные практики, популярные в фан-движении. Разумеется, не существует какой-либо "школы", тренеровок и чего-либо подобного, где фанаты тренеруют выполнение коллективных практик. И когда наши "профессионалы"-комментаторы заявляют, что фанаты собрались на стадионе за 2 часа до начала матча на стадионе, чтобы "распеться" или потренировать свое взаимодействие, то это не соответствует действительности. То, что фанаты за час до начала матча начинают осуществлять какие-то практики, связано или с тем, что они поддерживают свою команду, которая вышла на разминку, или им просто стало скучно.
Вообще же, смысл приходить на стадион за час или два до начала матча, во-первых, в том, чтобы иметь возможность встретить команду, приезжающую на стадион. Во-вторых, чтобы в очередной раз продемонстрировать свое отличите от остальных болельщиков. А, в-третьих, в том, что если прийти на ажиотажный матч, например, "Зенит" - "Спартак" на фан-сектор стадиона даже за час, можно просто не попасть на стадион. Фанаты – мастера проходить на стадионы "на халяву", а вместимость фан-секторов стадиона значительно меньше числа желающих на нем побывать.
Коллективные практики отрабатываются
непосредственно во время матчей. Обычно
репертуар практик ограничен, поэтому
фанаты, постоянно приходящие на стадион,
его быстро разучивают. В то же время когда
появляется какая-то новая практика, то
это легко заметить, потому что первое
время ее выполнение получается не слишком
удачно.
Практики обычно состоят из определенного
набора движений, осуществляемого под
ритм, который задается фанатскими песнями
или так называемыми "кричалками".
Их главное отличие друг от друга - длительность.
Песня состоит из нескольких куплетов,
положенных на мотив какой-нибудь известной
песни. В репертуаре фан-групп, как правило,
всего 1-2 настоящие песни. А "кричалка"
– это просто один (реже 2-3) куплета, рифмованных
ритмом или словами. Их можно разделить
на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо
ее игроку в отдельности или тренеру) и
ругательные (в адрес судьи, команды-противника
и т.д.).
Вообще, с футбольным фанатизмом связан определенный стиль жизни, привлекательность которого оказывается для многих одним из главных стимулов к вступлению в фан-движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города.
5) Выезды
Выезд в России и выезд на Западе
– это, как говорят в Одессе, "две большие
разницы". Для европейских фанатов выезд
– это цивильная поездка на собственном
автомобиле или в комфортабельном поезде,
которая занимает несколько часов и не
доставляет особых хлопот. Выезд в России,
особенно дальний – это самая настоящая
авантюра. Поездка из Петербурга, скажем,
в Сочи без денег на билеты длится несколько
дней, а это еще не самый дальний маршрут.
Существуют рассказы-легенды о том, как
кто-то 2 недели добирался до Тюмени на
пригородных электричках и т.п. Выезд –
это определенный стиль жизни, и для многих
это самое интересное, что есть в жизни
фаната.
Человек не может считаться фанатом, если
он не совершает определенное количество
выездов, то есть поездок вместе с командой
в другие города. Существует определенная
иерархия выездов. На рейтинг выезда влияет,
прежде всего, его географическая удаленность,
а, кроме того, то, враждебны ли фанаты
этого города по отношения к данному фан-движению.
Если фанаты этих городов находятся в
состоянии войны, то рейтинг выезда возрастает.
В принципе не существует каких-то
ограничений на виды транспорта, который
используется, чтобы добраться до нужного
города. Добирайся хоть самолетом, если
это тебе по карману. Но большинство фанатов
добираются "на собаках", автостопом
или на специально арендованных автобусах.
Подавляющее большинство фанатов добираются
до места назначения "на собаках",
то есть на пригородных электричках или
поездах. Чтобы совершить даже самый близкий
выезд – в Москву – таким способом необходимо
затратить около суток. Чтобы добраться
из Петербурга в Москву на пригородных
электричках нужно совершить минимум
5 пересадок. Как правило, фанаты выезжают
утром одного дня, а в Москву приезжают
утром следующего дня. Поездка в Москву
стала настолько обычным делом, что к ней
уже все привыкли и не только фанаты. Контролеры
уже не удивляются, когда в электричке
едет несколько сотен безбилетников, местная
милиция заранее готовится и пытается
локализовать фанатов, мешая им разбредаться
по населенным пунктам в местах пересадок.
Станции пересадок расписаны и питерскими,
и московскими фанатами, так что не возникает
сомнений, что именно здесь пролегает
фанатская дорога из Санкт-Петербурга
в Москву. Старые фанаты обычно ездят на
поездах, но несколько старых фанатов
едут и на электричках, чтобы организовать
и осуществлять руководство выездом. Периодически
фанаты организуют в вагонах какую-нибудь
коллективную акцию, чтобы оставить о
себе память. Что интересно, далеко не
все пассажиры относятся к фанатам отрицательно,
многие выказывают живейшую заинтересованность,
задают разные вопросы, могут попытаться
прогнозировать о будущем матче. Если
фанаты двух городов (имеются в виду только
фанаты, принадлежащие к фан-группировкам)
находятся в хороших отношениях, то принимающая
сторона встречает и провожает приехавших
фанатов. Они вместе "тусуются", причем
"хозяева" должны организовать все
на подобающем уровне и нести основные
расходы.
Если же фанаты находятся в напряженных
отношениях или имеет место конфликт,
то приехавшие фанаты держатся вместе,
чтобы не быть в одиночестве в возможных
драках. Наиболее агрессивные договариваются
о месте и времени возможных драк - "забивают
стрелки". Поэтому милиция, зная это
и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений
между фанатами, часто пытается локализовать
фанатов в каком-то определенном месте.
Например, в 1998 году во время выезда в Ярославль
питерские фанаты были встречены милицией
на вокзале, согнаны на берег местной речки,
где их в оцеплении и продержали до начала
матча. После матча фанаты также были оцеплены,
доставлены на вокзал, посажены в специально
прицепленный вагон поезда и отправлены
из города. По приезде в город большинство
фанатов разбредаются по его улицам, либо
обозревая его достопримечательности,
либо пытаясь запастись горячительными
напитками. Город по мере возможности
разрисовывается и расписывается фанатами.
Практика поведения на матче не претерпевает
каких-либо серьезных изменений, разве
что приезжим фанатам отводится специальный
сектор, куда их пускают, как правило, бесплатно,
а по окончании матча держат на этом секторе
до тех пор пока не разойдутся остальные
болельщики.
6) Фанатские войны.
Если обратиться к опыту зарубежного футбольного фанатизма, то для европейских обществ это одна из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми. Российский фанатизм пока обходился без человеческих жертв, но, учитывая масштабы и ожесточенность фанатских драк последних лет, трагический счет может быть открыт очень скоро.
Интересно, что обычно фанатские
войны возникают в трех видах случаев.
Во-первых, между фанатами команд, расположенных
в одном городе. Например, известны напряженные
отношения между фанатами миланских "Интера"
и "Милана", римских "Ромы" и
"Лацио", мадридских "Реала"
и "Атлетико", московских "Спартака"
и "ЦСКА" и т.д. Этот факт довольно
легко объяснить, во-первых, борьбой за
различные ресурсы, а во-вторых, тем, что
фанаты этих команд слишком часто сталкиваются
между собой. Когда команды базируются
в разных городах, их фанаты сталкиваются
всего 2-3 раза в год, а если в одном – то
каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно
перерастают в стойкую взаимную неприязнь.
Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны, или Мадрида и Бильбао (неофициальная столица басков). В России это, разумеется, Москва и Петербург. Сложные отношения такого рода вольно или невольно проэцируются на отношения футбольных команд и их фанатов, превращая команды в принципиальных соперников, а фанатов – во врагов.
В-третьих, когда отношения
футбольных команд принимают принципиальный
характер. Часто случается, например, что
одни и те же команды часто встречаются
между собой в различных турнирах и если
их встречи проходят в напряженной борьбе,
то это может способствовать ухудшению
отношений между фанатами. Бывают случаи,
когда игрок одной из команд позволяет
себе неприличный жест в адрес другой
команды или ее болельщиков. Такие причины
редко становятся поводом для серьезной
войны, но могут привести к временному
ухудшению отношений между фанатами.
Фанатские войны также оказывают определенное
влияние на лидерство в фан-движении. Если
кому-либо удается добыть в честных драках
"вражескую" атрибутику, особенно
атрибутику hooligan's, это заметно повышает
его авторитет. Положительно на авторитете
фаната могут сказаться даже травмы, полученные
в ходе драки с фанатами-врагами.
В России наиболее жестокая война развернулась
между московскими фан-движениями "ЦСКА"
и "Спартака". Именно эти группировки
были в начале 90-х самыми многочисленными
в России, остальные в тот период времени
только развивались.
Война стала настолько крупной и принципиальной,
что по мере становления фан-группировок
других команд, они просто втягивались
в эту войну в качестве союзников той или
иной стороны. Так в последней массовой
драке этих фанатов участвовало от 700 до
1000 человек, а в результате более десятка
человек попало в больницу с травмами,
а двое были в тяжелом состоянии.
Информация о работе Особенности поведения футбольных фанатов