Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических проблем целесообразного использования свободного времени между различными социальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить понятие и структуру свободного времени;
2) проанализировать факторы, влияющие на свободное время;
3) выявить наиболее важные проблемы свободного времени
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «свободное время»...…………………………………..6
1.2 . «Свободное время»: анализ основных концепций………………………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..15
2.1 Проведение свободного времени жителей городов………………………15
2.2. Проведение свободного времени сельских жителей…………………………………..……………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА……………………………………………………………
1.1 Сущность понятия «свободное время»...…………………………………..6
1.2 . «Свободное время»: анализ основных концепций………………………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО
ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………
2.1 Проведение свободного времени жителей городов………………………15
2.2. Проведение свободного времени сельских
жителей…………………………………..……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28
ВВЕДЕНИЕ
Люди по-разному воспринимают и классифицируют ценности. Это зависит от жизненного опыта, воспитания, мировоззрения. Но все, что имеет для человека статус ценности, независимо от драгоценности вещи или моральности, оказывает огромное влияние на образ жизни. Отношение к времени как ценности появляется не сразу. Впервые время как общественная ценность фиксируется в экономических теориях XIX века, где рассматривается неотъемлемой характеристикой общества. Давид Рикардо писал, что подлинное богатство нации: в возможно меньшее рабочее время создать возможно большее изобилие материального богатства, то есть подлинное богатство общества—время, высвобожденное из процесса материального производства, время, которым человек может свободно располагать: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности и развития способностей. Свободное время — досуг, имеющий безусловную ценность. Бесспорно, сфера потребления, соотносимая со свободным временем, не может быть изъята из культурного аспекта жизни человека. Культура досуга определяется не только идеологическими пожеланиями, но и уровнем материального благосостояния общества. Социология оперирует такими показателями уровня досуга: количеством прочитанной художественной и специальной литературы, посещений кинотеатров, театров, музеев, художественных выставок и т.п. за год, месяц и т. д.; частота просмотра телепередач и видеофильмов, прослушивания радиопередач и музыкальных записей (опять-таки за определенный период времени); количеством времени, посвященного занятиям хобби, прогулкам в парке, спорту, бытовым проблемам, семье, друзьям, времени, проводимого в кафе, барах, на дискотеках; ежемесячные, ежегодные капиталовложения отдельного человека, семьи в такие мероприятия, включая количество отпускных дней и связанные с ними материальные затраты.
Соотношение разнообразия использования свободного времени с социальной, демографической, профессиональной структурой общества, а также региональными особенностями, позволяет создать систему предметно-вещественного количественного использования свободного времени различными социальными общностями. Определить ориентации, приоритетные сферы культурного спроса, финансовые затраты на культурно-досуговые услуги, то есть выработать систему измерений, позволяющих превратить сферу свободного времени в особую индустрию потребления.
Целью работы является исследование теоретических и практических проблем целесообразного использования свободного времени между различными социальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить понятие
и структуру свободного
2) проанализировать факторы, влияющие на свободное время;
3) выявить наиболее
важные проблемы свободного
4) исследовать проведение свободного времени городских с сельских жителей.
При этом объектом исследования является свободное время, а предметом исследования- особенности структуры свободного времени как специфической сферы жизнедеятельности различных социальных групп.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы. Глава первая состоит из двух параграфов. В ней раскрывается понятие свободного времени, даётся характеристика формам досуга, различие между необходимым и свободным временем. Глава вторая состоит из двух параграфов, в которых анализируется проведение свободного времени между различными социальными группами, а также рассмотрены проблемы рационального использования свободного времени отдельной личности, семьи и общества в целом.
ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Сущность понятия «свободное время»
Свободное время - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).
Если в рабочее и необходимое внерабочее время поведение человека предопределено гражданскими, профессиональными и иными обязанностями и непреложными физиологическими, санитарно-гигиеническими, бытовыми, материальными потребностями, то в свободное время оно определяется уровнем духовных и физических потребностей, чувством общественного долга, умением рационально организовать свой досуг.
Элементы структуры свободного времени:
- учеба и повышение квалификации, включая самообразование (для работающих);
- воспитание детей;
- досуг
Иногда ставят знак равенства
между понятиями свободное
Досуг (в социологии) - система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Анализ совокупного опыта культурно-досуговой деятельности позволил выявить рекреативную и развивающую функцию досуга, а в рамках последней – подфункции:
- вовлечения индивида
в процесс непрерывного
- включения людей в
различные формы любительского
творчества (художественного,
- обеспечения личностно значимого неформального общения;
- компенсаторную подфункцию
(самореализацию творческих
Исследователи выделяют около пятисот форм досуга, которые включают следующие виды деятельности:
- активную рекреацию (
- товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т.д., другие формы коллективного времяпрепровождения; социальная активность и социальное творчество;
- индивидуальное потребление
- потребление духовных
- любительское художественное
и техническое творчество (пение,
музицирование, художественная
Можно спорить о точности данной классификации, но она дает в целом полную картину досуговой деятельности.
В рамках социологических, социально-психологических
и индивидуально-
- активные и пассивные формы проведения досуга:
активные (деятельностные): творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения;
пассивные: посещение различных культурных мероприятий и потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.);
- организованные и
- индвидуальные, индивидуально-
- ситуативные и стабильные;
- репродуктивного, поисково-
репродуктивный: досуг строится на известных образцах,
поисково-творческий: личность вносит в досуг элементы индивидуализации формы и содержания,
творческо-созидательный: разностороннее раскрытие индивидуальности личности;
- социально одобряемые и
1.2 . Особенности понятия свободного времени.
Свободное временя и культурный досуг — важное направление исследований условий жизни общества. В сфере свободного времени происходит не только восстановление способности индивида к производительному труду, но и развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание подрастающего поколения, его социализация, осуществляется ряд других социально важных функций.1
В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.
Свободное время — это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.
Классификация академика Струмилина.
В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным. Выберем из его классификации бюджета времени показатели только свободного времени:
• физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
• культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
• культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;
• прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;
• бездеятельный отдых и прочее.
Все затраты времени — необходимого и свободного — для общества и для личности очень важны. Но затраты свободного времени имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.
По данным С. Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое время составляло у мужчин 85,3%, у женщин — 92,4%. Соответственно свободное время у мужчин занимало 14,7% и у женщин — 7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин составляло 82,2%, а у женщин — 90,4%, а свободное время — 16,8% и 9,6% соответственно. К середине 80-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло эколо 20%, у женщин — около 15%. Если же расчеты производились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свободного времени были более значимыми.
Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени для повышения образования, культурного Уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.
Следует оговориться, что методика расчета фондов необходимого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.
Важно отметить, что в исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический.
Социологический подход к изучению:
Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов. Их мы и попытаемся обрисовать.
Информация о работе Особенности проведения свободного времени в российском обществе