Особенности проведения свободного времени в российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем целесообразного использования свободного времени между различными социальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить понятие и структуру свободного времени;
2) проанализировать факторы, влияющие на свободное время;
3) выявить наиболее важные проблемы свободного времени

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «свободное время»...…………………………………..6
1.2 . «Свободное время»: анализ основных концепций………………………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..15
2.1 Проведение свободного времени жителей городов………………………15
2.2. Проведение свободного времени сельских жителей…………………………………..……………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по социологии.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, свободное время  должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое  условие расширенного духовного воспроизводства личности.2

Социологический подход включает четыре основных направления изучения феномена свободного времени.

1.  Рассмотрение комплекса материальных  и организационных условий увеличения массы свободного времени.

2.   Исследование   объективных   факторов   его   реализации (наличие  театров,  клубов,  библиотек,  спортплощадок и т.д.). Здесь главное — исследование содержания работы институтов управления свободным временем.

3.  Изучение субъективных  факторов использования свободного   времени   (интересы,   желания,   стремления,   ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления — в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свободное время.

4.  Разработка плановых  и прогностических моделей бюджетов свободного времени различных социально-демографических  групп   в  разных  социально-территориальных  общностях (предприятии, поселении, в частности, городе или селе, области, регионе, стране в целом) для целей социального планирования и прогнозирования.

Представляется, что регулирование  свободного времени наиболее целесообразно  в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне, как  региона, так и отдельных предприятий. В связи с этим можно отметить, что величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной организации предприятия, поселка, города и т.д.

Всестороннее развитие личности требует не дифференцированного, а интегрированного учета воздействия указанных условий. Поэтому речь следует вести о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом показателе. В нем в известной мере сконцентрированы две глобальные проблемы. Это, с одной стороны, человек и эффективность производства, а с другой — человек и его духовное совершенство. Успешное решение этих двух проблем реально возможно лишь через преломление во времени, точнее — через совершенствование личности за счет разнообразных видов деятельности в свободное время.

Свободное время состоит  из двух частей. Одна часть — это  время, расходуемое на необходимую  общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).

Социологи, осмысливая"проблемы рационального использования свободного времени, взаимосвязи личного и общественного, ввели термин культура свободного времени и тем самым весьма точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени — понятие далеко не однозначное. Оно определяется во многом материально-технической базой культуры.

Отличительная черта города и городского образа жизни — достаточное число  разнообразных социальных институтов образования и культуры. Каждый город - это определенный тип «культурной среды», где в окружении материальных, вещественных предметов, являющихся достижением определенного Уровня культуры предшествовавших поколений, живет и развивается человек. Кроме того, это социальные институты различных уровней организации. Важное значение для характеристики культуры городов имеет социальный состав населения, так как он предопределяет степень образования, круг интересов и систему ценностных ориентации в данной области. Неравномерность культурного развития трудящихся, проживающих в различных населенных пунктах, связана не только с наличием культурных учреждений, но и со степенью развития духовных потребностей самого человека. Важны не только доступность ценностей культуры, но и потребность в их освоении.

Общественно -  организованное и  индивидуально-организованное свободное время.

 В сфере свободного времени, как и в сфере  необходимого, существует деление на общественно-организованное     и     индивидуально-организованное. Такое  разделение  бюджета времени нужно для того, чтобы найти пути, средства, способы защиты наиболее обездоленных групп населения, улучшения их материального благосостояния и роста культурного уровня с целью решения проблем строительства социальной инфраструктуры. Важно также знать, с кем проводит время человек: один, с членами семьи, в компании, в большом коллективе. Это позволит изучить ценностные ориентации человека, его установки, поможет сформировать рациональные подходы организации свободного времени, активного отдыха и времяпрепровождения.

Здесь   мы   касаемся   сложнейшей   проблемы   определения  критерия рациональности в организации свободного времени. Критерием рациональности видов деятельности и затрат внерабочего времени социологи считают степень их соответствия всестороннему и гармоническому развитию личности,  В макроструктуре внерабочего времени наиболее рационально свободное время, которое идет на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей. Наименее рациональны затраты внерабочего времени, связанные с поездками,  работой в домашнем и подсобном хозяйстве.  Затраты времени на домашний труд и труд в подсобном хозяйстве, на передвижение к месту работы и обратно малоэффективны с общественной точки зрения. В 1996 г. они составляли в среднем   25—30%   недельного   фонда  внерабочего   времени,   а  в 1999 г. - до 35%.

Все процессы труда, быта, отдыха населения совершаются в конкретных условиях, определенных рамках материальной структуры — природных, искусственно созданных (городов, сел, деревень, хуторов). На них влияет пространственная организация (схема расселения, размещения отдельных элементов застройки — магазинов, культурных, спортивных учреждений и т.д.). Каждый процесс жизнедеятельности, как правило, со стоит из отдельных операций, которые совершаются в различных помещениях. Поэтому расположение зданий, планировка отдельного помещения, комплекса сооружений, их величина, форма и т.д. могут экономить время человека или, наоборот, способствовать его нерациональному расходованию.

 Большинство социологов рассматривают  использование свободного времени  в двух аспектах; как физическую деятельность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как активная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотрения. Как оценить чтение газеты, журнала, книги, просмотр остросюжетного фильма по телевидению? Духовно — это активная форма восприятия, физически — пассивная. И наоборот, занятия спортом — активная физическая деятельность и пассивная духовная. К активному свободному времени чаще относят виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному — потребительское.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

2.1 Проведение свободного времени жителей городов

 

По расчетам 2011г. в суточном фонде времени россиянина доля рабочего времени, связанного с непосредственным трудовым процессом, составляет в среднем более 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических потребностей осталась приблизительно такой же — 42,1%; доля времени, затрачиваемая на различные домашние дела, превысила 12%; доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного уровня, уменьшилась до 8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего суточного фонда времени. Кроме того, произошли резкие перемены в качестве использования досуга.

Структура свободного времени среднестатистического  россиянина за последние годы продолжает ухудшаться, так как все большее число трудоспособного населения включается в поиски заработка. Особенно сильно подтолкнул жителей средних и малых городов к активному поиску дополнительных средств к существованию августовский кризис 1998 г. К сожалению, данные официальной статистики и самооценки респондентов своих расходов значительно расходятся. Например, в 2010 г. в Петербурге статистически рассчитанный прожиточный минимум составлял около 450 тыс. руб. Сами же петербуржцы оценили прожиточный минимум в 538 тыс. руб.

Кризис 2008 г. особенно ударил по самым бедным: нетрудоспособным, инвалидам, больным и т.д. Если им позволяет физическое состояние, то они свое «свободное время» занимают поиском элементарного пропитания: попрошайничеством, сбором пустых бутылок, поиском на помойках остатков пищи и мало-мальски сносной одежды. Более сильные «новые бедные» щдут вторую или третью работу, не надеясь на социальную помощь, социальную поддержку и социальную защиту. Это прежде всего семьи работников бюджетных сфер, отраслей народного хозяйства, имеющих двух или более детей, представители ряда других профессий, не имеющих возможности обеспечить семьи необходимыми жизненными средствами за счет традиционной для них деятельности, а также семьи, оказавшиеся на краю финансовой пропасти из-за систематической задержки в оплате труда. В основном это люди работающие, старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование.  По данным социологов, из общего числа семей с тремя и более детьми 70% являются бедными, а с четырьмя и более — свыше 90%.  По данным различных научных центров, оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Доля заработной платы в структуре денежных доходов россиян составляет около 40%, что значительно меньше, чем в развитых странах, где она составляет около 60%. А в структуре расходов на питание  в суммарном доходе  бедных семей составляет 72— 13 %.

Проблема бедности, во многом определяющая структуру рабочего и свободного времени, возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства:

 •   пропорций деятельности (соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);

•   пропорций   состояния   (дифференциация   населения   по уровню  обеспеченности  материальными,  духовными  и  социальными благами, соотношение между элементами)

благосостояния и фазами его воспроизводства);

•   пропорций отношений (человек — общество — природа,

человек — социальная группа — класс — общество). В  их основе лежит ключевая пропорция  между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.

Необходимо отметить еще один важный феномен бедности: ее связь с социальными формами  отчуждения человека от человека, от предпосылок  и результатов труда, с существенным ограничением потребления материальных и духовных благ. Человеку, отработавшему в двух-трех местах, или от восхода и до захода солнца — на дачном участке, на ферме — подчас становится не мил даже белый свет, собственные родные и близкие — жена, дети, а не только политическая борьба, партии, их союзы, партийные уставы и программы, цели и задачи, митинги и демонстрации и т.п.

Мы вкратце говорили о значительном ухудшении качества свободного времени, качества времяпровождения. Есть необходимость особо отметить тревожную тенденцию — рост потребления алкоголя, наркотиков. По данным академика Ф.Г. Углова, потребление алкоголя в России за минувшие 13 лет возросло более чем в два раза: с 8 л спирта до 17—18 л в год на одного человека. Почти 30% детей, подростков, юношей знакомы или регулярно потребляют наркотики или заменяющие их вещества. Кроме того, нищета, алкоголизация населения и др. порождают жестокость, порой совершенно немотивированную. Идет криминализация российской семьи. Россия по уровню жизни в 1998 г. сравнялась с Анголой и Коста-Рикой, занимающим 73—74-е место в мире.

Фонд и структуру внерабочего и свободного времени обусловливают общие (неспецифические) и специфические факторы.

К общим относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Например, относительно высокий процент молодых специалистов и малосемейных граждан населения Севера повышают фонд свободного времени, а более высокий уровень доходов населения увеличивает свободное время и долю его затрат на культурный досуг и развлечения. Безусловно, для реализации данной тенденции необходима соответствующая материальная база.3

Другая группа факторов — специфические — в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам прежде всего относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Например, имеются свои, особые закономерности расселения в местах освоения районов Тюмени, Якутии, Красноярского края и Магаданской области, а также в Таджикистане, Узбекистане, на Северном Кавказе и т.д. И когда на Север приезжает человек из южных мест, у него неизбежно меняется подход к использованию свободного времени, на его психическое состояние оказывает большое влияние годовой ход времени, климат, особенности ритма жизни, однообразие внешних впечатлений, отсутствие привычных условий для учебы, самообразования, отдыха, развлечений. Минимум внешних впечатлений, долгое пребывание в кругу одних и тех же людей (часто по два-три года и более) нередко вызывают апатию, сужают круг социальных интересов, нарушают межличностные контакты и в конечном итоге приводят к снижению трудовой, социальной активности.

Информация о работе Особенности проведения свободного времени в российском обществе