Особенности речевого поведения мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:36, практическая работа

Описание работы

Цель данного проекта выявить особенности гендерного поведения мужчин и женщин и доказать различия речевого поведения.
Объект: мужчины и женщины в возрасте от 18 до 60 лет.
Предмет исследования: разговорная речь.

Содержание работы

1.Введение.
2. Потребность в общении.
3.О чем говорят мужчины и женщины женщина.
3.1. Особенности женской речи.
3.2.Особенности мужской речи.
4.Невербальные сигналы.
5. Заключение.
6.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

проект мой.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования “Гродненский Государственный  Университет имени Янки Купалы».

 

Особенности речевого поведения мужчин и женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса Базина В.В.

Проверила Кавинкина И. Н.

 

                                   Содержание

1.Введение.

2. Потребность в общении.

3.О чем говорят мужчины и женщины женщина.

3.1. Особенности женской речи.

3.2.Особенности  мужской речи.

4.Невербальные  сигналы.

5. Заключение.

6.Список использованной литературы. 

Введение.

Мужчина и женщина - эти два существа отличаются друг от друга кардинально. И речь здесь  идет не только о визуальных физических или психологических различиях. Мы разговариваем на разных языках в буквальном смысле. Учеными доказано, что словарный запас женщин в  несколько раз больше чем у  мужчин, при этом используют женщины  его практически на подсознательном  уровне.  
Гендерные вопросы и соотношения гендера и языка привлекают большое внимание и вызывают значительный интерес во всем мире. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные "последствия", является одной из важных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни влияет на нее. Гендерно обусловленные модели поведения и отношения задаются не природой, а "конструируются" обществом и культурными традициями.

Изменение основ общественной жизни, в которой все более  возрастает роль женщины, меняя традиционный национальный менталитет, обуславливает  бурное развитие гендерных исследований. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации и  фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение  личности, в том числе и речевое.

Значение терминов «пол»  и «гендер» принципиально важно  для современных гендерных исследований как в лингвистике, так и в  других науках.

Пол- это совокупность морфологических, анатомических и физиологических  особенностей людей, на основе которых все люди определяются как мужчина и женщина.

Гендер- Это мысленный  конструкт, определяюий социально- культурные функции пола и позволяюий отличить их от биологических. Так же под гендером понимают набор характеристик, определяемых культурой данного  обества, которые идентифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения  между ними.

Все большее развитие, как в мужской, так и в женской речи получает тенденция намеренного огрубления речи, которая проявляется не только в использовании стилистически сниженной лексики, но и в обраении к собеседнику.

Цель данного проекта  выявить особенности гендерного поведения мужчин и женщин и доказать различия речевого поведения.

Объект: мужчины и женщины  в возрасте от 18 до 60 лет.

Предмет исследования: разговорная  речь. 

2. Потребность в общении.

Лингвистов давно уже  занимает вопрос, существует ли зависимость  речи человека от его возраста, образования, темперамента и других характеристик. В последние же два десятилетия  все большее внимание исследователей привлекает проблема зависимости речи человека от его пола.

Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и  избегают одиночества. Они поступают  так, потому что испытывают потребность  в общении – одну из главных  социальных потребностей человека. Ее значимость подчеркивают психологи, оценивая психическое здоровье личности по ее способности поддерживать дружеские  отношения с другими людьми. Осознают важность общения и сами люди, когда  ощущают себя нужным кому-то или  страдают от одиночества.

Уже маленькие девочки  гораздо проворнее мальчиков  в своей речи. С годами это преимущество сохраняется. 
Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин. 
 Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается "поболтать", то это отрицательно сказывается на их настроении, производительности и качестве труда. На некоторых "женских" предприятиях были введены перерывы на 5-10 минут для коммуникаций. На других - столы работниц переставили так, чтобы они могли разговаривать, не отвлекаясь от работы. Эти меры оказались экономически целесообразными.

Различная потребность мужчины  и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев  муж в течение рабочего дня  вполне удовлетворяет свою потребность  в общении. Жена же далеко не всегда, ибо потребность ее значительно  больше. Поэтому она надеется восполнить дефицит общения дома. Но не всегда это получается. Муж молчит или  отвечает на вопросы немногословно. Рассказывать ему – не слушает, а  то и уходит к телевизору. Жена, конечно  – в обиду: «Ты со мной и поговорить не хочешь, и внимания на меня не обращаешь» и т. п. А дело здесь просто в незнании психологии друг друга. 

Для женщин важен процесс  общения, для мужчин – результат. Мужчины лучше общаются, когда  знают цель разговора. Начало «давай поговорим» подходит для разговора  подруг, но не для разговора с  мужчиной. Говорить с мужчиной нужно  не намеками, а прямо о том, что  хочет женщина.

Женщина реже, чем мужчина, перебивает собеседника, она лучше  видит собеседника и понимает его чувства. Перебив, женщина возвращается затем к тому моменту разговора, который тогда обсуждался. Мужчина  перебивает женщину в 2 раза чаще, чем  та его. 

Женщина слушает внимательно  намного дольше, чем мужчина. Мужчина  в среднем слушает женщину  внимательно всего лишь 10-15 секунд, после чего склонен дать ответ, не уточняя информации.

Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный  результат. Женщина думает вслух, что  воспринимается мужчиной как болтовня. Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): «Когда она  думает, если все время говорит?»  Ученые из университета в Сиднее (Австралия) установили, что женская склонность поболтать объясняется особенностями  женской анатомии: у женщин область  мозга, контролирующая речь, имеет на 20% больший размер, чем у мужчин. Этим объясняются также и лучшие способности женщин в языках, их искусство в завязывании контактов (в частности, деловых) и лучшее запоминание  сказанного: «женщина может простить обиду, но не забудет о ней никогда».

 

3.О чем говорят  мужчины и женины.

Люди общаются, предметы дискуссий, интересующие их, самые многочисленные, т.е. о чем угодно. Если все так  очевидно, почему многих интересует о  чем говорят женщины и мужчины? Наверное, это один из самых интригующих, спорных вопросов. Бытует фраза «противоположности притягиваются». Это выражение как нельзя лучше описывает характер взаимоотношений противоположных полов.

Знание информации, которая позволит наладить диалог – ключ к успешным отношениям. Темы могут варировать в зависимости от ситуации, как  говорят психологи. Мужчины задаются этим вопросом порой в шутку, но иногда он становится предметом бурных обсуждений.

Женщины, как мы уже много раз  отмечали, по природе более эмоциональны. Нередко, вы обнаружите, что они чаще всего обсуждают отношения, свои переживания, делятся секретами. Отношения  – одна из самых «болезненных»  тем. Женщины говорят о том, кто  с кем поругался, обсуждают почему, обсуждают: кому кто нравится и наоборот. Замужние чаще обсуждают свои любимые  семьи, детей и т.д. Предметом для  различных насмешек со стороны мужчин являются «извечные» разговоры о  диетах, моде, одежде и др. Зная это, парню не составит труда найти: о  чем поговорить с девушкой, например, как выглядит снеговик из ниток. Именно принадлежность к женскому полу, заложенная в представительницах прекрасного  пола эмоциональность и т.д. «заставляет» дискутировать на эти темы.

Мужчины устроены иначе. Они чаще обсуждают  вопросы  своей работы, беседуют о спорте, машинах и т.д. Что вовсе не значит, что мужчины не говорят, к примеру, о моде. Они могут также обсуждать темы «типично девичьи». Наиболее яркий пример - погода - это уникальный в своем роде лейтмотив. Конечно, ответ на вопрос «о чем говорят мужчины» вам никто не даст - не потому что ответа нет, а потому что это зависит от обстоятельств. Конечно, чаще они беседуют о своих достижениях, различных научных достижениях,  технике и, конечно же, женщинах. Но предметы дискуссий так же обширны, как и у женщин. 

3.1. Особенности  женской речи.

Известно, что мозг мужчины  больше, чем у женщины. Однако в  мозге у представительниц слабого  пола по сравнению с сильным полом  больше нервных волокон. Следовательно, клетки мозга женщин имеют больше межклеточных связей, которые влияют на коммуникацию. Правое и левое  полушария лучше сообщаются друг с другом, благодаря чему обмен  информации происходит быстрее. Именно это и влияет на языковую деятельность. К тому же у мужчины за речь отвечает левое полушарие, а у женщин сохранилась  и остаточная функция в правом. Совокупность всех этих факторов и  объясняет то, что словарный запас  женщин богаче и изящнее, чем у  сильного пола. 
Еще с древности считалось, что женская речь – это отклонение от нормы, когда как мужская речь рассматривалась в качестве нормы. Это явление очень хорошо просматривается в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях.

Например, «Приехала баба из города, привезла вестей с три  короба», «У бабы язык, что помело», «Бабий голос, что волос: тонок да долог»1

Наиболее распространены следующие представления о женской  речи: 
- женщины болтливы; 
- женщины любят задавать вопросы; 
- женщины меньше сквернословят и реже употребляют грубые, резкие выражения, чем мужчины; 
- женщины более склонны к кооперативной беседе, в связи с чем задают больше вопросов и высказывают больше реплик реакций; 
- женщины более вежливы в обращении к собеседнику; 
- речь женщин более эмоциональна, что сказывается в их пристрастии к употреблению экспрессивных форм общей оценки; 
- женщины чаще используют косвенные просьбы, чем приказы; 
- женской речи более, чем мужской, свойственно ассоциативное соскальзывание с темы разговора; 
- в речи женщин нередко констатация факта или какого-либо утверждения дополняется, доказывается или иллюстрируется примерами из личной жизни.

Женская речь полна самых  разнообразных междометий. Например, в одной статье описывался случай сильного речевого расстройства, при  котором больной мог произносить  всего около двух десятков простых  слов и устойчивых сочетаний. Пол  больного не указывался, но приводился словарь его речи, в котором  среди сохранившихся единиц была такая: «Ой, девочки!» Очевидно, что  это могла быть только женщина. Данное выражение (состоящее из двух слов, но играющее роль цельного междометия) свойственно только эмоциональной  женской речи при обращении внутри женского коллектива. Мужчина если так и выразится, то только в шутку; в основной его словарь это  выражение никогда не войдет.  
Еще одной особенность женской лексики является употребление слов с уменьшительными суффиксами («хорошенький», «миленький», «славненькая сумочка» и др.). Слова «отличный» или «здоровенный» скорее всего, встретятся в речи мужчины, а какие-нибудь слова «прелестный» или «безумно очаровательный» мы почти наверняка услышим только от женщин.

В речи женщин ярко  проявляется  неточность  в  назывании  предметов. Частоони  используют  примерные  названия  и  указательные местоимения  не только для предметов, но и для действий.

Поскольку современное общество позволяет женщине быть более  непосредственной в проявлении своих  реакций, то характерными чертами ее речевого поведения стали несдержанность, эмоциональность и сентиментальность. В женском восприятии происходящего  выделяют  следующие особенности: 
- объективное событие женщина как бы “пропускает через себя”, эмоционально окрашивая его; 
- то, что кажется значимым для женщины, не коснулось бы мужского восприятия; 
- женскую речь характеризует высокая степень нерасчлененности фразы; 
- когда женщина предпочитает употребить междометия, которые “не имеют логического значения”, а являются “чистыми знаками эмоций”, мужчины прибегают к очень резким и вульгарным инвективам.

 

3.2. Особенности мужской речи.

Сильный пол в два раза реже использует в своей речи условные обозначения. Женщины же, наоборот, больше мужчин используют всяческие  «может быть», «посмотрим» и т.д. А еще женщины чаще задают вопросы, не намереваясь получить на них ответа, то есть вопросы идут в качестве своеобразной связки. Мужская речь более конкретная и суженая. Но это  не недостаток, а просто различия в  мышлении. Сильный пол, говоря о цвете, скажет просто «красный», а женщина  может упомянуть все оттенки  этого цвета.

1.Мужчины используют в своей разговорной речи больше существительных и глаголов, а женщины - прилагательных и наречий. 
2. Мужчина заканчивает предложения понижая, а не повышая голос. 
3. Мужчины чаще женщин стремятся первыми закончить разговор. 
4. Мужчинам импонирует поспорить, показать свою правоту, привести веские аргументы. 
5. Мужчины полагают, что комплимент тем ценнее, чем реже его произносят. 
6. Мужчины избегают извинений. 
7. При перебиве мужчины настаивают на своем фразами типа : “Я говорил о том, что...”, “Я не закончил...”. 
8. Мужчины не любят, когда их перебивают во время разговора. Причин несколько. Во-первых, мужчинам необходимо сосредоточиться, когда они пытаются выразить свои эмоции. Им для этого приходится прилагать больше усилий, чем женщинам, так как мужчинам сложно делать сразу два дела (обдумывать мысль и говорить). Перебив, отвлекает мужчин от сути дискуссии и от собственных ощущений. Во-вторых, мужчины ориентированы на конкретную цель. Начиная высказывать свою мысль, они хотят закончить ее. Мыслительный процесс мужчины имеет прямое или почти прямое направление в отличие от спиралеобразного стиля, который часто близок женщинам. И с этой точки зрения перебив, расценивается мужчиной как вмешательство (а не вклад в дискуссию), как препятствие на пути достижения цели. 
9. Мужчины не любят слишком серьезных женщин. Для мужчин чувство юмора является неотъемлемой частью его психологического склада. Смеясь и дурачась, они снимают эмоциональное напряжение. И когда мужчина пытается пошутить, а женщина отказывается присоединиться к нему, он чувствует себя так, будто она осуждает его и демонстрирует свое превосходство над ним. 
10. Мужчин привлекает женская уверенность в себе. Это проистекает от мужского представления, что хороший - значит уверенный, а плохой - значит слабый, неуверенный. Недостаточная уверенность в себе выглядит малопривлекательной в глазах мужчин.

Информация о работе Особенности речевого поведения мужчин и женщин