Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа
Данная работа посвящена анализу особенностей трудовой мотивации мужчин и женщин. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам мотивации труда, достижения наибольшей производительности и работоспособности.
В настоящее время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование женского труда в управлении, фактически остается для российских условий по-прежнему непривычным и новым. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах женщина получила одинаковые права с мужчиной. В силу этого равноправия к ее неизменной роли хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая роль, не менее важная и трудоемкая — работающей жены и матери.
Введение
Данная работа посвящена анализу особенностей трудовой мотивации мужчин и женщин. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам мотивации труда, достижения наибольшей производительности и работоспособности.
В настоящее время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование женского труда в управлении, фактически остается для российских условий по-прежнему непривычным и новым. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах женщина получила одинаковые права с мужчиной. В силу этого равноправия к ее неизменной роли хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая роль, не менее важная и трудоемкая — работающей жены и матери.
Современный словарь по психологии определяет мотивацию как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность». Термин «мотивация» используется во всех отраслях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. Понятие «мотивация» нельзя связывать только с психологией, хотя оно именно с ней, прежде всего, связано. Оно более полно раскрывает себя в междисциплинарной области, на стыке различных областей знания.
«мотивация» определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации».
Мотивацию можно считать одним из методов управления– заставить людей эффективно трудиться.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.
Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на
результат (цель).
Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
1.Теории мотивации.
Мотивация представляет собой процесс, состоящий из шести последовательных стадий:
1. возникновение потребностей,
2. выделение доминантных потребностей,
3. определение направления действий по реализации доминантных потребностей,
4. осуществление действия по реализации доминантных потребностей,
5. осуществление действия для получения вознаграждения,
6. установление новых потребностей.
Изучение феномена мотивации привело к созданию двух групп теорий-теорий содержания мотивации и теорий процесса мотиваций.
Теории содержания мотивации
Теории этой группы исследуют факторы мотивации. Анализируя потребности и их влияние на мотивацию, ученые пытаются ответить на вопрос, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Теории процесса мотивации
Эти теории говорят о том, как строится процесс мотивации и как мотивировать людей на достижение результатов.[1-C.262]
Теории мотивации, позволили, с одной стороны, систематизировать и классифицировать потребности работников организации. С другой стороны, использовать результаты для создания моделей мотивации. Теории мотивации также позволили объяснить поведения людей в процессе труда, указать работникам управления пути обеспечения эффективного труда в организациях.
Цели исследования:
- выявить кто более активен в жизненных проявлениях: мужчины или женщины,
- определить какие ценности значимы для мужчин, а какие - для женщин,
- определить у кого больше выражена мотивация труда.
Глава 1
Личностные особенности мужчин и женщин.
В этой главе говорится о различиях между мужчинами и женщинами как личностями. Вы узнаете, действительно ли верно представление о мужчинах как активных существах, а о женщинах - как пассивных. Мужчины являются более общительными, чем женщины. Вы прочтете также о том, кто является более агрессивным мужчины или женщины.
В литературе, посвященной гендерным проблемам, все чаще утверждается, что личностных различий между мужчинами и женщинами нет (И. С. Клецина, 1998).[4] Однако с какой стороны не подходи к этому вопросу - биологической или социальной, поверить в это трудно. Даже если в освоении гендерных ролей главную роль играет социализация( усвоение человеком социальных связей того общества, которому он принадлежит и процесс воспроизводства личностью усвоенного социального опыта), то это все равно не снимает вопроса о половой идентификации по многим признакам, а следовательно, и о существующих, а не мифических личностных различиях между мужчинами и женщинами. Мужчины и женщины выучивают разные роли, которые отражают и разное их личностное развитие, включая выраженность (доминантность) тех или иных социальных ценностей, склонностей, привычек, потребностей, направленности личности. Они есть и постоянно проявляются в большинстве исследований, хотя некоторые феминистски настроенные исследовательницы считают, что раз они небольшие, то их и нет.
Половые различия в свойствах личности
1.1. Половые различия в социальной активности.
Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C. Jacklin, 1974)[9], проанализировав исследования о степени активности мальчиков и девочек, о стремлении их к достижениям и доминантности, отрицают наличие различий по этим параметрам и утверждают, что девочки активны не менее мальчиков, но сфера их активности другая.
1.2. Общительность.
Л. Фрэнсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993)[9.-C.3] приводят данные, из которых тоже следует, что экстраверсия ненамного выше у мужчин (исключая постоянно посещающих церковь). Большее, чем у женщин, количество высокообщительных мужчин выявлено Р. К. Малинаускасом (2001). И. М. Никольская (2001) обнаружила как тенденцию большую замкнутость девочек, а А. И. Винокуров - большую общительность мужчин.[9.-C.4]
1.3. Психотизм.
Мужчины более склонны к конфликтам и асоциальному поведению, а также к неадекватности эмоциональных проявлений.[6]
1.4. Отношение к похвале.
Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Женщина более публична и поэтому она сторается добиться похвалы окружающих. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, стараются завоевать похвалу со стороны семьи и родственников.[3]
Мужчины тоже любят, когда их хвалят.
Если мужчина уверен, что работа выполнена хорошо, ему не особо важно добиться похвалы других, он уже поднял свою собственную самооценку. Следовательно, мужчины более независимы в своих самооценках от мнения окружающих.
1.5. Моральное развитие.
По данным В. М. Погольша (1997), женщины имеют более высокие показатели по моральным установкам. С другой стороны, И. М. Никольская (2001) отмечает, что недобросовестность и безответственность с точки зрения взрослых чаще отличают девочек, чем мальчиков. С. М. Петрова (1995) выявила, что у девушек показатель нравственной мотивации ниже, чем у юношей.[9.-C.10]
Кэрол Гиллиган (C. Gilligan, 1982) с помощью методики Л. Кольберга, которой определяется уровень морального развития, обнаружила, что девочки и женщины обычно получают более низкие оценки за разрешение моральных проблем, чем мальчики и мужчины.[9.-C.11]
Однако К. Гиллиган считает, что это еще не значит, что лица женщины имеют более низкий уровень морального развития, просто они используют другие критерии для вынесения своих моральных суждений. Ведь мальчиков и девочек с детства учат ценить разные качества. Гиллиган считает, что существуют два разных типа морального рассуждения: один базируется на понятии абстрактной справедливости, а другой - на человеческих отношениях и заботе о ближнем. Первый тип характерен для мужского мышления, второй - для женского.
Мужчины часто строят свои рассуждения вокруг прав человека; женский пол рассматривает проблемы с точки зрения заботы и нуждах других людей.
Однако и эти различия не являются абсолютными, так как многие женщины высказывают моральные суждения, руководствуясь приоритетом справедливости, а некоторые мужчины решают нравственные вопросы с точки зрения заботы о людях.
1.6. Конформность.
В исследовании Л. Османа было выявлено при наблюдении, как мужчины и женщины переходят улицу на красный цвет светофора. Мужчины идут первыми чаще, чем женщины, однако женщины чаще нарушают правила вслед за более решительным нарушителем. Из этого можно сделать вывод, что женщины более ведомы, запрещающим нарушения правил, но одновременно более конформны к групповому давлению.[11]
Мне кажется, когда психологи-женщины пытаются отрицать реальные факты, они подсознательно имеют в виду, что наблюдаемые различия не предопределены природой, т. е. нет врожденных различий. Отсюда и противоречивость позиции в отношении половых различий. С одной стороны, их вроде бы нет, а с другой стороны, все же дается объяснение различиям, которые, как оказывается, все-таки есть. Это отчетливо зафиксированно у Ш. Берн при обсуждении вопроса о конформности. [11.-C.11]
Вопреки первоначальному утверждению об отсутствии различий в конформности между мужчинами и женщинами, Ш. Берн далее дает объяснения имеющимся различиям и прямо пишет о меньшей конформности мужчин: "Этот факт может объясняться тем, что женщины - более подвержены поведению и мнению массы и, следовательно, стараются сохранить гармонию в группе и добрые чувства ее членов друг к другу (Eagly, 1978; Eagly and Wood, 1985). Мужчины могут быть также менее конформны из-за социальных норм, которые учат их быть независимыми и не поддаваться влиянию со стороны.[11.-C.27]
Было обнаружено, что мужчины менее конформны в ситуации, когда они считают, что члены группы знают их мнение, чем тогда, когда они уверены, что другим их мнение неизвестно. На конформность женщин этот фактор не оказывал никакого влияния (Eagly et al., 1981)" (2001, с. 113). Игли бъясняет выявляемые различия в конформности мужчин и женщин их статусными различиями: в повседневной жизни мужчины стремятся достичь положения с высоким статусом и широкими полномочиями. Поэтому часто можно видеть, что мужчины имеют лидерские позиции, а женщины поддаются.
Это объясняет, по мнению Игли, тот факт, что в реальной жизни складывается впечатление о гораздо большем различии в степени повседневного конформизма полов, нежели выявляется в научных исследованиях, в которых мужчинам и женщинам отводится одинаковая роль.
В ряде работ западных психологов показано, что, когда затрагивались женские темы, мужчины были более склонны к конформному поведению, чем женщины, и наоборот. Отмечается и тот факт, что 79 % исследований, в которых были обнаружены половые различия в пользу большей внушаемости женщин, были осуществлены мужчинами, а также то, что исследователи-мужчины обнаруживали более значительные различия, чем их коллеги женского пола, исходя из чего Игли и Карли сделали вывод, что ученые склонны излагать результаты своих исследований в таком виде, который бы был положителен тому полу, к которому они сами принадлежат.
Другое дело, если эти различия обусловлены только социальными факторами. При изменении последних могут исчезнуть и наблюдавшиеся различия. Так, Игли отмечает, что в исследованиях конформности, опубликованных до 1970 г., 32 % указывают на большую подверженность влиянию у женщин, тогда как из 40 исследований, выполненных позже, лишь 8 % обнаружили такие различия.
1.7. Способность оказывать влияние на других.
В. М. Погольша (1997, 1998) показала, что женщины, способные оказывать влияние на других, отличаются от остальных женщин некоторыми чертами, которые традиционно считаются мужскими (уверенность, саморегуляция) и слабо развитыми "женскими" чертами (уступчивость, мнительность). Влиятельные же мужчины отличаются от мужчин в целом тем, что им присущи определенные черты "фемининности" (доверие, невротичность) и слабо развиты некоторые "маскулинные" черты (например, авторитарность).[12]
Выявлены и различия между мужчинами и женщинами с низким влиянием. Женщины с низким личным влиянием отличаются от женщин с высоким и средним влиянием тем, что имеют самый высокий показатель удовлетворенности отношениями с близкими людьми, самоуважения, удовлетворенности жизнью. Мужчины с низким личным влиянием, напротив, меньше всех удовлетворены жизнью и отношениями с близкими людьми, у них самое низкое самоуважение.
Результаты исследования позволили В. М. Погольша считать, что ситуация с невлиятельными мужчинами более тревожна, чем с невлиятельными женщинами. Несмотря на имеющийся интеллектуальный потенциал, этим мужчинам труднее удаются компенсаторные формы влияния, они все принимают «близко к сердцу».[9.-C.13] Неудовлетворенность жизнью и отношениями с близкими им людьми усиливается за счет полоролевых стереотипов, предписывающих мужчинам быть независимыми, иметь более широкий, чем у женщин, круг влияния, не ограничивающийся семьей, и более высокий статус в рабочей сфере. В социуме мужчинам предоставлены более широкие возможности для реализации личного влияния, что наделяет их большой ответственностью за свой социальный статус, провоцируя при неудаче развитие тревожности, снижение самоуважения и удовлетворенности жизнью.
В то же время социум, накладывая ограничения на сферы распространения женского влияния, способствует безболезненной адаптации женщин в современном обществе в случае отсутствия способности личного влияния.
1.8. Агрессивность мужчин и женщин.
Прежде всего нужно отметить, что агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение (форма проявления агрессии) - разные вещи, хотя часто в психологической литературе их отождествляют. Агрессивность - это склонность к агрессивному реагированию при возникновении в конфликтной ситуации. Агрессия же - это поведение человека в этих ситуациях.
Информация о работе Особенности трудовых мотиваций мужчин и женщин