Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:49, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в выявлении особенностей регионального уровня социальной защиты.
Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать теоретические аспекты социальной защиты населения, выявить особенности на региональном уровне.
ВВЕДЕНИЕ 1
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО
УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Социа́льная защи́та —
система мероприятий, осуществляемых
государственными и общественными
организациями по обеспечению гарантированных
минимальных достаточных
Виды социальной защиты
Государственные формы:
- доступное здравоохранение
- льготы
- доступное образование
- пенсионное обеспечение (Пенсия)
- система социального обслуживания и предоставления социальных услуг
- меры социальной поддержки
Негосударственные формы:
- добровольное социальное страхование
- благотворительность
- частные системы здравоохранения и др.
Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Актуальность выполнения данной работы заключается в решении социальных проблем, которые зависят от сущности и содержания социальной политики в обществе, осуществляемой в интересах определенных групп населения. Поэтому социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальных проблем, на поддержку продвинутых групп населения для того, чтобы они выполняли функцию «локомотива» социального развития. Вместе с тем органы социального управления должны осуществлять и функцию социальной защиты всех тех граждан, кто в ней нуждается.
Объектом исследования выделяется система социальной защиты населения на региональном уровне.
Предметом исследования данной работы является обзор деятельности региональных социальных служб и региональная модель системы социальной защиты населения.
Цель контрольной работы состоит в выявлении особенностей регионального уровня социальной защиты.
Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать теоретические аспекты социальной защиты населения, выявить особенности на региональном уровне.
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Социально-экономические реформы, осуществленные в ходе становления в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества.
Важнейшим их следствием стали преобразования в формах собственности, сводящиеся, в частности, к возникновению, наряду с государственными, негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу. В период экономического кризиса одной из насущнейших задач становиться социальная защита различных слоев и групп населения.
Неотъемлемым элементом социальной политики является социальная защита населения, которая включает комплекс мер и институтов, гарантирующих гражданам определенный уровень жизни.
Социальная защита населения – это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.
Рынок не в состоянии обеспечить своим участкам гарантированный доход и занятость. Граждане в силу различных причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одной из задач социальной рыночной экономики является предоставление социальной защиты населению. Этим социальная рыночная экономика отличается от чистого капитализма или классического рынка, не обеспечивающего социальную защиту населению, предоставление равных возможностей в сфере потребления важнейших благ и услуг.
Элементами системы социальной защиты являются объекты, субъекты и средства защиты (рис. 1).
Социальная защита населения |
|||||||||||
Объекты |
Субъекты | ||||||||||
Население |
|||||||||||
Ветераны ВОВ |
Государство |
||||||||||
Ветераны труда |
Профсоюзы |
||||||||||
Пенсионеры |
Предприниматели |
||||||||||
Многодетные и неполноценные семьи |
Члены общества «Спелых» |
||||||||||
Безработные |
Члены общества «Глухих» |
||||||||||
Инвалиды |
Индивиды |
||||||||||
Наемные работники |
Другие |
||||||||||
Другие |
|||||||||||
Рис. 1. Объекты и субъекты социальной защиты населения
Объектом называется то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Одни авторы к объектам социальной защиты относят всех людей в целом (хотя в определениях звучат разное их обозначение – население, общество, граждане, человек, личность.1 Другие авторы к объектам социальной защиты относят не всех членов общества, а лишь отдельные социальные группы или индивидов, указывая на их сложное, уязвимое положение.2
На наш взгляд объектом социальной защиты являются все члены общества без исключения, так как каждый гражданин существует в обществе и его жизнь регулируется определенными нормами, законами, предусматривающими регулирование всех видов отношений, в том числе и в области социальных прав и гарантий. Из сказанного следует, что ряд категорий населения требует к себе повышенного внимания (бедные, инвалиды и др.), но это не значит, что другие выпадают из общей системы социальной защиты.
Следующим элементом системы является субъект социальной защиты. Большинство ученых в качестве субъекта социальной защиты называют государство.3 Некоторые ученые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия.
Субъектами отношений
социальной защиты, по нашему представлению,
в современной экономике
Под субъектом понимается
активно действующий и
Объект не является абстрактной противоположностью субъекта, так как последний активно преобразует объект, и основу их взаимодействия составляет общественно-историческая практика. Именно в ней стороны и свойства действительности превращаются в объект, преобразование которого в практической и теоретической деятельности субъекта позволяет воспроизвести содержание объективной реальности.
Средствами социальной защиты являются различные финансовые, трудовые и материальные ресурсы.
Ориентацию социальной политики
государства в отношении
1. Учет и эффективная
реализация основных
2. Направленность на основные
социальные группы, нуждающиеся
в социальной защите, помощи и
поддержке, такие, как –
- бывшие несовершеннолетние
узники фашизма; лица, подвергшиеся
политическим репрессиям и
- беженцы, вынужденные
переселенцы; лица, подвергшиеся
радиационному воздействию
- семьи несовершеннолетних
родителей; молодые семьи (в
том числе студенческие); матери,
находящиеся в отпуске по
- осиротевшие или оставшиеся
без попечения родителей дети;
безнадзорные дети и подростки;
- разводящиеся семьи;
семьи с неблагоприятным
Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной, поскольку они тесно связанны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.
Речь идет здесь о таком
содержании социальной политики, в
которой реализуется социальное
обслуживание людей в широком
плане. А это значит, что государство
осуществляет (прямо и косвенно)
деятельность по социально-экономической
поддержке, оказанию социально-бытовых,
медико-социальных, психолого-педагогических,
правовых услуг, по социальной адаптации
и реабилитации граждан и семей,
находящихся в трудной
Социальная политика государства
может иметь различные
Среди региональных направлений социальной защиты населения необходимо учитывать:
- источники, объемы и
принципы финансирования
- критерии определения
социального положения лиц с
ограниченными возможностями,
- наличие системы учреждений социальной работы, а также технологии оказания социальной помощи, реализуемой различными типами социальных служб;
- полномочия федеральных,
региональных и местных
- характер и формы самозащитной
деятельности лиц с
- полномочия государственных
и негосударственных структур, включенных
в процесс социальной защиты
лиц с ограниченными
- наличие негосударственных структур, участвующих в социальной защите лиц с ограниченными возможностями.
Эти моменты были учтены при формировании региональной Концепции социальной защиты населения Республики Северная Осетия – Алания, в основу которой были положены принципы, являющиеся базовыми для формирования конкретных программ социальной защиты.
Информация о работе Особенности регионального уровня социальной защиты