Особенности регионального уровня социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в выявлении особенностей регионального уровня социальной защиты.
Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать теоретические аспекты социальной защиты населения, выявить особенности на региональном уровне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Контрольная по соц. защите населения.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     1

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО  УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ                                                                                                        3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социа́льная защи́та —  система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными  организациями по обеспечению гарантированных  минимальных достаточных условий  жизни, поддержанию жизни и деятельного  существования человека.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

- доступное здравоохранение

- льготы

- доступное образование

- пенсионное обеспечение (Пенсия)

- система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

- меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

- добровольное социальное страхование

- благотворительность

- частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Актуальность выполнения данной работы заключается в решении социальных проблем, которые зависят от сущности и содержания социальной политики в обществе, осуществляемой в интересах определенных групп населения. Поэтому социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальных проблем, на поддержку продвинутых групп населения для того, чтобы они выполняли функцию «локомотива» социального развития. Вместе с тем органы социального управления должны осуществлять и функцию социальной защиты всех тех граждан, кто в ней нуждается.

 

Объектом  исследования выделяется система социальной защиты населения на региональном уровне.

Предметом исследования данной работы является обзор деятельности региональных социальных служб и региональная модель системы социальной защиты населения.

Цель контрольной работы состоит в выявлении особенностей регионального уровня социальной защиты.

Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать теоретические аспекты социальной защиты населения, выявить особенности на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО  УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Социально-экономические реформы, осуществленные в ходе становления в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества.

Важнейшим их следствием стали  преобразования в формах собственности, сводящиеся, в частности, к возникновению, наряду с государственными, негосударственных  форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу. В период экономического кризиса  одной из насущнейших задач становиться  социальная защита различных слоев  и групп населения.

Неотъемлемым элементом  социальной политики является социальная защита населения, которая включает  комплекс мер и институтов, гарантирующих  гражданам определенный уровень  жизни.

Социальная защита населения  – это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам  равные возможности для поддержания  определенного уровня жизни, а также  поддержку отдельных социальных групп населения.

Рынок не в состоянии обеспечить своим участкам гарантированный  доход и занятость. Граждане в  силу различных причин различаются  по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одной из задач социальной рыночной экономики является предоставление социальной защиты населению. Этим социальная рыночная экономика отличается от чистого  капитализма или классического  рынка, не обеспечивающего социальную защиту населению, предоставление равных возможностей в сфере потребления  важнейших благ и услуг.

Элементами системы социальной защиты являются объекты, субъекты и  средства защиты (рис. 1).

 

   

Социальная защита населения

   
           

Объекты

     

Субъекты

             

Население

       
             
   

Ветераны                       ВОВ

 

 

Государство

   
         
             
   

Ветераны

труда

 

 

Профсоюзы

   
         
             
   

 

Пенсионеры

 

 

Предприниматели

   
         
             
   

Многодетные и неполноценные семьи

 

Члены                         общества «Спелых»

   
         
             
   

 

Безработные

 

Члены общества «Глухих»

   
         
             
   

 

Инвалиды

 

 

Индивиды

   
         
             
   

Наемные

работники

 

 

Другие

   
         
             
   

 

Другие

       
           

 

Рис. 1. Объекты и субъекты социальной защиты населения

 

Объектом называется то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

Одни авторы к объектам социальной защиты относят всех людей  в целом (хотя в определениях звучат разное их обозначение – население, общество, граждане, человек, личность.1 Другие авторы к объектам социальной защиты относят не всех членов общества, а лишь отдельные социальные группы или индивидов, указывая на их сложное, уязвимое положение.2

На наш взгляд объектом социальной защиты являются все члены  общества без исключения, так как  каждый гражданин существует в обществе и его жизнь регулируется определенными  нормами, законами, предусматривающими регулирование всех видов отношений, в том числе и в области  социальных прав и гарантий. Из сказанного следует, что ряд категорий населения  требует к себе повышенного внимания (бедные, инвалиды и др.), но это не значит, что другие выпадают из общей  системы социальной защиты.

Следующим элементом системы  является субъект социальной защиты. Большинство ученых в качестве субъекта социальной защиты называют государство.3 Некоторые ученые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия.

Субъектами отношений  социальной защиты, по нашему представлению, в современной экономике выступают: государство как выразитель общественных интересов в сфере социальной защиты; работодатели, в качестве которых  могут выступать, как отдельные  предприятия, так и предприниматели; индивиды, которые могут осуществлять различные мероприятия по самозащите в определенных условиях; различные  объединения и организации (например, профессиональные союзы, союз предпринимателей, общества глухих, слепых    и  т.д.).

Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей  индивид или социальная группа.

Объект не является абстрактной  противоположностью субъекта, так как  последний активно преобразует  объект, и основу их взаимодействия составляет общественно-историческая практика. Именно в ней стороны и свойства действительности превращаются в объект, преобразование которого в практической и теоретической деятельности субъекта позволяет воспроизвести содержание объективной реальности.

Средствами социальной защиты являются различные финансовые, трудовые и материальные ресурсы.

Ориентацию социальной политики государства в отношении социальной защиты населения можно конкретизировать по двум линиям:

1. Учет и эффективная  реализация основных направлений  (видов) социальной работы: диагностики;  профилактики; надзора; корреляции; терапии; адаптации; реабилитации; обеспечения; страхования; опеки;  помощи; консультирования; экспертизы; попечительства; нововведений; посредничества  и подвижничества.

2. Направленность на основные  социальные группы, нуждающиеся   в социальной защите, помощи и  поддержке, такие, как – инвалиды; безработные; участники Великой  Отечественной войны и приравненные  к  ним лица; труженики тыла  во время Великой Отечественной  войны; одинокие пожилые люди  и семьи, состоящие из одних  пенсионеров (по возрасту, инвалидности  и прочим основаниям); вдовы и  матери  военнослужащих, погибших  в Великой Отечественной войне,  в других войнах и мирное  время: 

- бывшие несовершеннолетние  узники фашизма; лица, подвергшиеся  политическим репрессиям и впоследствии  реабилитированные;

- беженцы, вынужденные  переселенцы; лица, подвергшиеся  радиационному воздействию вследствие  аварии на Чернобыльской АЗС,  ядерных выбросов и ядерных  испытаний; вернувшиеся из мест  лишения свободы, специальных  учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места  жительства; семьи, в составе которых  есть злоупотребляющие алкоголем,  употребляющие наркотики; семьи  с детьми-ивалидами; семьи, имеющие  на попечении детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи;

- семьи несовершеннолетних  родителей; молодые семьи (в  том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу  за ребенком; беременные женщины  и кормящие матери; самостоятельно  проживающие выпускники детских  домов и школ – интернатов (до достижения материальной независимости  и социальной зрелости);

- осиротевшие или оставшиеся  без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;  дети и подростки девиантного  поведения; дети, испытывающие жестокое  обращение и насилие, оказавшиеся  в условиях, угрожающих здоровью  и развитию;

- разводящиеся семьи;  семьи с неблагоприятным психологическим  микроклиматом, конфликтными отношениями,  семьи, где родители педагогически  несостоятельны; лица, имеющие психологические  затруднения, испытывающие психологические  стрессы, склонные к суицидным поступкам4.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной, поскольку они  тесно связанны между собой как  в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Речь идет здесь о таком  содержании социальной политики, в  которой реализуется социальное обслуживание людей в широком  плане. А это значит, что государство  осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической  поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации  и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной  ситуации.

Социальная политика государства  может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому  возможна качественная и количественная характеристика проводимой государством социальной политики, эффективность  которой определяется такими объективными критериями, как практическая реализация принципов социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов  различных групп и слоев населения  с точки зрения действительного  удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных  и т.д.5 

Среди региональных направлений  социальной защиты населения необходимо учитывать:

- источники, объемы и  принципы финансирования социальных  проектов, направленных на социальную  поддержку и помощь лицам с  ограниченными возможностями в  регионе; 

- критерии определения  социального положения лиц с  ограниченными возможностями, нуждающихся  в разных формах социальной  помощи;

- наличие системы учреждений  социальной работы, а также технологии  оказания социальной помощи, реализуемой  различными типами социальных  служб; 

- полномочия федеральных,  региональных и местных органов  социальной защиты, их дифференциацию  и интеграцию;

- характер и формы самозащитной  деятельности лиц с ограниченными  возможностями; 

- полномочия государственных  и негосударственных структур, включенных  в процесс социальной защиты  лиц с ограниченными возможностями,  механизм их взаимодействия;

- наличие негосударственных  структур, участвующих в социальной  защите лиц с ограниченными  возможностями. 

Эти моменты  были учтены при формировании региональной Концепции  социальной защиты населения Республики Северная Осетия – Алания, в основу которой были положены принципы, являющиеся базовыми для формирования конкретных программ социальной защиты.

Информация о работе Особенности регионального уровня социальной защиты