Особенности ролевого конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 23:06, реферат

Описание работы

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.
Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.1

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности ролевого конфликта…………………………………4
Понятие ролевого конфликта, социального статуса и социальной роли………………………………………………………………….4
Психологические роли и ролевые конфликты…………………..6
Типы, виды и причины ролевых конфликтов……………………9
Особенности ролевого конфликта……………………………….11
Глава 2. Организационные методы решения ролевых конфликтов…......13
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности ролевого конфликта…………………………………4

    1. Понятие ролевого конфликта, социального статуса и социальной роли………………………………………………………………….4
    2. Психологические роли и ролевые конфликты…………………..6
    3. Типы, виды и причины ролевых конфликтов……………………9
    4. Особенности ролевого конфликта……………………………….11

Глава 2. Организационные методы решения ролевых конфликтов…......13

Заключение……………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………..20

 

 

 

 

Введение

 Общественная жизнь  не может существовать без  столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так  и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения  мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают  в конфликты.

 Социальная организация  предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода  виды деятельности, не могут избегнуть  проблемы улаживания конфликтов.

 Обычно конфликт в  социально-трудовой сфере воспринимается  как ненормальное явление: сбой  в работе, препятствие для реализации  стратегических целей.

 Отрицательное восприятие  целиком обосновано, так как любой  конфликт несет в себе заряд  огромной разрушительной силы: поднимается  процесс нормального функционирования  предприятия, разрушаются отношения  между людьми, нередко задачи  решения конфликта сопровождается  увольнением части сотрудников. Однако,отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

 Особой разновидностью  конфликтов на предприятии являются  ролевые конфликты, как процесс  внутренних психологических противоречий  сотрудников, отражающих их восприятие  своей социальной и психологической  роли.

 Необходимо управление  процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение  возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых  конфликтных ситуациях конструктивного  характера.1

 

 

Глава 1. Особенности ролевого конфликта

    1. Понятие ролевого конфликта, социального статуса и социальной роли

Ролевой конфликт – ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Социальный статус может представлять собой обобщающую, разностороннюю характеристику положения индивида в обществе: это и его профессия, и квалификация, и материальное положение, и национальность, и возраст, и семейное положение, и религиозность и т.д., т.е. все то, что называют статусным набором или обобщенным статусом.

 Социальная роль –  это ожидаемое поведение от  человека, занимающего определенный  социальный статус. Это находит  свою конкретизацию в таких  понятиях, как «ролевые требования»  и «ролевые ожидания», т. е. требования  и ожидания, выдвигаемые обществом  или социальной группой перед  личностью с определенным социальным  статусом.

 Ролевые требования  и ожидания определяются, в конечном  счете, социальными нормами групп, общества в целом. Социальные  роли могут опираться, как и  нормы, на силу закона или на  силу общественного мнения, обычаев, нравов. Для успешного выполнения  роли важно, чтобы эти нормы  были внутренне усвоены личностью, т.е. интернализированы. От этого зависит реальное выполнение или невыполнение социальной роли. А значит и наличие ролевых конфликтов.

 Роль работника в  организации – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы.

 Социальный ролевой  конфликт – противоречие между  требованиями, предъявляемыми обществом  к различным ролям индивида, напр., между ролями руководителя и  мужа.2

 В функциональной социологической  концепции ролевых конфликтов  роль – метод социальной регуляции  деятельности индивида. Создание  образцов поведения и мера  предсказуемости личности, позволят  всем членам общества эффективно  выполнять свои обязанности. Роль в данном случае, универсальна и относительно неизменна.

Каждый член коллектива имеет ряд своих ролей и составляет группу индивидов, выполняющих общие задачи. Если в их совместной деятельности возникает несогласованность, как например наличие противоречивых требований, то это приводит к возникновению ролевого конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологические роли  и ролевые конфликты

 Помимо социальных  ролей человек также выполняет  различные виды ролей психологически.

 Психологические роли, которые играет индивид в разнообразных  жизненных ситуациях, далеко не  всегда гармонично дополняют  друг друга. Ролевое функционирование  личности слишком сложное, чтобы  не возникало никаких разногласий. На самом деле, разногласия в  сфере психологических ролей - вещь  довольно распространенная. Все эти противоречия объединяются понятием «ролевой стресс», что включает три его разновидности: ролевые конфликты, ролевую неоднозначность и ролевую перегрузку.

 Ролевые конфликты  характерные для всех типов  психологических ролей. Когда речь  идет о социальных ролях, мы  преимущественно имеем дело с  проблемами в сфере межличностных  отношений и коммуникаций, хотя  часто эти проблемы связаны  с личностными факторами.

 Разногласия в сфере  личностных ролей - это, как правило, личностные проблемы разного  степени сложности.

 Противоречия, которые  сопровождают изменения жизненных  ролей в процессе ролевого  развития человека, мы наблюдаем  в форме жизненного кризиса. Другие  разногласия в сфере жизненных  ролей проявляются как разнообразные  ролевые дисгармонии личности.3

Жизненных ситуаций, в которых происходят ролевые конфликты, очень много. Их можно классифицировать в зависимости от описываемых параметров, положенных в основу классификации по степени проблемности, сложности, контекста, в котором они происходят. Опишем основные типы ситуации в зависимости от взаимоотношений основных параметров ролей: ролевого поведения, ролевых ожиданий, ролевой Я-концепции и т.п.

1. Непринятие ролевого  поведения других людей. Примеры: ролевое поведение нового руководителя  не совпадает с ожиданиями  к этой роли со стороны подчиненных, которые сложились при старом  начальнике.

 2. Непринятие собственного ролевого поведения другими. Это бывает в одних и тех же случаях, которые описанные в предыдущем абзаце. Только там субъектом обращения с помощью был тот (ли и), кто недовольный другими. В этом случае субъектом обращения являются тот (и), кем не удовлетворенные другие.

 Возможные ситуации, когда  недовольными есть обе конфликтующие стороны (то есть факторы, которые приведенные в двух предыдущих абзацах действуют одновременно). В этом случае мы говорим о вариантах дивергентных ролей, полную ли ролевую несовместимость.

3. Невозможность одновременно  удовлетворить ожидание разных  людей. Ситуации возникают тогда, когда на выполнение роли осуществляются  противоречивые требования со  стороны разных людей из значащего  окружения личности, требования, что  взаимно выключают одно одного. Примеры: представления о роли  руководителя подраздела не совпадают  в подчиненных и высшего начальства.

4. Невозможность выполнять  роль, которая не отвечает собственной -концепции. Эти ситуации возникают в том случае, когда роль, которая выполняется (или та, которую личности придется взять на себя) не отвечает собственным представлением человека о роли, а также представлением о себе как субъекта этой роли. Примеры: случаи неверно избранного жизненного пути (вопреки своему призванию); отсутствие единомышленников, которые принимают человека и ее роли такими, которыми она их видит самая.

5. Несовместимость разных  ролей. Эти ситуации возникают  тогда, когда разные роли (или  компоненты ролевого кластера) не  могут функционировать одновременно, когда выполнение одной роли  существенным образом усложняет  выполнения другой. Примером могут  служить: противоречия между семейными и профессиональными ролями (женщина не может реализовать себя как мать так, чтобы это не отразилось на профессиональной деятельности); разногласия между ролью руководителя и специалиста (директор руководит коллективом в ущерб собственным научным замыслам).

6. Противоречивость или  несовместимость разных требований  к выполнению какой-нибудь роли (ролевая неоднозначность). Ситуации  возникают тогда, когда в общественных  нормативах относительно какой-то  роли существуют противоречия. Примеры: на предприятии, при условиях, которые  сложились, можно выполнить задачи  лишь поднимая правила техники  безопасности; отсутствие должностных  нормативов для работника создает  благоприятные условия для всяческих  психологических игр как со стороны работника, так и со стороны начальства. (Типичные высказывания: «Моя работа - сплошная неопределенность, всегда можно найти, за что ругать»; «Когда невозможно выполнить все требования, тогда красивой будут считать лишь послушного»).

7. Недостаточность ресурсов  для выполнения какой-нибудь роли (ролевая перегрузка). Подобные ситуации  возникают тогда, когда для полноценного  выполнения роли не хватает  мотивации, эмоционального удовлетворения  от результата, времени для выполнения  или других ресурсных компонентов. Подобные ситуации часто сопровождаются  эффектом эмоционального выгорания.

 

 

 

 

 

 

    1. Типы, виды и причины ролевых конфликтов

Типы ролевых конфликтов:

а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;

 б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;

 в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;

 г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).

Виды ролевых конфликтов:

1) Когда индивид играет  несколько ролей, может возникнуть  межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);

2) когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом); внутриролевой конфликт: требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

3) личностно – ролевой  конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной  роли противоречат интересам  и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку  раскрыть и проявить свои способности).

Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.4

Причины ролевых конфликтов:

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

 Первую группу составляют  причины конфликтов, связанные с  противоречиями, изначально заложенными  в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4Особенности ролевого конфликта

Конфликт всегда состоит из предконфликтной ситуации, начала конфликта, его эскалации, разрешения и периода послеконфликтного. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.

Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

 Негативные же функции  ролевого конфликта касаются  возможного отклонения в поведении  индивида, возникновение конфликтов  межличностных.

 Человек и роль, которая  он выполняет, связанны определенными  психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения  определенных социальных ролей. Игнорируя эту зависимость, люди  испытывают ролевое напряжение  и ролевой конфликт.

Информация о работе Особенности ролевого конфликта