Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа
Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, которые связаны с приобретением новых статусов и изменением социальных ролей. В связи с этим социологи выделяют несколько этапов: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.
Социализация – процесс, идущий всю жизнь, однако наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы.
Введение…………………………………………………………………... стр.3
1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе……………………………………………………………. стр.4
2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи……………………………………………………………стр.7
3. Основные проблемы молодежи в современной России……….. стр.10
Заключение………………………………………………………………. стр.14
Практическое задание…………………………………………………... стр.15
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного
По дисциплине: социология.
Тема № 10
Особенности социализации молодежи в современной России.
Новоуральск
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Практическое задание…………………………
Список используемой литературы………………………………………стр.
Введение.
Социализация представляет
собой процесс накопления
Социализация проходит
этапы, совпадающие с
Социализация – процесс,
идущий всю жизнь, однако
1.Сущность социализации как процесса становления личности в обществе.
Развитие личности всегда происходит в определенном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями, институтами. Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных системах. Социализация – достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Социализация – это процесс формирования социальных качеств, это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которая характеризует его отношения с другими индивидами. Социальный статус здесь – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе.
Существуют различные подходы к определению этапов социализации
личности. Но все они связаны с определенными возрастными периодами жизни человека.
Этапы социализации индивида:
1) социальная адаптация – приспособление к социально-экономическим условиям, новой социальной роли, социальным нормам общества, социальным институтам в данной среде. Первичная стадия охватывает период детства (достижение некоторой устойчивости норм, ролей; с момента рождения до 25 лет), маргинальная (промежуточная) – социализация подростка. Вторичная стадия включает в себя даже зрелый и преклонный возраст и длится очень долго. Социализация пожилого человека содержит переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию. Социализация взрослых чаще всего связана с профессиональной деятельностью;
2) интериоризация – включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, их принятие и становление привычным в сознании.
Социализация – процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально неповторимое. Человеческие качества представляют собой социальный продукт, результат социализации процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на
достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.
2.Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи.
Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них – это выявление макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов, влияющих на социализацию личности.
Макрофакторы – это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации.
К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится.
Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане.
Макрофакторы и мезофакторы могут влиять
на социализацию личности как прямо, непосредственно,
так и через микрофакторы.
Факторы макроуровня – социально-
Факторы среднего уровня – система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.
К факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.
Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества доминирующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро- и мезоуровней.
В последние десятилетия в
равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся
обществе, и нестабильных условиях бытия. Впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.
3.Основные проблемы молодежи в современной России.
Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.
Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки старых ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к
культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи коммерциализации и негативного влияния средств массовой информации непрекращающейся духовной агрессии запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.
Все это в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи. Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи; развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным
Информация о работе Особенности социализации молодежи в современной России