Особенности социализации молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, которые связаны с приобретением новых статусов и изменением социальных ролей. В связи с этим социологи выделяют несколько этапов: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.
Социализация – процесс, идущий всю жизнь, однако наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………... стр.3
1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе……………………………………………………………. стр.4
2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи……………………………………………………………стр.7
3. Основные проблемы молодежи в современной России……….. стр.10
Заключение………………………………………………………………. стр.14
Практическое задание…………………………………………………... стр.15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социология контрольная.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

«Уральский государственный  экономический университет»

             Центр дистанционного образования

 

 

 

 

                                   Контрольная работа

                           По дисциплине: социология.

                                         Тема № 10

 Особенности социализации  молодежи в современной России.

 

                                 

                                                                                      Исполнитель: Яценко А. С.

                                                                                      Группа ЭПБп-12НУ

                                                                                      Кому: Тихомировой А.М.

 

 

 

                                                 Новоуральск  

                                                          2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………... стр.3

  1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе……………………………………………………………. стр.4
  2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи……………………………………………………………стр.7
  3. Основные проблемы молодежи в современной России……….. стр.10

Заключение………………………………………………………………. стр.14

Практическое задание…………………………………………………... стр.15

Список используемой литературы………………………………………стр.18 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Социализация представляет  собой процесс накопления людьми  опыта  и социальных установок,  которые соответствуют определенным  социальным ролям.

  Социализация проходит  этапы, совпадающие с жизненными  циклами, которые связаны с  приобретением новых статусов  и изменением социальных ролей.  В связи с этим социологи  выделяют несколько этапов: детство,  отрочество, юность, зрелость и старость.

  Социализация – процесс,  идущий всю жизнь, однако наиболее  интенсивно он идет в детские  и юношеские годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      3

1.Сущность социализации как процесса становления личности в обществе.    

   Развитие личности всегда происходит в определенном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями, институтами. Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных системах.                 Социализация – достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

  Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь.        Социализация – это процесс формирования социальных качеств, это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и  играет определенную социальную роль, которая характеризует его отношения с другими индивидами. Социальный статус здесь – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе.

  Существуют различные подходы к определению этапов социализации

                                                           4

личности. Но все они связаны с определенными возрастными периодами жизни человека.

  Этапы социализации индивида:

  1) социальная адаптация – приспособление к социально-экономическим условиям, новой социальной роли, социальным нормам общества, социальным институтам в данной среде. Первичная стадия охватывает период детства (достижение некоторой устойчивости норм, ролей; с момента рождения до 25 лет), маргинальная (промежуточная) – социализация подростка. Вторичная стадия включает в себя даже зрелый и преклонный возраст и длится очень долго. Социализация пожилого человека содержит переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию. Социализация взрослых чаще всего связана с профессиональной деятельностью;

 2) интериоризация – включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, их принятие и становление привычным в сознании.

  Социализация – процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально неповторимое.  Человеческие качества представляют собой социальный продукт, результат социализации процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на

                                                         5

достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока  жизни одного поколения. У индивидов  не было бы тех общих навыков и  представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные  жизни в единой общественной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        6

2.Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи.  

Факторы социализации можно рассматривать  в их различных сочетаниях. Одно из них – это выявление макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов, влияющих на социализацию личности.

  Макрофакторы – это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации.

  К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится.

  Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане.    

Макрофакторы и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Информация, получаемая человеком  из средства массовой информации, влияет на процесс его социализации на прямую. Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации. На каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя центром агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это ближайшее семейное окружение: родители, супруг, дети, братья или сестры, а также друзья или близкие товарищи.        

Факторы макроуровня – социально-экономические  и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит  возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

                                                          7    

Факторы среднего уровня – система высшего  образования, реформирование которой  должно скорректировать мотивацию  обучения в высшей школе и смысл  образовательной деятельности.

К факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.    

Выделенные  три группы факторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества доминирующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро- и мезоуровней.     

В последние десятилетия в современной  России появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень обеспеченности молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами,

 

                                                                     8

равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся

обществе, и нестабильных условиях бытия. Впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              9

3.Основные проблемы молодежи в современной России.

  Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

  Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия.  Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки старых ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к

                                                           10

культурному развитию населения, противоречивость государственной  молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

  На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи  коммерциализации и негативного влияния средств массовой информации непрекращающейся духовной агрессии запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Все это в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи. Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи; развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени,  чем  другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным

Информация о работе Особенности социализации молодежи в современной России