Особенности социализации молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, которые связаны с приобретением новых статусов и изменением социальных ролей. В связи с этим социологи выделяют несколько этапов: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.
Социализация – процесс, идущий всю жизнь, однако наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………... стр.3
1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе……………………………………………………………. стр.4
2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи……………………………………………………………стр.7
3. Основные проблемы молодежи в современной России……….. стр.10
Заключение………………………………………………………………. стр.14
Практическое задание…………………………………………………... стр.15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социология контрольная.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

                                                              11

процессам, связанным с  усвоением систем ценностей, норм, формирующих  определённые формы поведения. Процесс  социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий  развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость  представляет собой период активного  формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального  статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи  определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые противоречия между поколениями. Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

  В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. Культ

                                                         12

моды и потребления  постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи,приобретая универсальный характер. Начинает преобладать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  13

Заключение.

  Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации к другой модели: трансформация основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    14

Практическое задание.

 

Особенности социализации родителей

Особенности социализации студентов

  1. партия и государство   могли или затормозить, преуменьшить роль молодого поколения, или, наоборот, расширить эту роль, в определённой степени превысить оправданное положение молодежи и юношеских организаций

нынешняя молодежь отказалась от высоких  идеалов, ставит перед собой приземленные задачи;

основной целью молодежи стало  достижение материального благополучия

  1. для всего общества одни нормы, все были равны перед законом и  в социальном плане

Власть и деньги стали одним  из решающих факторов социальной жизни  общества

  1. Основу идеологии страны составляло философское учение марксизм-ленинизм — учение,  о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, включая революционное свержение капитализма, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества

политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя  идеи и общественные идеалы, вместе они становятся как вспомогательная  сила, которая подталкивает людей  на реализацию поставленных целей

4)Престижным считалось наличие автомобиля любой марки, наличие импортной одежды и часов электроника.

Иметь  конкурентоспособную профессию на рынке труда, иметь возможность реализовывать свои планы, иметь семью.

5)В образовании критерием было интерес к данной профессии, а выбор рабочего места зависел напрямую от размера заработка

Для меня основным критерием  выбора направления в образовании, была дальнейшая востребовательность полученной мной профессии на рынке труда

6) важно было сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой обычаи, нормы и традиции

Социальный контроль менее  жесткий, многие проступки оказываются безнаказанными

7)они имели значение, но были далеко не на первом месте, были более развиты коллективизм, товарищество

Я считаю, что деньги занимают в наше время в жизни молодежи одну из главных ролей в социализации.

8) Родители проводили  свободное время в походах,  на природе. Посещали библиотеки  и танцплощадки, кинотеатры

Я предпочитаю проводить  досуг на природе, с семьей и друзьями.

9) бесплатное обучение, что давало возможность карьерному росту

Имея хороший заработок,   появляется возможность стать социально  мобильными


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  17

Список используемой литературы:  

1. Основы социологии. Курс лекций под ред. А. Г. Эфендиева. М.:2008.

2. Рукавишников В. и др. Политические культуры и социальные изменения. М.:2008.

3. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.:2012.

4. Социологический словарь. Минск, 2010.

5. Человек и общество. Основы современной цивилизации. М.: 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           18


Информация о работе Особенности социализации молодежи в современной России