Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:31, реферат
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит государственного бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.
Введение…………………………………………………………………..………3
§1. Социальная терапия как научная категория………………………..………5
§2. Социальные проблемы молодых инвалидов…………………….…………10
§3. Особенности социальной работы с молодыми инвалидами в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района»…………………………………………………………..……………….17
Заключение……………………………………………………………….………21
Список использованной литературы…………………………………….……..23
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1. Социальная терапия как научная категория………………………..………5
§2. Социальные проблемы молодых инвалидов…………………….…………10
§3. Особенности социальной работы с молодыми
инвалидами в ГУ «Территориальный центр
социального обслуживания населения Пуховичского
района»………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………….……..
ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит государственного бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует
от государства и
В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане (особенно молодые инвалиды) нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов после 18 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя».[8]
На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
Целью данной работы является исследование необходимости использования социальной терапии в решении проблем молодых инвалидов.
1. Социальная терапия как научная категория
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.
Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.
Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства [4;24].
Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания способности видеть положительное во всем и опираться на него. Коррекция и терапия - тесно связанные технологические социальные процедуры, имеющие в своем арсенале общие методы. Исходя из начального смысла слова "терапия", что означает уход, забота, лечение, можно предположить, что "социальная терапия" означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т.п. российский энциклопедический словарь социальной работы, изданный в 1997 г., трактует понятие "терапия социальная" как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий [5; 73].
Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах. Они включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов.
Существуют 4 основные модели психотерапии:
- психотерапия как
метод лечения, а именно
- психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);
- психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности ( психологическая модель);
- психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).
Социальный работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. В случае выявления серьезного отклонения в здоровье пациента социальный работник рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.
Именно специалист в
области социальной работы, овладев
современной технологией
В настоящее время имеется несколько направлений социальной работы, которые основываются на различных функциональных подходах.
Первый подход основывается на лечебной функции социальной работы. Он применяется социальными работниками многих западных стран. Так в США социальные работники часто работают в клиниках и центрах психического здоровья, где придерживаются ориентации на индивидуальное лечение. Роль социального работника как специалиста заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками [17; 60-61].
Второй подход в социальной работе – социальное развитие. Эта модель предполагает включение клиента в активную групповую деятельность. К примеру, для решения социальных проблем на работе деятельность таких групп рассматривается как процесс «совместного развития», который положительно влияет на социальное здоровье клиентов.
Третий подход основан на функции отстаивания интересов клиента. Главная задача здесь сводится к тому, чтобы разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу.
В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, которые мешают полноценному социальному развитию индивида или социальной группы.
Социальная терапия как определенная форма вмешательства в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья и т.д. [17; 63].
Используя терапевтические методы, социальный работник опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии.
Умение расположить к себе подопечного, доброжелательность, искреннее сочувствие и сопереживание входят в число качеств, от которых, наряду с профессионализмом социального работника, зависит терапевтический успех [17; 62].
Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный (информационное воздействие слова) и эмоциональный (выражение лица, интонация голоса социального работника и т.д.). Он должен быть для клиента авторитетом, эмоционально близким человеком через «связь», которая возникает в рамках терапевтического процесса.
В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на 2-х формах работы – индивидуальной и групповой. Каждая из них предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом. Цель такого взаимодействия – решение эмоциональных проблем, обмен информацией, направление асоциальных ориентаций в конструктивное русло и т.д.
Индивидуальная терапия
применяется к тем клиентам, решение
проблем которых требует конфид
Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, разработать эффективную программу индивидуальной терапии.
Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.
2. Социальные проблемы молодых инвалидов
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалидом» является любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [15; 211].
В Законе « О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» дано четкое определение понятия «инвалид»: это «лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите». [1]
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». [1]
Инвалиды, как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2