Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:31, реферат
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит государственного бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.
Введение…………………………………………………………………..………3
§1. Социальная терапия как научная категория………………………..………5
§2. Социальные проблемы молодых инвалидов…………………….…………10
§3. Особенности социальной работы с молодыми инвалидами в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района»…………………………………………………………..……………….17
Заключение……………………………………………………………….………21
Список использованной литературы…………………………………….……..23
категории:
- находящихся в домах- интернатах;
- проживающих в семьях.
Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.
Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах-интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах- интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений [5; 34].
Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Задачами этого дома-интерната являются:
- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
- организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;
- организация трудовой занятости инвалидов.
В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:
- активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;
- бытовое устройство, обеспечивая
поступивших благоустроенным
- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
- диспансеризацию и лечение
инвалидов, организацию
- обеспечение нуждающихся
- в соответствии с медицинскими
рекомендациями организацию
В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.
Следствием различной степени
нарушений функции опорно-
Характер патологии
Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, важное значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.
В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.
Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями как объектов “социальной терапии”.
Среди проблем людей с ограниченными возможностями, особенно молодых, чаще всего, фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению.
Можно предположить, что острота физических, социально-экономических и, главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, а приобретенной аномалии (инвалидности), становящейся сильным стрессогенным фактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то степени, его ближайшего окружения.
Одна из основных психологических проблем молодых людей с ограниченными возможностями - это проблема маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит себя такой человек - к “миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ограниченными возможностями либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ограниченными возможностями могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.
Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни молодых инвалидов является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.
В часто встречающихся случаях, когда затруднения молодого человека с ограниченными возможностями в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у молодого инвалида умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации.
В принципе настоящая независимость предполагает независимость не только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс- психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов.
Одним из важнейших факторов
успешности медико-социально-
В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов.
Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у 41,8% молодых инвалидов) [7;208].
Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
3. Особенности социальной работы
с молодыми инвалидами в ГУ
«Территориальный центр
Реабилитация инвалидов является приоритетным направлением социальной политики нашего государства, основным звеном в системе социальной защиты.
В решении проблем молодежной инвалидности актуальны новые подходы, основной акцент в которых делается на социальные мероприятия и программы. Они направлены на воспитание и социализацию личности молодого инвалида, обеспечения ему условий для развития потенциальных возможностей и независимой жизни в будущем.
В 1999 году в ГУ «Территориальный Центр социального обслуживания населения Пуховичского района» было открыто отделение дневного пребывания детей-инвалидов и молодых инвалидов. В настоящее время в отделении работают 5 специалистов, которые имеют хорошую профессиональную подготовку, большой стаж и опыт работы. Обучение специалистов проводилось через семинары, тренинги и стажировки как в нашей стране, так и за рубежом: в России, Прибалтике, Украине, Швеции и Германии.
В отделении постоянно поддерживается и обновляется компьютерная база данных молодых инвалидов по всему району. На сегодняшний день в районе насчитывается 240 молодых людей с ограниченными возможностями [10 ].
Главная цель работы отделения дневного пребывания - создание необходимых условий для достижения каждым ребенком-инвалидом и молодым инвалидом максимально возможного для него уровня развития и интеграции в общество.
Специалистами отделения дневного пребывания детей-инвалидов и молодых инвалидов ставятся следующие задачи:
- определение коррекционного воздействия для разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы;
- формирование коммуникативных навыков с целью оптимизации коррекционных мероприятий;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в окружающей среде;
- формирование продуктивных видов деятельности;
- создание условий
психологического комфорта
- внедрение в коррекционно-
В социальной работе с молодыми инвалидами важным направлением является создание условий для их полноценной жизни, их социальной адаптации. В связи с этим разработано несколько программ, одной из которых является программа «Шаг за шагом».
Цели данной программы:
- создание условий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности;
- формирование жизненно важных знаний и умений [13].
Особенность работы по программе «Шаг за шагом» заключается в использовании нового метода - работа командой. Суть данного метода состоит в следующем: с молодым инвалидом и его семьей работает команда специалистов, в состав которой входят специалисты разных профилей: логопед, психолог, невропатолог, специалист по социальной работе. Это люди, которые понимают друг друга, совместно обсуждают проблемы и пути их решения, вырабатывают единую программу помощи и сопровождения молодого инвалида и его семьи. Новый метод на практике показал, что помощь командой наиболее эффективна. Специалистами составлены и периодически корректируются индивидуальные программы развития на каждого молодого инвалида, по которым ведется работа: групповые и индивидуальные занятия, консультации для детей и родителей. Так за 2007 год было дано 476 консультаций молодым инвалидам и их родителям, 20 молодых людей с ограниченными возможностями посещают группу дневного пребывания [10]. Проводятся консультации невропатолога и психолога с молодыми инвалидами и их родителями. Ежедневно проходят занятия логопеда. Кроме того, ведется терапевтическая работа с лежачими детьми. Логопед на дому проводит коррекционные занятия.