Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей молодежной политики в странах северо-западной Европы. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
1.Определить сущность понятия «социальная политика» как родового для молодежной политики.
2.Установить особенности молодежи как социально-демографической группы и ее основные социальные проблемы.
3.Определить содержание молодежной политики как направления государственной социальной политики.
4.Установить общие характеристики социальной политики стран северо-западного региона зарубежной Европы.
5.Выделить общие и особенные черты молодежной политики страны северо-западной Европы.
Работа с молодежью акцентируется на сотрудничестве со школьными сообществами. Среди их ключевых партнеров Отдел общего образования департамента Министерства образования и научной политики и Национальный Совет по образованию. Их общая сфера деятельности охватывает жизнь школьников после уроков, грамотность школьников в области средств массовой информации и демократии, а также различные проекты по расширению возможностей молодежи (2003–2007 гг.). Ответственность за образование и обучение в молодежной работе лежит на Отделах Министерства по университетскому, политехническому и профессиональному образованию.
В настоящее время финские законы, регулирующие высшее образование, кроме традиционных видов деятельности, ставят перед высшей школой новую задачу – контролировать окружающую среду и потенциальный рынок труда. Решение этой проблемы достигается путем усиления контактов с местными компаниями и фирмами, общественными и частными организациями как непосредственными заказчиками на подготовку соответствующих специалистов. Почти каждый вуз имеет специальную службу занятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда. Кроме того, существуют национальные агентства, которые исследуют тенденции в этой сфере на национальном уровне. Усиление влияния государства на систему высшего образования, повышение требований к специалисту и его положению на рынке труда обусловило одну из ведущих тенденций университетского образования – возрастание его профессиональной ориентации.
Основными организациями, занятыми в молодежное работы общественного сектора – это местные власти (муниципалитеты). Их обязанности определены в Законе о молодежи, но муниципальное учреждение по своему усмотрению определяет объем и проводит реализацию сервисов. На 1.01.2006 г. в Финляндии существовало 432 муниципальных учреждения.
В целях расширения гражданской и общественной активности молодых людей, определенной в Законе о молодежи в Финляндии (2006 г.) созданы 69 национальных молодежных организаций и национальных служб по организации молодежной работы и 37 национальных организаций по молодежной работе, получающих рабочие субсидии от Министерства образования. Кроме того, Министерство образования выделяет рабочие субсидии районным организациям.
Как и в других скандинавских странах, в Финляндии ведется активная борьба с наркотиками, которая является важным аспектом молодежной политики этих стран. Однако в этой стране паника в обществе не достигла того размаха, как в других скандинавских странах. Это связано со следующими факторами: во-первых, Финляндия занимает окраинное положение и поэтому все новые «веяния» доходят туда с опозданием; во-вторых, в Финляндии долгое время проблемой номер один был алкоголизм, поэтому наркотики отходили на второй план; в-третьих, решение большой части финских проблем с наркотиками берет на себя соседняя Швеция, в которой борьба с наркоманией – ведущий национальный приоритет.
Как и в других скандинавских странах, в Финляндии имеет место активное вовлечение молодежи в политическую жизнь страны. В Парламенте Финляндии регулярно один раз в два года (с 1998 года) собирается «Молодежный парламент». 17 марта 2006 г. состоялось пленарное заседание «Молодежного парламента», что стало одним из ключевых событий в рамках столетнего юбилея финского парламента. «Молодежный парламент» организован совместно с Центром школьных клубов.
Парламент Финляндии проводит «игры в законодателей» – инновационный способ обучения законотворческой деятельности, навыкам парламентаризма и политики. Участники игры узнают, как готовятся и принимаются законы, как проходит рабочий день членов парламента. Игра может проводиться на финском или шведском языке в гостевом центре; также возможно проведение игры в режиме он-лайн на сайте парламента.
Норвежские органы власти на протяжении многих лет уделяли большое внимание тому, чтобы обеспечить активную роль детей и молодежи в развитии общества. Как государственное законодательство, так и ратифицированная Конвенция ООН о правах ребенка поддерживают право детей и молодежи на высказывание собственного мнения и право на то, что это мнение будет услышано. Благодаря этому дети и молодежь получают возможность оказывать воздействие на свою жизнь и получают стимул для активного участия в жизни общества.
Неправительственные детские и молодежные организации проводят обучение детей и молодежи демократии, участию в общественной жизни и осознанию своей ответственности. Норвежские органы власти полагают, что детские и молодежные организации являются выразителем детских и молодежных интересов и играют основную роль в политике по отношению к детям и юношеству. На этом основании государство проводит активную деятельность по поддержке и укреплению неправительственных организаций такого типа.
Также норвежское правительство придает большое значение мерам, способствующим повышению активной роли детей и молодежи в обществе. Таким образом, наряду с государственными мерами, уделяется также внимание учебному процессу, проведению досуга, обстановке в семье и культуре. Муниципальные органы власти постоянно организуют мероприятия, которые позволяют детям и молодёжи возможность участвовать в процессе планирования и принятия решения на местном уровне. 75 процентов от общего количества коммун Норвегии учредили детские и молодежные советы и другие подобные организации. Помимо этого центральные и местные органы власти организуют собрания, семинары, слушания и конференции и прочие мероприятия, на которых дети и молодежь могут высказать свои идеи и предложения.
Работа с молодежью в образовательных учреждениях в Норвегии строится на основе отнесения учащегося к одному из следующих типов личности:
Такая классификация позволяет осуществлять учет личностных особенностей учащихся, способствовать их максимальной самореализации. Из всех скандинавских стран Норвегия в этом отношении является самой передовой.
Норвегия является самой строгой страной в отношении к наркотикам на Скандинавском п-ове. При отягчающих обстоятельствах за такие преступления можно получить максимально предусмотренное законом наказание – 21 год лишения свободы. В Швеции и Финляндии максимальный срок равен 10 годам. Существующая в Норвегии система контроля за потреблением лекарственных средств, по всей видимости, является самой строгой в мире, хотя на уровне потребления это никак не отражается, а уровень потребления алкоголя признан самым низким в Скандинавии.
Норвежский парламент (Стортинг) использует различные формы сотрудничества с молодыми людьми и студентами:
– экскурсии во время заседаний парламента (4 экскурсии каждый день), встречи молодых людей с представителями в парламенте от их территориальных образований;
– организация лекций о законодательстве, функциях парламента, электоральной системе;
– предоставление помещений, помощь студентам в организации встреч, дебатов, лекций по актуальным проблемам;
– помощь школам, которые участвуют в ролевых играх в парламенте.
Информация об этих мероприятиях содержится в рассылаемых в школы и библиотеки брошюрах, а также на сайте Парламента. На «молодежных страницах» сайта парламента предлагаются различные варианты действий (например, взять интервью у члена парламента). В сентябре 2005 года был открыт учебный центр («мини-Тинг»), где проводятся трехчасовые ролевые игры для школьников старших классов, дающие знания о работе парламента, политике и демократии.
Шведская молодежная политика является эталонной и освещена в литературе наиболее полно. Разработка единых национальных программ и планов в той стране не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Деятельность по реализации молодежной политики координируется Министерством культуры, действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.
Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в Швеции. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).
К середине 90-х гг. в Швеции была завершена модернизация системы гимназического образования. Под модернизацией понимается введение школьного обучения для всех. «Более конкретный смысл этого понятия означает, что в Швеции приняты законы, гарантирующие всем детям и молодежи страны бесплатный доступ к формальному образованию, независимо от того, к какой нации или этносу он принадлежит».
Профессиональное образование в Швеции в большой степени ориентировано на решение проблем детей и молодежи из тех групп населения, которые подвержены социальной изоляции, являются маргинальными. В основном к таким группам относятся семьи иммигрантов. Дети из таких семей часто не могут достичь минимального уровня образования, не продолжают учебу в старших классах, лишены доступа к обозначенным выше образовательным программам. Также вниманием охвачена молодежь с асоциальным поведением, злоупотребляющая алкоголем, наркотиками. Для того, чтобы такие дети смогли в будущем стать полноценными гражданами и принимать активное участие в жизни общества, в шведских школах предпринимаются инициативы, содействующие успешной социализации учащейся молодежи.
Местные власти отдают себе отчет в том, насколько сложным и противоречивым является процесс вхождения учащейся молодежи в современное общество. Для оптимизации этого процесса они организуют в период летних каникул различные практикумы по изучению той или иной профессии. Летняя работа служит полем деятельности и тем, кто вплотную подошел к проблемам взрослой жизни и тем, кто еще выбирает, раздумывает, присматривается к будущей профессии или просто желает приобрести какие либо умения, которые сделают его жизнь более наполненной.
Одним из важнейших направлений социальной политики Швеции, в том числе и молодежной, является решение проблемы межнационального общения и сотрудничества как внутри страны (многонациональность давно стала отличительной чертой шведского общества), так и в отношениях с другими странами. Всячески поощряются и находят отражение в учебных планах различные формы образовательного обмена, когда учащиеся и учителя из шведских образовательных учреждений получают возможность учиться и работать в других странах. В последние годы активно решается проблема интенсификации изучения шведского языка иммигрантами.
Минимизация молодежной безработицы является другим направлением молодежной политики. В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. Частный бизнес в Швеции принимает активное участие в профессиональной подготовке учащихся старшей школы. Деловой мир, заинтересованный в пополнении энергичной, профессионально подготовленной молодежью, с готовностью откликается на призыв школы к сотрудничеству. Существуют даже варианты собственных образовательных программ предприятий, учитывающих современные требования к формированию профессиональных умений, необходимых для производства той или иной продукции. Шведские специалисты считают, что в настоящее время слишком быстро меняются технологии, а информация устаревает и перестает иметь практическое значение. Поэтому суть подготовки квалифицированного работника они видят в овладении им принципами современного бизнеса и технологии, которое позволит выпускникам в дальнейшем находить себе применение в различных сферах и на различных рабочих местах.
Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом. В настоящее время Агентство образования Швеции проводит анализ деятельности школ, направленный на поиск новых методов борьбы с антагонизмом в сфере общечеловеческих ценностей. Усилия системы народного образования, нацеленные на интеграцию молодежи в современный мир взрослых, позволяют молодым людям с уверенностью смотреть в будущее. Большое внимание также уделяется половому и сексуальному воспитанию молодежи. Шведская образовательная программа «Любовь! Вы можете это почувствовать» в 1997 г. была признана «лучшей образовательной программой по сексу».
Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.
Важное направление молодежной политики – борьба с наркоманией. В Швеции действует успешно работающая система борьбы с наркоманией. С этой целью в 2001 г. была подготовлена образовательная программа «Сохраните ваше здоровье». Основная работа ведется на уровне губерний и коммун. В коммунах к подобной деятельности привлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, образования, полиции, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. Головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления, в составе которой находится специальное подразделение по противодействию наркомании. Непосредственная помощь наркоманам оказывается через межрайонные группы численностью 8–10 человек, под опекой которых находится 5–6 городских районов. Основные задачи таких групп – это выявление наркоманов, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, распространение антинаркотической пропаганды.
Информация о работе Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова