Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей молодежной политики в странах северо-западной Европы. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
1.Определить сущность понятия «социальная политика» как родового для молодежной политики.
2.Установить особенности молодежи как социально-демографической группы и ее основные социальные проблемы.
3.Определить содержание молодежной политики как направления государственной социальной политики.
4.Установить общие характеристики социальной политики стран северо-западного региона зарубежной Европы.
5.Выделить общие и особенные черты молодежной политики страны северо-западной Европы.

Файлы: 1 файл

Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Для выявления лиц, имеющих  проблемы с наркотиками действуют  специальные наркопатрули, которые  посещают общественные места, места  традиционного скопления молодежи. При выявлении наркоманов с ними ведется разъяснительная работа, направление в медицинское учреждение возможно только при соблюдении принципа добровольности.

Важное направление  борьбы с наркоманией в Швеции – издание и распространение пропагандистской литературы. Это брошюры, листовки, плакаты, в простой и доходчивой форме рассказывающие о вреде алкоголя и наркотиков и о том, где и каким образом можно получить консультацию и помощь специалистов. Эта литература печатается за счет бюджета коммуны и распространяется в учебных заведениях, по месту жительства, в больницах, на рабочих местах. Кроме того, эксперты, привлекаемые социальными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельность в школах, высших учебных заведениях. Такая работа проводится не только среди учащихся, но и с родителями, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания несложной помощи в экстренных ситуациях.

Так же в Швеции действуют  программы по обеспечению доступного жилья для молодежи, дающие возможность  молодежи жить обособленно от родителей, по поддержке на федеральном и местном уровнях организаций по досугу молодежи.

В Швеции Отдел информации и управления знаниями Риксдага отвечает за организацию образовательных  экскурсий в парламент для  школьников (каждый год около 20 тысяч школьников посещают парламент). Во время экскурсий обсуждаются проблемы, актуальные для общества и парламента, школьники могут задавать вопросы о работе и организации Риксдага. Также проводятся экскурсии для школьных учителей, студентов и преподавателей колледжей и университетов.

Риксдаг в 2004 году с целью  повышения активности молодых граждан  в четвертый раз провел акцию  «Молодежный парламент». 349 учеников старших классов один день могли  «побыть» членами парламента – работали в комитетах, участвовали в дебатах, голосовали, обращались к министрам. Заседание вел спикер парламента. Следующая такая акция планируется в 2007 году.

В Швеции имеется сеть специализированных учреждений социального обслуживания для молодежи. К основным из них относятся:

  • Молодежные центры преодоления кризиса («молодежные дома»). В них помещают правонарушителей в возрасте 16–21 года. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительного учреждения. В центре есть все, что нужно для организации интересного и здорового досуга молодежи. Вокруг таких учреждений отсутствует колючая проволока, ограда. Воспитанники могут посещать родственников, без охраны передвигаться по городу. Однако в таких центрах достаточно жесткий режим. Воспитанники работают по 7–8 часов в день. Основными способами исправления и реабилитации является построение с воспитанниками доверительных отношений, привитие им трудовых навыков, создание условий для переосмысления жизни, формирование правил культурного, социально приемлемого общения.
  • Приюты для подростков, ушедших из семьи. Работники приюта не спешат возвратить подростка в семью или поставить на учет в полицию. Они пытаются, опираясь на индивидуальный подход, разобраться в характере подростка, мотивах его поведения. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит предпосылкой для преодоления кризиса.
  • Также развита сеть наркологических служб: А-клиники, станции помощи несовершеннолетним, вытрезвители, интернаты-лечебницы, интернаты-общежития, диспансеры и т.д. Общими признаками данных учреждений является следование принципам добровольности, гуманизма, высокий уровень обслуживания, опора на положительное в клиентах, вера в их возможности.

В заключение обзора молодежной политики скандинавских стран нельзя не упомянуть о молодежной программе  Баренцева региона, которая является первым шагом в выработке здоровой региональной молодежной политики в  Баренцевом Евро-Арктическом Регионе (БЕАР). Официальное молодежное сотрудничество на региональном уровне в Баренцевом регионе началось со Встречи молодежи Баренцева региона, которая состоялась в Кируне в период 4 – 6 сентября 1998 года. Это сотрудничество получило формальный статус путем организации в 2000 году Баренцева Регионального Молодежного Форума. Специальная рабочая группа молодежной политике под началом Баренцева Евро-Арктического Совета была создана по финской инициативе в мае 1999 года и играет важную роль в решении молодежных проблем в рамках Баренцева сотрудничества.

Целью данной программы  является создание основ:

  • для улучшения условий жизни молодежи в Баренцевом регионе путем придания молодежным вопросам приоритетного характера в Баренцевом сотрудничестве;
  • для возрастающего участия молодежи в основной деятельности в рамках контактных сетей Баренцева региона;
  • для уделения большего внимания молодежным вопросам в различных приоритетных сферах сотрудничества;
  • для укрепления чувства принадлежности молодых людей к Баренцеву региону посредством установления контактов через культурные и географические границы;
  • для большей привлекательности Баренцева региона для молодых людей путем улучшения их условий жизни с тем, чтобы молодежь оставалась в регионе или возвращалась в регион после окончания учебы.

Приоритетные области  программы:

  • Образование и предпринимательство.
  • Культура и спорт.
  • Окружающая среда.
  • Социальные вопросы и здоровье.
  • Коренное население и меньшинства.

Таким образом, каждая из скандинавских стран обладает своей, достаточно четко отработанной моделью политики в отношении молодежи. В то же время усиливающаяся интеграция северных государств (в том числе и России) послужила основой для объединения их усилий в области молодежной политики.

 

 

 

Заключение

 

Предметом данной курсовой работы являлась молодежная политика стран северной Европы (Норвегии, Швеции и Финляндии).

В ходе решения поставленных задач, в первой главе курсовой работы раскрыта сущность социальной политики и установлены ее основные типы (государственно-территориальный, сферный и демографический); показаны приоритетные направления социальной политики в современном мире. В курсовой работе рассматривается сущность молодежи как социально-демографической группы и анализируются основные социальные проблемы современной молодежи; определяется сущность и назначение молодежной политики, ее цель, основные задачи и направления.

Во второй главе работы на конкретных примерах устанавливаются общие характеристики социальной политики стран северной Европы (социал-демократическая модель), а также анализируется молодежная политика трех государств северной Европы: Норвегии, Швеции и Финляндии. Данный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на наличие некоторых национальных особенностей, в молодежной политике скандинавских государств больше общего, чем отличий. Ведущим государством в социальной политике и ее молодежном аспекте в частности является Швеция.
  2. Наиболее значимыми направлениями молодежной политики в скандинавских странах являются следующие: социализация подрастающего поколения с акцентами на активную гражданскую позицию и толерантность; содействие профессиональной социализации и трудоустройству молодежи; борьба с употреблением алкоголя и наркотиков в молодежной среде.
  3. Стратегия молодежной политики скандинавских государств основана на паритете государства и структур гражданского общества.
  4. В последние годы четко обозначилась тенденция сотрудничества в сфере молодежной политики государств Арктического региона Европы.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой, а задачи решенными. Анализ молодежной политики ведущих государств северной Европы показывает его большую актуальность для современной России. Построение региональной концепции реализации государственной молодежной политики в Мурманской области и других регионах российского севера должно строиться с обязательным учетом достижений скандинавских стран, а также с ориентацией на сотрудничество с ними.

 

 

 

Литература

 

  1. Аксенова Э.А. Инновационные программы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции/Э.А. Аксенова // Педагогика. – 2007. – №6. – С. 87–93.
  2. Антюшкина Н.М. Северная Европа: дивергенция или конвергенция? Анализ двух региональных инструментов (СГБМ и СБЕР) и перспективы третьего («Северное измерение») /Н.М. Антюшкина – М., 2001.
  3. Антропов В.В. Шведская модель социальной защиты/В.В. Антропов // Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 122–130
  4. Воробьев Н.Е. Особенности системы образования в Финляндии/Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 112–117.
  5. Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции/С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2007. – №3. – С. 71 -79.
  6. Гриншпун С.С. Современные тенденции развития школьного образования в Скандинавии/С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 100–106.
  7. Закон Финляндии о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/136/
  8. Закон Швеции о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/124/
  9. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защиты женщин, детей, семьи: Учеб. пособие/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М., 2003.
  10. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – Т. 16. – С. 478.
  11. Краткий словарь по социологи / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – М., 1989. – С. 164.
  12. Краткое содержание системы социальной защиты Финляндии. Режим доступа: www.safework.ru/international_collaboration/Country/Finl/Ministry_social.htm
  13. Кристи Н., Бруун К. Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии. Режим доступа: www.prison.org/lib/christy6_2.shtml
  14. Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2007/VSF_NEW200705021440/VSF_NEW200705021440_p_003.htm
  15. Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи/ В.Т. Лисовский // Социальная работа. 1994. №1. С. 57–59.
  16. Молодежная программа Баренцева региона. Режим доступа: www.pomorsu.ru/Departments/ovr/news/barens.shtml/
  17. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие – М., 1999.
  18. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2000.
  19. Римашевская Н.М. Качественный потенциал детей и молодежи: методологические аспекты измерения/Н.М. Римашевская // Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 85–91.
  20. Северная Европа/ Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/18216
  21. Сидорина Т.Ю. Социальная политика – между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. – 2005. – №6 – С. 111–121.
  22. Социальная политика Норвегии. Режим доступа: www.info-com.org/socpol.htm
  23. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2003.
  24. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М., 1999.

Информация о работе Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова