Для выявления лиц, имеющих
проблемы с наркотиками действуют
специальные наркопатрули, которые
посещают общественные места, места
традиционного скопления молодежи.
При выявлении наркоманов с ними
ведется разъяснительная работа,
направление в медицинское учреждение возможно только при
соблюдении принципа добровольности.
Важное направление
борьбы с наркоманией в Швеции – издание и распространение
пропагандистской литературы. Это брошюры,
листовки, плакаты, в простой и доходчивой
форме рассказывающие о вреде алкоголя
и наркотиков и о том, где и каким образом
можно получить консультацию и помощь
специалистов. Эта литература печатается
за счет бюджета коммуны и распространяется
в учебных заведениях, по месту жительства,
в больницах, на рабочих местах. Кроме
того, эксперты, привлекаемые социальными
службами, ведут лекционно-разъяснительную
деятельность в школах, высших учебных
заведениях. Такая работа проводится не
только среди учащихся, но и с родителями,
которым на специальных занятиях даются
основные знания по антинаркотическому
законодательству, сведения о наркотических
средствах, навыки оказания несложной
помощи в экстренных ситуациях.
Так же в Швеции действуют
программы по обеспечению доступного
жилья для молодежи, дающие возможность
молодежи жить обособленно от родителей, по поддержке
на федеральном и местном уровнях организаций
по досугу молодежи.
В Швеции Отдел информации
и управления знаниями Риксдага отвечает
за организацию образовательных
экскурсий в парламент для
школьников (каждый год около 20 тысяч школьников посещают парламент).
Во время экскурсий обсуждаются проблемы,
актуальные для общества и парламента,
школьники могут задавать вопросы о работе
и организации Риксдага. Также проводятся
экскурсии для школьных учителей, студентов
и преподавателей колледжей и университетов.
Риксдаг в 2004 году с целью
повышения активности молодых граждан
в четвертый раз провел акцию
«Молодежный парламент». 349 учеников
старших классов один день могли
«побыть» членами парламента – работали
в комитетах, участвовали в дебатах, голосовали, обращались к
министрам. Заседание вел спикер парламента.
Следующая такая акция планируется в 2007
году.
В Швеции имеется сеть
специализированных учреждений социального обслуживания для молодежи.
К основным из них относятся:
- Молодежные центры преодоления кризиса («молодежные дома»). В них помещают правонарушителей в возрасте 16–21 года. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительного учреждения. В центре есть все, что нужно для организации интересного и здорового досуга молодежи. Вокруг таких учреждений отсутствует колючая проволока, ограда. Воспитанники могут посещать родственников, без охраны передвигаться по городу. Однако в таких центрах достаточно жесткий режим. Воспитанники работают по 7–8 часов в день. Основными способами исправления и реабилитации является построение с воспитанниками доверительных отношений, привитие им трудовых навыков, создание условий для переосмысления жизни, формирование правил культурного, социально приемлемого общения.
- Приюты для подростков, ушедших из семьи. Работники приюта не спешат возвратить подростка в семью или поставить на учет в полицию. Они пытаются, опираясь на индивидуальный подход, разобраться в характере подростка, мотивах его поведения. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит предпосылкой для преодоления кризиса.
- Также развита сеть наркологических служб: А-клиники, станции помощи несовершеннолетним, вытрезвители, интернаты-лечебницы, интернаты-общежития, диспансеры и т.д. Общими признаками данных учреждений является следование принципам добровольности, гуманизма, высокий уровень обслуживания, опора на положительное в клиентах, вера в их возможности.
В заключение обзора молодежной
политики скандинавских стран нельзя
не упомянуть о молодежной программе
Баренцева региона, которая является
первым шагом в выработке здоровой
региональной молодежной политики в
Баренцевом Евро-Арктическом Регионе (БЕАР). Официальное молодежное
сотрудничество на региональном уровне
в Баренцевом регионе началось со Встречи
молодежи Баренцева региона, которая состоялась
в Кируне в период 4 – 6 сентября 1998 года.
Это сотрудничество получило формальный
статус путем организации в 2000 году Баренцева
Регионального Молодежного Форума. Специальная
рабочая группа молодежной политике под
началом Баренцева Евро-Арктического
Совета была создана по финской инициативе
в мае 1999 года и играет важную роль в решении
молодежных проблем в рамках Баренцева
сотрудничества.
Целью данной программы
является создание основ:
- для улучшения условий жизни молодежи в Баренцевом регионе путем придания молодежным вопросам приоритетного характера в Баренцевом сотрудничестве;
- для возрастающего участия молодежи в основной деятельности в рамках контактных сетей Баренцева региона;
- для уделения большего внимания молодежным вопросам в различных приоритетных сферах сотрудничества;
- для укрепления чувства принадлежности молодых людей к Баренцеву региону посредством установления контактов через культурные и географические границы;
- для большей привлекательности Баренцева региона для молодых людей путем улучшения их условий жизни с тем, чтобы молодежь оставалась в регионе или возвращалась в регион после окончания учебы.
Приоритетные области
программы:
- Образование и предпринимательство.
- Культура и спорт.
- Окружающая среда.
- Социальные вопросы и здоровье.
- Коренное население и меньшинства.
Таким образом, каждая из
скандинавских стран обладает своей, достаточно четко отработанной моделью
политики в отношении молодежи. В то же
время усиливающаяся интеграция северных
государств (в том числе и России) послужила
основой для объединения их усилий в области
молодежной политики.
Заключение
Предметом данной курсовой работы являлась молодежная политика
стран северной Европы (Норвегии, Швеции
и Финляндии).
В ходе решения поставленных
задач, в первой главе курсовой работы раскрыта
сущность социальной политики и установлены
ее основные типы (государственно-территориальный,
сферный и демографический); показаны
приоритетные направления социальной
политики в современном мире. В курсовой
работе рассматривается сущность молодежи
как социально-демографической группы
и анализируются основные социальные
проблемы современной молодежи; определяется
сущность и назначение молодежной политики,
ее цель, основные задачи и направления.
Во второй главе работы на конкретных примерах устанавливаются
общие характеристики социальной политики
стран северной Европы (социал-демократическая
модель), а также анализируется молодежная
политика трех государств северной Европы:
Норвегии, Швеции и Финляндии. Данный анализ
позволяет сделать следующие выводы:
- Несмотря на наличие некоторых национальных особенностей, в молодежной политике скандинавских государств больше общего, чем отличий. Ведущим государством в социальной политике и ее молодежном аспекте в частности является Швеция.
- Наиболее значимыми направлениями молодежной политики в скандинавских странах являются следующие: социализация подрастающего поколения с акцентами на активную гражданскую позицию и толерантность; содействие профессиональной социализации и трудоустройству молодежи; борьба с употреблением алкоголя и наркотиков в молодежной среде.
- Стратегия молодежной политики скандинавских государств основана на паритете государства и структур гражданского общества.
- В последние годы четко обозначилась тенденция сотрудничества в сфере молодежной политики государств Арктического региона Европы.
Таким образом, цель работы
можно считать достигнутой, а задачи решенными. Анализ молодежной
политики ведущих государств северной
Европы показывает его большую актуальность
для современной России. Построение региональной
концепции реализации государственной
молодежной политики в Мурманской области
и других регионах российского севера
должно строиться с обязательным учетом
достижений скандинавских стран, а также
с ориентацией на сотрудничество с ними.
Литература
- Аксенова Э.А. Инновационные программы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции/Э.А. Аксенова // Педагогика. – 2007. – №6. – С. 87–93.
- Антюшкина Н.М. Северная Европа: дивергенция или конвергенция? Анализ двух региональных инструментов (СГБМ и СБЕР) и перспективы третьего («Северное измерение») /Н.М. Антюшкина – М., 2001.
- Антропов В.В. Шведская модель социальной защиты/В.В. Антропов // Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 122–130
- Воробьев Н.Е. Особенности системы образования в Финляндии/Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 112–117.
- Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции/С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2007. – №3. – С. 71 -79.
- Гриншпун С.С. Современные тенденции развития школьного образования в Скандинавии/С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 100–106.
- Закон Финляндии о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/136/
- Закон Швеции о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/124/
- Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защиты женщин, детей, семьи: Учеб. пособие/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М., 2003.
- Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – Т. 16. – С. 478.
- Краткий словарь по социологи / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – М., 1989. – С. 164.
- Краткое содержание системы социальной защиты Финляндии. Режим доступа: www.safework.ru/international_collaboration/Country/Finl/Ministry_social.htm
- Кристи Н., Бруун К. Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии. Режим доступа: www.prison.org/lib/christy6_2.shtml
- Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2007/VSF_NEW200705021440/VSF_NEW200705021440_p_003.htm
- Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи/ В.Т. Лисовский // Социальная работа. 1994. №1. С. 57–59.
- Молодежная программа Баренцева региона. Режим доступа: www.pomorsu.ru/Departments/ovr/news/barens.shtml/
- Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие – М., 1999.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2000.
- Римашевская Н.М. Качественный потенциал детей и молодежи: методологические аспекты измерения/Н.М. Римашевская // Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 85–91.
- Северная Европа/ Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/18216
- Сидорина Т.Ю. Социальная политика – между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. – 2005. – №6 – С. 111–121.
- Социальная политика Норвегии. Режим доступа: www.info-com.org/socpol.htm
- Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2003.
- Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М., 1999.