Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель: изучить проблематику организации досуга в различных возрастных категориях.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2) Определить специфику организации досуга молодёжи и пожилых людей.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.1 Теоретические аспекты досуга…………………………………………….. 5
1.2 Специфика организации досуга молодежи…………………………….... 10
1.3 Специфика организации досуга пожилых людей……………………… 14
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Библиография
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.3 Специфика организации досуга пожилых людей……………………… 14
Заключение……………………………………………………
Библиография ……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Благодаря этому времени индивид может развивать в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в трудовой деятельности. Деятельность должна осуществляться в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физическая культура и спорт, активный отдых, туризм, путешествия – вот чем и ещё многим другим может быть занят человек в свободное время. К. Маркс и Ф. Энгельс первыми указали на огромное значение свободного времени в жизнедеятельности общества и всестороннем развитии личности. К. Маркс оценивал свободное время как «настоящее богатство». Он писал, что оно «…остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для развития способностей и т. д.».
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально- культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни людей.
От умения направлять свою
деятельность в часы досуга на достижение
общезначимых целей, реализацию своей
жизненной программы, развитие и
совершенствование своих
В данное
время складывается проблемная
ситуация в организации
На данном этапе очень важно организовать свободное время в различных возрастных категориях, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая престарелыми людьми.
Цель: изучить проблематику организации досуга в различных возрастных категориях.
Задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСУГА
Досуг –
синоним словосочетания «
Неумение содержательно
и с пользой для себя и
окружающих организовать досуг
– показатель низкой культуры
человека. С другой стороны, интересный
досуг – средство
Свободное
время в современном обществе
отражает основные
За основание классификации
свободного времени по его структуре можно
принять характер осуществляемой людьми
деятельности в свободное время с точки
зрения восстановления сил человека, поглощенных
трудом и другой неотложной деятельностью,
а также социального, духовного и физического
развития человека.
Среди главных структурных
видов проведения свободного времени
целесообразно особо выделить активную
творческую деятельность, включающую
чтение периодики и художественной литературы,
любительские занятия (хобби), повышение
квалификации, профессионализма, занятия
физической культурой и спортом, участие
в экскурсиях, турпоездках и круизах, воспитание
детей, общение.
Конкретизирует структуру свободного
времени его содержание. Оно связано с
определенными занятиями классов, групп
людей или отдельного индивида, с той или
иной деятельностью, с различными преобладающими
видами деятельности, и вместе с тем оно
позволяет определить их качество, эффективность
и так далее. [5]
Важное место
в структуре досуга занимает
общение с другими людьми –
семейный досуг, дружеские
Деятельность,
входящую в сферу досуга, можно
условно разделить на
Другую группу
в структуре досуга
Наше общество
в последнее время меняется
в духовном и психологическом
плане. Изменения,
Ныне, с одной
стороны, создаются
Согласно проведенным
социологическим исследованиям,
Определенные
различия в проведение досуга,
определяются возрастом,
Таблица 1
Форма проведения досуга |
До 30 лет |
31 – 50 |
51 и более лет |
Просмотр телепередач Просмотр кинофильмов Посещение спектаклей, концертов Встреча с интересными людьми Поездка за город Участие в неформальных объединениях Посещение дискотек, вечеров танцев Приём гостей Чтение книг Участие в тематических вечерах Занятия физкультурой и спортом Посещение родственников, друзей Участие в художественной самодеятельности Участие в техническом творчестве |
60,0 65,9 34,4
20,8
16,5 73,1
23,0
12,3 37,6 5,5
17,6
27,1
5,8
4,1 |
67,8 65,3 38,2
25,2
16,2 68,2
7,1
15,4 28,8 5,2
4,7
25,5
7,4
2,2 |
68,4 61,6 38,0
30,5
11,5 18,6
4,3
9,0 29,7 7,9
1,8
28,7
1,3
0,5 |
Из данной
таблицы видно, что важнейшими
формами досуга для всех трех
возрастных групп являются
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Подводя итог в рассмотрение теоретических аспектов досуга, мы можем еще раз отметить, что свободное время – это время, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. [6]
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее
поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. [1]
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально - психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
- в эмоциональном контакте, сопереживании;
- в информации;
- в объединении
усилий для совместных
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и
отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Молодежный
досуг подразумевает свободный
Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить
развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
Информация о работе Особенности технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста