Особенности технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить проблематику организации досуга в различных возрастных категориях.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2) Определить специфику организации досуга молодёжи и пожилых людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.1 Теоретические аспекты досуга…………………………………………….. 5
1.2 Специфика организации досуга молодежи…………………………….... 10
1.3 Специфика организации досуга пожилых людей……………………… 14
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Библиография

Файлы: 1 файл

Полная готовая курсовая.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………… 3

    1. Теоретические аспекты досуга…………………………………………….. 5
    2. Специфика организации досуга молодежи…………………………….... 10

1.3  Специфика организации  досуга пожилых людей……………………… 14

Заключение…………………………………………………………………….. 18

Библиография ………………………………………………………………… 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Благодаря этому времени индивид может развивать в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в трудовой деятельности. Деятельность должна осуществляться в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физическая культура и спорт, активный отдых, туризм, путешествия – вот чем и ещё многим другим может быть занят человек в свободное время. К. Маркс и Ф. Энгельс первыми указали на огромное значение свободного времени в жизнедеятельности общества и всестороннем развитии личности. К. Маркс оценивал свободное время как «настоящее богатство». Он писал, что оно «…остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для развития способностей и т. д.».

     Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

     Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально- культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни людей.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей  жизненной программы, развитие и  совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность  своим свободным временем.

     В данное  время складывается проблемная  ситуация в организации свободного  времени в различных возрастных  категориях. Тревогу вызывает отсутствие  интереса к здоровому образу  жизни, к занятиям физкультурой, спортом у населения. Заинтересованность  молодежи в просмотре телевизора, компьютерных, а так же азартных  играх, неорганизованное времяпровождение  приводит к снижению их активной  жизненной позиции. Так же проблемной  становится организация свободного  времени пожилых людей, так  как на данный момент эта  возрастная категория является  наиболее социально-незащищенной.

     На данном этапе очень важно организовать  свободное время в различных возрастных категориях, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая престарелыми людьми.

Цель: изучить проблематику организации досуга в различных возрастных категориях.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
  2. Определить специфику организации досуга молодёжи и пожилых людей.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ДОСУГА

     Досуг –  синоним словосочетания «свободное  время». В современных справочниках  и энциклопедических словарях  даются сходные определения досуга. Итак, досуг – это часть внерабочего  времени, которая остается у  человека после выполнения обязательных  непроизводственных обязанностей (время  на дорогу, на работу, сон, прием  пищи, занятия домашним хозяйством  и т.п.)

     Неумение содержательно  и с пользой для себя и  окружающих организовать досуг  – показатель низкой культуры  человека. С другой стороны, интересный  досуг – средство всестороннего  развития личности. К.Д. Ушинский  писал: «Если человек не знает,  что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него  и голова, и сердце, и нравственность».

     Свободное  время в современном обществе  отражает основные общественные  характеристики и тенденции развития. Например, переживаемый ныне кризис  в России весьма негативно  влияет на свободное время  многих групп населения. В обществе  насаждаются и пропагандируются  занятия, виды отдыха и развлечений,  свойственные «потребительскому  обществу». Особенно тревожат  негативные тенденции заполнения  досуга молодежи штампами «массовой  культуры», в основе своей становящейся  все более примитивной, безнравственной  и сексуализированной, а также распространение антикультуры — пьянства, алкоголизма, наркомании, хулиганства и преступности. Свободное время как общественно-историческая категория характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием. Величина (объем) свободного времени прежде всего зависит от продолжительности времени труда в данном обществе и обусловленной ею общей величины внерабочего времени. В свою очередь, бытовые нужды, передвижения на транспорте и пешком к месту работы и обратно, посещение магазинов и т. п. значительно сокращают объем собственно свободного времени. 
    За основание классификации свободного времени по его структуре можно принять характер осуществляемой людьми деятельности в свободное время с точки зрения восстановления сил человека, поглощенных трудом и другой неотложной деятельностью, а также социального, духовного и физического развития человека. 
     Среди главных структурных видов проведения свободного времени целесообразно особо выделить активную творческую деятельность, включающую чтение периодики и художественной литературы, любительские занятия (хобби), повышение квалификации, профессионализма, занятия физической культурой и спортом, участие в экскурсиях, турпоездках и круизах, воспитание детей, общение. 
Конкретизирует структуру свободного времени его содержание. Оно связано с определенными занятиями классов, групп людей или отдельного индивида, с той или иной деятельностью, с различными преобладающими видами деятельности, и вместе с тем оно позволяет определить их качество, эффективность и так далее. [5]

     Важное место  в структуре досуга занимает  общение с другими людьми –  семейный досуг, дружеские встречи  в домашних условиях, на природе,  а так же в местах массового  отдыха: игровых залах, клубах, кафе  и прочее. Всего ученые насчитывают  до 300 форм проведения свободного  времени.

     Деятельность, входящую в сферу досуга, можно  условно разделить на несколько  взаимосвязанных групп. К первой  из них относится учеба и  самообразование в широком смысле  слова. Это различные формы  коллективного и индивидуального  освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий,  чтение книг, просмотр телепередач  и т.п. 

     Другую группу  в структуре досуга представляют  различные формы любительской  и общественной деятельности: самостоятельные  или организованные (в учреждениях  культуры и спортивных организациях) занятия и увлечения (хобби). Перечень  их очень широк и всецело  зависит от уровня развития  науки, техники, культуры в  целом. Это и традиционные увлечение: коллекционирование, занятия хореографией, поэзией, живописью, фотографией, физкультурой, спортом и туризмом, а так же более современные направления, например, компьютерные клубы, объединения роллеров и другое.

     Наше общество  в последнее время меняется  в духовном и психологическом  плане. Изменения, произошедшие  в сфере досуга,  - это, по  сути, информационный взрыв, осуществляемый  демократическими средствами. Появилось  огромное число новых газет  и журналов, радиостанций и телевизионных  каналов, открываются новые театры.

     Ныне, с одной  стороны, создаются объективные  условия для свободного выбора  форм проведения свободного времени  в соответствии с интересом,  а с другой – понижение платежеспособности  населения и стремление, прежде  всего, обеспечить сносное существование  значительно снижают возможность  реализовать свой выбор.

     Согласно проведенным  социологическим исследованиям,  суточный фонд досугового времени  на одного человека составляет  в городе около 4 – 5 часов  в день (в неделю – 28 – 35 часов), на селе – меньше. Однако  эти средние показатели неодинаковы  у различных категорий населения. 

     Определенные  различия в проведение досуга, определяются возрастом, семейным  положением, профессией, полом. Данные, полученные Л.С. Жарковой, показывают соотношение разных форм досуга в трех возрастных категориях: до 30 лет, 31-50 лет, 51 и более лет (см. табл.).

Таблица 1

Форма проведения досуга

До 30 лет

31 – 50

51 и более лет

Просмотр телепередач

Просмотр кинофильмов

Посещение спектаклей, концертов

Встреча с интересными  людьми

Поездка за город

Участие в неформальных объединениях

Посещение дискотек, вечеров  танцев

Приём гостей

Чтение книг

Участие в тематических вечерах

Занятия физкультурой и спортом

Посещение родственников, друзей

Участие в художественной самодеятельности

Участие в техническом  творчестве

60,0

65,9

34,4

 

20,8

 

16,5

73,1

 

23,0

 

12,3

37,6

5,5

 

17,6

 

27,1

 

5,8

 

4,1

67,8

65,3

38,2

 

25,2

 

16,2

68,2

 

7,1

 

15,4

28,8

5,2

 

4,7

 

25,5

 

7,4

 

2,2

68,4

61,6

38,0

 

30,5

 

11,5

18,6

 

4,3

 

9,0

29,7

7,9

 

1,8

 

28,7

 

1,3

 

0,5


 

     Из данной  таблицы видно, что важнейшими  формами досуга для всех трех  возрастных групп являются просмотр  телепередач, кинофильмов, чтение, посещение спектаклей и концертов.  Вполне понятно, что у молодых  людей, в сравнение с другими  возрастными категориями, зафиксирован  большой интерес к танцам, участию  в неформальных организациях. [8]

     Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Подводя итог в рассмотрение теоретических аспектов досуга, мы можем еще раз отметить, что свободное время – это время, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

     К  специфическим   чертам  молодости  относится   преобладание   у   нее

поисковой, творческо-экспериментальной  активности. Молодежь более склонна  к игровой  деятельности,  захватывающей  психику  целиком,  дающей  постоянный приток эмоций. [1]

     Примечательной  особенностью  досуговой  деятельности  молодежи  стало  ярко выраженное стремление к  психологическому  комфорту  в  общении,  стремлении приобрести  определенные  навыки  общения  с  людьми  различного  социально - психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой  деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

      - в эмоциональном  контакте, сопереживании;

      - в информации;

      - в объединении  усилий для совместных действий.

      У  каждого   человека  вырабатывается  индивидуальный  стиль  досуга  и

отдыха, привязанность к  тем  или  иным  занятиям,  у  каждого  свой  принцип организации  проведения свободного времени  –  творческий  или  нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных  возможностей  и условий. Однако есть ряд общих требований, которым  должен  отвечать  досуг, чтобы  быть полноценным. Эти требования  вытекают  из  той  социальной  роли, которую призван играть досуг.

     В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

     Молодежный  досуг подразумевает свободный   выбор  личностью  досуговых  занятий. Он является необходимой   и  неотъемлемым  элементом   образа  жизни человека. Поэтому  досуг всегда  рассматривается   как  реализация,  интересов  личности, связанных с рекреацией, саморазвитием,  самореализацией,  общением, оздоровлением и т.п.  В этом заключается социальная  роль досуга. [3]

     Несомненно,  досуг  должен  быть  разнообразным,  интересным,  носить

развлекательный  и  ненавязчивый  характер.  Такой  досуг  можно  обеспечить предоставлением возможности  каждому активно проявить себя свою инициативу  в различных видах  отдыха и развлечений.

Информация о работе Особенности технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста